Психология меткого выстрела и методика обучения «технике» стрельбы из пистолета. Методика аутогенной тренировки в соревновательный период у стрелков высокой квалификации по пулевой стрельбе

Характеристика психических процессов стрелка

Высокие стабильные результаты в стрельбе связаны с высокой работоспособностью спортсмена, которая основывается на отличном здоровье, полноценном функционировании всех систем и органов, высоком тонусе нервной системы.

В то же время стрелковый спорт содержит ряд особенностей, отражающихся на физическом состоянии стрелка. К ним относятся:

Высокая степень напряжения нервной системы, необходимая для ведения целевой стрельбы, особенно возрастающая в связи с участием в соревнованиях;

Применение больших тренировочных нагрузок, связанных с выполнением однообразной работы статического характера;

Необходимость сохранения на всем протяжении упражнения большой точности действий, требующей высокой сосредоточенности;

Хроническое кислородное голодание организма, вызываемое коротким поверхностным дыханием стрелка при осуществлении первичной наводки оружия, полным прекращением дыхания при прицеливании и производстве выстрела, вдыханием воздуха, содержащим значительные примеси пороховых газов (особенно при работе в тирах полузакрытого и закрытого типов, имеющих, как правило, неудовлетворительную вентиляцию), степенным положением грудной клетки при изготовке к стрельбе (особенно в упражнениях стрельбы из винтовки);

Постоянное и весьма сильное раздражение органа слуха.

В начальном периоде обучения развитие психологических качеств было направлено на лучшее и более быстрое овладение техникой стрельбы и выполняло «обслуживающие» функции, то в фазе совершенствования стрелка психологическая подготовка формирует конкретные психологические качества, необходимые для достижения вершин спортивного мастерства, и становится самостоятельным, нередко главенствующим, направлением.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка полностью базируется на положениях теории психологии спорта.

К психическим процессам относятся:

Ощущение,

Восприятие,

Внимание,

Мышление,

Ощущение - отражение в сознании отдельных свойств внешних предметов, а также внутренних состояний организма. Для стрелка основное значение имеют ощущения, идущие от мышц. Это ощущение удобства или неудобства изготовки, ощущение правильной хватки, положение пальца на спуск, развиваемых им усилий, отдачи оружия, а также ощущение утомления или бодрости, готовности к ведению огня и многие другие. Развитие ощущений способствует спортивному совершенствованию стрелка и должно рассматриваться как самостоятельная учебная задача.

Восприятия - отражение в сознании раздражений, воздействующие на органы чувств. Правильность восприятий занимает важное место в достижении высоких результатов в стрельбе. Исключительно важное значение правильность восприятий приобретает в обстановке соревнований. Состояние возбудимости, равно как и нервное утомление, затрудняет оценку всесторонней готовности к ведению огня.

Внимание - активная направленность сознания человека на выделяемые объекты при одновременном отвлечении от всего остального. Внимание может сосредотачиваться как на окружающей действительности, так и на мыслях, воспоминаниях, чувствах, ощущениях. Спортсмену-стрелку нужно развивать способность сосредотачиваться на мыслях и действиях, которые определены задачами выполняемой или предстоящей работы, отключаться от окружающей обстановки, не замечать присутствия зрителей, судей, не реагировать на посторонний шум, разговор, поведение соседа по кабине и т.п., подавлять непроизвольно возникающие мысли, воспоминания, переживания, не относящиеся к выполняемой работе.

Воспитание внимания должно проводится в сочетании с другими сторонами подготовки.

Хорошо влияют на развитие внимания:

Целеустремленность - осознанная необходимость выполняемой работы для достижения поставленной цели;

Заинтересованность - переживание удовольствия от выполняемой деятельности, чувство эмоционального подъема и жизнерадостности;

Сознание долга или обязанности, внутренняя дисциплинированность, побуждающая к полноценному выполнению работы, большое трудолюбие, аккуратность и добросовестность.

Мышление. Знания, накапливаемые в ходе занятий стрелковым спортом, создают мыслительный фон, охватывающий все стороны деятельности стрелка. Стрелок должен научиться направлять свое мышление в зависимости от конкретной ситуации. Воспитание мышления стрелка преследует цели:

а) не допускать эмоциональной вспышки в угрожающей ситуации;

б) мобилизовать спортсмена на лучшее решение задач при благоприятных условиях.

Эмоции - переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Нервные центры эмоции находятся в подкорковых образованиях, регулирующих действие внутренних органов. Поэтому эмоции вызывают глубокие сдвиги вегетативных функций: сердечно-сосудистой системы, дыхания, желез внутренней секреции, органов пищеварения.

Возникшее эмоциональное состояние доминирует над всеми другими раздражителями. Оно обладает большой стойкостью, и изменение его крайне затруднительно. Эмоции принято делить на две группы:

Положительные, или активные, - стенические (от греч. «стенос» - сила);

Отрицательные, или пассивные, - астенические.

Психологическая подготовка включает умение стрелка воздействовать на свое состояние такими приемами, как самовнушение, самоубеждение, самообязательство, самоободрение, самоприказ.

Эти средства преследуют цель способствовать возникновению у спортсмена на соревнованиях благоприятного стартового состояния боевой готовности. Основные черты этого состояния: желание участвовать в соревнованиях, ясное представление приемов и действий, которые предстоит выполнить, ощущение своей власти над отрицательным влиянием обстановки соревнований.

Самовнушение. Внушением называется воздействие на психику человека путем сильного, впечатляющего словесного и эмоционального влияния со стороны другого лица или вызванного стечением обстоятельств. Самовнушение - подобное же влияние на душевное состояние человека, исходящее из его собственных мыслей и переживаний.

Сущность «техники самовнушения» состоит в том, что, готовясь к соревнованиям, спортсмен мысленно представляет обстановку соревнований, свое участие в них, вызывает психическое состояние, которое он желает испытывать на соревнованиях. Это необходимо выполнять заблаговременно, многократно, с полной сосредоточенностью.

Стрелку необходимо накапливать опыт регулирования своего эмоционального. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

В.М. Бехтерев указывал, что наиболее подходящее для осуществления самовнушения время - это периоды перед засыпанием и после пробуждения. Самовнушение помогает спортсмену создавать настроение, психологический фон и окраска которого способствует самообладанию, решительности, внимательности.

Самоприказ - побуждение к выполнению требуемых действий или выполнению усилий без размышления о причинах, побуждающих к их выполнению. Он должен применяться в условиях сильного утомления, когда спортсмен побуждает себя к полноценному завершению усилий. Стрелок заставляет себя откладывать выстрел, давая себе приказ: «Пока не буду стоять неподвижно, стрелять не буду!».

Самоубеждение - Форма воздействия, когда спортсмен убеждает себя мотивированными доказательствами, стремясь настроиться на нужные действия.

Эмоции человека всегда находят свои внешние выражения в характерных движениях, выражением лица, изменении тембра голоса и др..

Психологическая подготовка должна проводиться в течение всего учебно-тренировочного процесса. Сущность психологической подготовки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень результатов в условиях эмоциональной напряженности. Эмоционально возбужденный или заторможенный стрелок, как правило, показывает худший результат, чем на обычных занятиях-тренировках, потому что страх сделать ошибку вовремя стрельбы постоянно доминирует в его мыслях, это мешает сосредоточиться на производимом выстреле.

По мнению психологов, для эффективной работы с другими людьми крайне важно изучить его индивидуальные особенности и понять его внутренний мир. Установлено, что кора головного мозга в случае необходимости может влиять - изменять или подавлять рефлексы. Следовательно, стрелок в процессе образования правильного навыка стрельбы должен научиться подавлять эти рефлексы и вызываемые ими реакции. Задача преподавателя - помочь ему подавить нежелательные рефлексы.

Отрицательные эмоции (тревога, страх) вызывают вегетативные реакции, которые внешне проявляются побледнением или покраснением лица, потливостью (влажные ладони, испарина на лбу), учащением дыхания, пульса, тремором у начинающих стрелков наблюдается изменение речи (дрожащий голос, очень тихая или громкая речь), мимики жестов (напряженное маскообразное лицо, дрожание рук, тела, скованные движения). Также происходит замедление темпа деятельности, ухудшается внимание, память, нарушается сознательный контроль за ошибками, количество ошибочных действий увеличивается, движения нарушаются, становятся менее точными, а в состоянии страха - зажмуривание глаз, втягивание головы в плечи, пригибание к земле, отшатывание после выстрела, оцепенение.

Основным условием воспитания стрелка является воспитание воли, то есть привитие стрелку качеств, позволяющих в условиях эмоциональной напряженности реализовать навыки и умения, приобретенные в ходе учебно-тренировочного процесса. Решение этой задачи невозможно без развития способности противостоять эмоциональным реакциям, препятствующим достижению высших результатов.

Л.М. Вайнштейн считает, что проведению занятий должно предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах стрелку необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, произвести внушение стрелку путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создать словесным внушением состояние боевого воодушевления, уверенности и решительности.

Известно, что эмоциональные возбуждения глубоко и прочно закрепляют в памяти человека пережитые события. У каждого стрелка были моменты, когда, он показывал отличные результаты или одерживал победу. Чтобы стрелок мог самостоятельно владеть способностью вызывать такое состояние в ответственный момент стрельб, ему необходимо постоянно упражняться в этом, то есть владеть «техникой самовнушения». Стрелку необходимо накапливать опыт регулирования своего эмоционального состояния. Эффективным средством может служить применение словесных формул самовнушения.

Одним из доступных методов совершенствования своего организма служит аутогенная тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить спортсменов произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники и т.д. с целью повышения способности к саморегуляции, с помощью которой можно регулировать своё психическое состояние. В таких случаях используются ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, - самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие приемы самовнушения .

05.04.2016

Состязания в меткости стрельбы уходят корнями в седую древность. Меткий охотник всегда был гордостью своего племени. В наше время спортивная стрельба культивируется во многих странах мира, являясь одним из наиболее массовых и престижных видов спорта.

Своей популярностью стрелковый спорт обязан самим интересом стрельбы в цель, доступностью всем желающим независимо от пола, возраста, физических данных, Победители Олимпийских игр и чемпионатов мира становятся национальными героями. К завоеванию высших спортивных титулов стремятся стрелки - энтузиасты многих стран мира. В большинстве это молодые честолюбивые спортсмены, обладающие хорошими способностями и высоким спортивным трудолюбием. Они располагают всеми условиями для полноценного тренировочного процесса, но чаще всего останавливаются в росте результатов, так и не достигнув желаемой цели. В чём причина, ведь раньше результаты росли, перед спортсменом открывалась высокая спортивная перспектива.

Сейчас работа не хуже, почему же она перестала давать отдачу? Ответ один: переход на более высокий уровень подготовленности требует совершенствования тренировочного процесса, новые задачи требуют новых решений. Мировой стрелковый спорт постоянно развивается. В ряде упражнений пулевой стрельбы результаты достигли предельного уровня или близки к нему. Чем ближе вершина, тем труднее продвижение.

Поражение центра мишени каждым производимым выстрелом требует специальной подготовки, как технической, так и психологической, всё большее значение приобретает надёжность владения техникой прицельного выстрела. На подступах к рекордному уровню скапливается большое количество сильных спортсменов стрелков.

Соревновательная стрельба значительно отличается от тренировочной. Одного искусства меткого выстрела становится недостаточно. Эмоциональное напряжение, неизбежно возникающее у стрелка участвующего в ответственных соревнованиях, затрудняет выполнение даже хорошо освоенных действий. Владение методиками психорегуляции становится одной из центральных задач подготовки.

Спортсменов-стрелков, по целям которые они ставят перед собой, можно условно разделить на три группы:
* «Спорт для себя». Любовь к оружию, интересное занятие в часы досуга, укрепление чувства уверенности в себе.
* «Для друзей». Участие в соревнованиях клубного, регионального, национального масштабов. Победа в соревнованиях здесь оценивается выше уровня показанного результата.
* «Для страны». Овладение рекордным уровнем результатов. Подготовка как к борьбе за победу в соревнованиях высшего ранга - Олимпийских играх, чемпионатах мира.
Это разные цели, требующие различного времени, усилий, материальных затрат. Различного содержания тренировочного процесса.

Руководство подготовкой стрелка высокого класса требует специальных, профессиональных тренерских знаний. Для методически грамотного построения подготовки необходимо знать к чему мы стремимся, какие конкретно качества хотим формировать, каков конечный продукт нашей работы. Психологи на основе изучения выдающихся имен мирового спорта установили присущие им черты, способствующие достижению победы на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Совокупность этих черт может рассматриваться как «Модель чемпиона».

Применительно к спортивной пулевой стрельбе она ориентировочно сводится к следующему:
* Увлеченность, любовь к спорту.
* Постановка высоких, спортивных целей.
* Низкий уровень личной тревожности.
* Совершенное владение спортивной техникой.
* Высокое спортивное трудолюбие.
* Развитое чувство соревновательности, спортивной агрессивности.
* Навыки психорегуляции.

Мы не знаем имен победителей будущих Олимпийских игр, но знаем, какой сплав спортивного мастерства и личностных качеств потребует успешное выступление в этих соревнованиях. Наш спорт накопил опыт позволяющий прогнозировать подготовленность победителя Олимпиады третьего тысячелетия.

Предлагаемая работа делает попытку найти ответы на вопросы, выдвигаемые практикой стрелкового спорта. Раскрыть систему взглядов на подготовку спортсмена-стрелка высокого класса, сложившуюся на основе сочетания многолетнего практического опыта с прикладными положениями спортивной педагогики, физиологии, психологии.

Обращение к этим дисциплинам не преследует общеобразовательные цели, а носит избирательный характер, для обоснования отдельных вопросов методики тренировочного процесса. Работа включает отдельные положения более ранних публикаций автора и методические разработки последнего времени.

Разделы подготовки спортсмена-стрелка
В пулевой стрельбе, равно как и в других видах спорта, принято рассматривать пять основных разделов подготовки спортсмена: физическую, техническую, психологическую, тактическую, теоретическую. Все они выступают в тесной взаимосвязи, составляя единый комплекс подготовки спортсмена-стрелка высокого класса. Каждый из этих разделов имеет свои цели, задачи, методы. Распространённой ошибкой является переоценка значимости одних сторон подготовки и недооценка других. Преимущественное развитие одной стороны подготовки не может компенсировать недостатков другой. Резервы совершенствования спортивного мастерства содержатся в каждом из этих разделов, но имеют определённые пределы. Каждое может быть главенствующем на определённом этапе подготовки и утратить своё центральное значение после решения стоящих перед ним задач.

Теоретическая подготовка
В методической литературе по стрелковому спорту теоретическую подготовку обычно ставят на последнее место. Такое ранжирование заимствовано из атлетических видов спорта и не отвечает специфике пулевой стрельбы. Действия стрелка программируются, проходя «через призму его сознания». Теоретические знания способствуют целенаправленности подготовки, конкретизации ставящихся тренировочных задач, методической грамотности их решения. Позволяют определить причины неудач, стимулируют усилия на их преодоление. Создавая убеждённость в правильности методов подготовки, раскрывают видение высокой спортивной перспективы.

ЗНАНИЯ, которыми должен обладать стрелок, следует рассматривать в ТРЁХ УРОВНЯХ:
* ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ, создающий общее видение спорта, позволяющий ориентироваться в его проблемах, определять направления работы.
* ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ, владение которыми, позволяет использование их в практической работе, когда возникает потребность в этом.
* НАВЫКОВ, повседневных действий, многие из которых протекают на автоматическом уровне.

С ростом мастерства возрастает доля самостоятельности стрелкам в определении и решении проблем своей подготовки. Возникает необходимость расширения и углубления знаний, относящихся к методической стороне тренировочного процесса. Теоретическая подготовка стрелка высокого класса может и должна включать вопросы из различных областей знаний, но все они должны иметь избирательную направленность на совершенствование спортивного мастерства.

В руководстве "Путь на Олимп" теоретическая подготовка стрелка начинается с рассмотрения вопросов психологической подготовки. Деятельность психических механизмов пронизывает все направления подготовки стрелка, присутствует во всех сторонах его работы. Ориентация в психических функциях, их месте и роли в стрелковом спорте, поможет читателю при рассмотрении дальнейшего материала.

Адаптация психики к соревновательной обстановке.
Стрелковый спорт это сложнокоординационный вид спортивной деятельности, в котором достижение успеха зависит не только от мастерства спортсмена, его технической оснащённости, но и в значительной степени от того, насколько он психологически подготовил себя к выступлению. И нужно заметить, что не только начинающие, но даже в большей степени стрелки высочайшего уровня подвержены влиянию различных стрессовых факторов, которые отрицательно влияют на результат. Вместе с тем достижение высоких результатов и тем более рекордов, невозможно без учёта психологических факторов даже при отличной координации и великолепной физической готовности стрелка. За гранью простой бессмысленной силы и техники всегда будет нечто, что не позволит спортсмену достичь рекордного результата. Потому что дальше совершенствование идет не в физической и технической плоскости но именно в мире мысли, в психике человека.

При выступлении на соревнованиях практически все спортсмены отмечают, что психологическое и физиологическое состояние сильно отличается от состояния на тренировке. В результате этого у некоторых спортсменов результат улучшается, у других, напротив, ухудшается. Улучшение можно объяснить оптимальной мобилизацией организма к работе, а вот ухудшение результата, как правило, происходит из-за перевозбуждения, апатии и различных тревог, связанных с негативным опытом.

Ухудшение результата - явление наиболее частое. Большинство спортсменов на тренировках добиваются достаточно высоких результатов, но волнение, вызванное соревновательной обстановкой, сводит на нет все навыки, выработанные на тренировках. Многие спортсмены, столкнувшись с данной проблемой, нередко просто уходят из спорта, думая, что эта проблема не разрешима. Иногда даже приходится слышать от некоторых тренеров в адрес таких спортсменов: «мандражист, толку никогда не будет»; «рожденный ползать - летать не может» и т.д. Но это далеко не так, «мандражист» - это диагноз не окончательный. Психика человека ТРЕНИРУЕМА, как и многие другие функции человеческого организма. Если мы начали делать физические упражнения, то укрепляются мышцы, их сила, выносливость, если тренируем память, то улучшается возможность запоминать. А для улучшения своего состояния на соревнованиях и лучшей мобилизации нужно заниматься своей головой.

Кроме стрелкового спорта существует много других видов спорта и деятельности человека, где приходится решать подобные задачи и тренировать психику. Причем, применяемые методики очень похожи. И в стрельбе, и в других видах спорта, где требуется выполнить какие-то упражнения, требующие высокой координации и концентрации внимания, таких, как гольф, бильярд, прыжки в воду, прыжки в высоту и т. д., многие сильнейшие спортсмены используют такие же методы. Это аутогенная тренировка, мысленное проигрывание сложных ситуаций, возможных в будущих выступлениях, самовнушение, медитация. Подобным же образом происходит подготовка в профессиональной деятельности бойцов спецназа, летчиков и космонавтов.
Поскольку все люди разные, у одного на это уходит меньше сил и времени, у другого больше, но результат один: психика адаптируется к определенному виду деятельности. Задача спортсмена и тренера освоить методы адаптации психики. Ниже мы рассмотрим психологические состояния и различные мешающие факторы, с которыми приходится сталкиваться спортсмену. Врага, как говорится, нужно знать в лицо.

Возбуждение - это реакция организма на стрессовую ситуацию. Упрощенно, физиологический механизм возбуждения проявляется следующим образом: в кровь из надпочечников выбрасывается адреналин и норадреналин, которые сужают и расширяют различные кровеносные сосуды, увеличивается частота и сила сердечных сокращений. За счет этого происходит перераспределение кровотока и в результате дополнительный приток крови позволяет более эффективно обеспечивать мышцы кислородом и питательными веществами.
Кроме того, повышается частота дыхания, улучшается реакция и изменяются другие функции организма. Само по себе возбуждение - это древний и необходимый механизм мобилизации организма, заложенный в нас природой, и позволяющий более эффективно использовать резервы организма в борьбе за выживание. Если рассматривать реакцию организма на стресс, то наиболее выраженная реакция наблюдается в первую очередь на реальную опасность, это и понятно, а вот на втором месте по влиянию на психику стоит незнакомая или непривычная обстановка, с чем мы часто встречаемся на соревнованиях. Неизвестность предполагает некоторую опасность и поэтому реакция организма также достаточно выражена: в кровь выбрасываются норадреналин и адреналин в больших количествах, чтобы быть готовым к борьбе. Но во время выступления на стрелковых соревнованиях этот полезный механизм выживания становится серьезной помехой в достижении результатов. Излишнее волнение сужает объем внимания, нарушает координацию движений, а из-за дополнительного напряжения мышц ухудшается устойчивость оружия.

Апатия - это состояние, противоположное возбуждению и гораздо реже встречается в стрелковом спорте. Характеризуется тем, что во время выступления у стрелка наблюдается пониженная работоспособность, равнодушие к выполняемой работе, пониженная концентрация внимания. Частота сердечных сокращений и давление, как правило, не сильно отличается от значений покоя. Ухудшение результата в основном происходит из-за снижения концентрации внимания и пониженного тонуса организма. Причина апатии в большинстве случаев вызывается перевозбуждением перед стартом, перетренированностью, переутомлением, болезнью, а также отсутствием мотивации.

Тревоги и беспокойства, связанные с негативным опытом.
Если возбуждение и апатия в большей степени связаны и отражаются на физиологическом состоянии организма, то тревоги и беспокойство это уже больше психологическая проблема. Тревоги могут иметь конкретные причины, например: неудачно выступить, боязнь первого или последнего выстрела, попасть в цейтнот, подвести команду и т. д. Но есть и тревоги неосознанные, которые вроде ни с чем не связаны в настоящее время. Это происходит по такому же принципу, как и развиваются классические неврозы: например, когда-то в прошлом спортсмен участвовал в соревнованиях и во время выступления сильно волновался и потерпел неудачу. Впоследствии обстановка соревнований или мысли о предстоящих соревнованиях автоматически запускают тревожное состояние. Ухудшение результата происходит из-за дополнительного повышения мышечного тонуса, посторонних мыслей и тревог, которые не дают сконцентрироваться нашему вниманию.

Подготовка к соревнованиям.
Описанные выше состояния, как правило, появляются при неправильной или вообще при отсутствии какой либо психологической подготовки. Поэтому для более успешного выступления на соревнованиях спортсмен и тренер должны заранее начинать подготовку к предстоящему выступлению. Многие известные спортсмены начинали психологическую подготовку задолго до соревнований: олимпийский чемпион из скоростного пистолета Сергей Алиференко представлял, что он стреляет на Олимпийских играх ещё за два года до начала соревнований, олимпийские чемпионы Артем Хаджибеков (пневматическая винтовка) и Марина Логвиненко (пневматический пистолет) начинали это делать примерно за один год. Заранее проведенная психологическая подготовка повышает надежность и результат выступления. После того, как спортсмен в течение длительного времени представлял себя выступающим на Олимпийских Играх или других соревнованиях, психологическое состояние во время выступления на них становится более стабильным, физиологические реакции менее выраженными. И благодаря этому удается показать результат, иногда даже более высокий, чем на тренировках. Пример адаптации своей психики каждый может вспомнить из своего опыта. Вспомните свою стрельбу, когда первый раз пришли в тир. Многие довольно сильно волновались. Но прошло совсем немного времени, и уже от волнения почти ничего не осталось. Примерно то же происходит после нескольких выступлений на соревнованиях одного уровня. Все это еще раз говорит о том, что психика тренируема. При подготовке к крупным соревнованиям этот процесс несколько усложняется: тем, что например, Олимпийские Игры устраивают только один раз в четыре года. В этом и проблема. Никто не будет ждать, когда ваша психика адаптируется после нескольких выступлений на олимпиадах. Медаль нужна именно на данных Олимпийских играх.
Каким же образом можно найти возможность подготовки к подобным соревнованиям? Основной инструмент этой методики - аутогенная (ментальная) тренировка. Многие знают о ней или слышали. Но как использовать и для чего это нужно, часто не понимают. В нашем случае аутогенная тренировка позволяет ввести человека в такое состояние, в котором появляется возможность мысленно смоделировать любую ситуацию, что невозможно в обычном состоянии. Если, например, я сейчас вам скажу, что вы летите в кабине космического корабля, то в это не очень-то и поверится, вы подумаете: какой там космический корабль, сижу вот и читаю эту статью по психологической подготовке. Но совсем иначе происходит, если вы, используя аутогенную тренировку, ввели себя в состояние полного расслабления, близкого ко сну. Вот здесь уже гораздо легче почувствовать себя космонавтом и ощущения полета будут близкими к реальным. Так вот, аутогенная тренировка дает вам шанс побывать в ситуации, в которой вы никогда не бывали, и повторять это можно много раз. В результате происходит тренировка психики и её программирование. И поэтому, чем детальнее, ярче вы представляете, например, предстоящие Олимпийские игры или Чемпионат страны, тем уверенней и успешней будет ваше выступление на этих соревнованиях.

Применение аутогенной тренировки.
Аутогенные тренировки желательно начинать задолго до соревнований: за 6-7 месяцев или больше. Но если остался более короткий период, то это тоже даст эффект. Как бы мало времени не осталось до соревнований, это время надо использовать. На первом этапе нужно освоить основы аутогенной тренировки. Можно брать практически любую методику. Они в основном схожи. Основная цель? полностью расслабиться и ввести себя в состояние дремоты. Как правило, на это уходит от недели до трех. Далее уже можно пробовать представлять какие-либо образы. На первом этапе очень хороший эффект дают коллективные тренировки под руководством тренера или психолога. Но после освоения этого нужно переходить к индивидуальным самостоятельным тренировкам. Это важный момент. Во время выступления на огневом рубеже вы будете один (одна) и нужно уметь преодолевать все трудности без посторонней помощи. Для более яркого и точного представления об предстоящих соревнованиях нужно собрать максимум информации об стрельбище. Желательно посетить его, если есть возможность. Но если такой возможности нет, то достаточно фотографий, видео материалов или просто словесного описания. Имея такую информацию, гораздо легче представить себя на этом стрельбище и начать привыкать к обстановке данного стрельбище. Далее стрелок должен вспомнить и записать на бумаге те моменты, которые негативно влияют на его психологическое состояние и выводят из душевного равновесия. Распределить их по вероятности появления и по силе влияния на психику (примеры смотрите ниже). Потом, учитывая это все эти факторы, поочередно нужно проработать их, представляя, будто бы случились это во время стрельбы на соревнованиях, причем во время одного занятия достаточно отработать не более одного-двух. Например, на первом занятии нужно просто представить, что вы приехали на стрельбище в день старта, уже этого бывает достаточно, чтобы сердце начало учащенно биться. Но, через несколько занятий, вы заметите, что приезд на стрельбище уже никак не влияет на ваше состояние, а сердце продолжает спокойно биться. Уже можно сказать, что произошла некоторая адаптация к данной ситуации, поэтому имеет смысл переходить к следующему пункту: например, отработке первого зачетного выстрела и так далее по списку. Большая часть времени, естественно, уделяется факторам, которые наиболее вероятны. Один из них? это конечно, большое количество попаданий в «10». Если вы настраиваетесь на высокий результат, то вероятность большого количества «десяток» очень высока, и нужно быть готовым к этому. При моделировании соревновательных ситуаций главное так представить всё, чтобы появилось небольшое возбуждение, а далее на фоне этого состояния представлять стрельбу, но не просто стрельбу, а именно мышечные ощущения правильного выстрела. При этом, если используются какие-то словесные внушения, то не должны допускаться фразы с отрицанием «НЕ» (не БОЮСЬ, не ВОЛНУЮСЬ). Наша психика так устроена, что отрицание «НЕ» опускается, и остаются только слова: БОЮСЬ, ВОЛНУЮСЬ. Поэтому при внушении используются только фразы типа: «я УВЕРЕН», «я КОНТРОЛИРУЮ» и т.п. После освоения вышеописанной методики можно переходить к подобному моделированию обстановки соревнования в момент проведения тренировки или во время выступления на соревнованиях невысокого уровня. Между выстрелами нужно закрыть глаза и представить себя стреляющим, например, на Чемпионате или кубке России, после этого стрелок открывает глаза и старается сделать выстрел наиболее правильно. Также имеет смысл использовать еще одну возможность психологической подготовки. Очень часто стрелок начинает думать об предстоящих крупных соревнованиях и появляется волнение и легкая паника. Бояться этого не надо? напротив, данное возбуждение можно использовать с пользой для дела. Фактически появляется возможность, не прибегая к аутогенной тренировке и прочим хитростям, дополнительно потренировать свою психику. В эти моменты, так же как и при аутогенной тренировке, стрелок должен прокручивать мышечную модель идеального выстрела и внушать себе при этом уверенность в достижении высокого результата на выступлении. Внушение ведется в положительном ключе. Не допускайте каких-либо панических чувств и ощущений. Польза данных тренировок в том, что психика тренируется и идет её программирование на успешное выполнения предстоящей работы.

Негативные факторы и пути их нейтрализации.
Для облегчения и упрощения понимания вышеописанного был проведен опрос спортсменов и тренеров сборной команды России по стрельбе. Задан был один только вопрос: «Что мешает или когда-либо мешало вам успешно выступать на соревнованиях?» В результате опроса получился вот такой немаленький список:
Проблемы, связанные с техническими факторами:

  • Поломка оружия во время стрельбы или перед стрельбой.
  • Замена оружия или стрелковой одежды прямо перед соревнованиями.
  • При стрельбе из пневматического оружия зарядил две пульки сразу или пульку обратной стороной и выстрелил.
  • Поломка оружия у соседа.
  • Поломка мишенной установки.
  • Задержка начала стрельбы.
  • Остановка стрельбы на неопределенное время.
  • Долгая дорога от места проживания до стрельбища.
  • Неудобное стрелковое место (мало места, наклон пола, деревянный не жесткий пол).
  • Неудачная смена. Например, на некоторых стрельбищах во вторую смену ветер усиливается.
  • Изменение правил соревнований. Cтрелок узнал об этом в последний момент.
  • Неблагоприятные погодные условия: ветер, жара, либо холод.
  • Случайный, не прицельный выстрел, попавший далеко от центра.
  • Выстрел в мишень соседу или чьё-то попадание в вашу мишень.
  • Стрелок забыл что-либо из стрелковой одежды, прицел, патроны, мушку и т.д.

Проблемы, связанные с психологическим и субъективным восприятием:

  • Перед выходом на старт кто-либо из «доброжелателей» специально или, не ведая того, что-то сказал в ваш адрес, что могло вас задеть, типа: «Чего это ты такой бледный? Волнуешься, наверное?»
  • Низкая мотивация.
  • Отсутствие стимула к борьбе.
  • Боязнь неудачного выступления.
  • Цейтнот или боязнь попасть в цейтнот.
  • Высокая ответственность.
  • Отбор на более крупные соревнования.
  • Командные соревнования.
  • Не отмеченные выстрелы. Добавляют чувство неуверенности.
  • Невезение. Много выстрелов «9,9», например. Это может выводить из себя.
  • Точный подсчет результата стрельбы во время выполнения упражнения.
  • Большое количество хороших выстрелов.
  • Ссора с тренером или с кем-нибудь из близких людей незадолго до стрельбы.
  • Нервное, возбужденное поведение личного тренера.
  • Наплевательское отношение тренера или излишняя опека.
  • Претензии судьи по поводу и без повода.
  • Присутствие зрителей.
  • Назначенное любовное свидание после стрельбы (Присутствие любимого человека невдалеке от стрелкового места).
  • Один из основных ваших соперников находится рядом.
  • Видны результаты стрельбы стоящего рядом соперника.
  • Неприятный стрелок, стоящий рядом, и неадекватно ведущий себя. Запах от кого-либо из соседей.
  • Смена обычных изготовок прямо перед соревнованиями.
  • Посторонние навязчивые мысли, не связанные со стрельбой (о деньгах, работе, противоположенном поле и т.д.).
  • Планируемый отъезд домой или куда-то ещё сразу после стрельбы (чемоданное настроение).

Факторы, связанные со здоровьем или изменённым физическим состоянием:

  • Болезни. Травмы. Физические перегрузки накануне.
  • Месячные циклы у женщин.
  • Не выспался или переспал. Нарушения ритма сна и отдыха.
  • Акклиматизация.
  • Перетренированность.
  • Пониженная работоспособность, связанная с неполноценным питанием. Пищевые отравления. Много выпитой воды перед стрельбой. Переедание перед стрельбой. Алкоголь, выпитый накануне.
  • Перегрев на солнце.
  • Процедуры, проведенные накануне или непосредственно перед стрельбой (массаж, физиотерапия и т.д.). Любовные свидания.

Большинство из этих негативных факторов в действительности не представляют никакой серьезной проблемы для достижения высокого результата или победы в соревнованиях. Часть из них усиливают волнение, а часть добавляют в общее состояние элементы тревоги или отвлекают внимание. Некоторые из этих факторов иногда, напротив, дают возможность успокоиться, особенно если стрелок вышел на рубеж в сильно возбужденном состоянии, а стрельбу задержали на некоторое время, то этого нередко хватает для успокоения и приведения себя в оптимальное состояние. Данный список нужен в первую очередь для того, чтобы спортсмен и тренер могли быстрее выяснить причину неудачной стрельбы. Нередко стрелок может из пустяка раздуть гигантскую проблему. Например, можно зациклиться на том, что сосед шмыгает носом или кто-то из зрителей разговаривает. Фактически эти вещи не могут объективно повлиять на успешность вашей стрельбы, и зависит это от того, как к этому человек относится. И часто стрелок даже не осознает, что завел себя из-за такой ерунды. В последнем разделе списка находятся факторы, меняющее физиологическое состояние. Для чего это сделано. Если вы заболели, отравились или перегрелись на солнце, то довольно трудно показать хороший результат, но результат будет хуже, если спортсмен начинает думать что это мешает ему. В данной ситуации нужно просто остановиться, сделать небольшой перерыв, проверить, чем занята ваша голова, а затем переключить свое внимание на более важные вещи. Для диагностики уровня возбуждения рекомендуется периодически проверять ЧСС (частота сердечных сокращений). Буквально за 2-3 старта вы уже будете знать, сколько ударов сердца в минуту для вас будет оптимальным. И если во время стрельбы вы обнаружите, что количество ударов увеличилось по сравнению с нормой на 10 и более ударов, то лучше остановиться. Наиболее простой и эффективный метод стабилизировать свое состояние? это дыхательные упражнения. Короткий вдох и длинный-длинный выдох с расслаблением мышц лица и рук. Данная методика работает почти всегда.

Влияние предыдущего опыта.
Нередко неудачное выступление на прошедших соревнованиях влияет на успешность и психологическое состояние в будущем. Происходит это по тем же законам, как развиваются неврозы и невротические состояния. О неудачном выступлении на соревнованиях может остаться след в памяти, и в будущем любые соревнования начинают ассоциироваться с неудачей. Избавиться от этого непросто. Требуется перестроить свою психику. Желательна помощь опытного тренера или психолога. А вот профилактика в данной ситуации не требует больших усилий и имеет гораздо больший эффект. Для снижения негативного влияния неудачных выступлений необходимо после каждого соревнования делать анализ своего выступления. Анализ стрельбы ведется по двум направлениям:

  • первое - выяснение причин неудачных выстрелов (чисто технических, без каких либо мышечных и эмоциональных аспектов).
  • второе - вспомнить наиболее удачные выстрелы, особенно мышечные ощущения. Огромную роль может сыграть здесь ведение спортивного дневника, в котором описание прошедшего выступления необходимо представить в положительном ключе.

Вот два примера записи одного и того же выступления в стрельбе из пневматической винтовки:
Вариант №1.

  • Результат ужасный (93+94+93+95+95+99=569) занял 37 место из 48 человек. Перед стартом была небольшая тревога и боязнь неудачно пострелять, но сильного волнения не было. Вышел на старт в нормальном состоянии, но как только объявили команду приготовиться, и тут понесло, началось такое сильное волнение и сердцебиение, что даже хотел уйти с рубежа и сказать тренеру, что мне плохо. Была какая-то безотчетная не контролируемая паника, я не знал что делал. Все как во сне. Руки потели и тряслись. Еще эта дрожь в ногах. На второй серии немного успокоился, но потом снова все началось. Последняя серия получились неплохо, но толку мало, поезд ушел. Два моих товарища по команде отстреляли гораздо лучше и заняли 3 и 7 место. Но я их подвел - команда осталась без медали. И тренер даже не стал со мной разговаривать. Предчувствие о неудаче меня не обманули, все так и случилось. Наверное, я никогда не смогу хорошо стрелять на соревнованиях. Думаю пора завязывать с этим спортом.
Вариант №2.
  • Результат (93+94+93+95+95+99=569) Результат конечно невысокий, но ничего. Можно простить себя, все-таки были положительные моменты. Получил неплохой опыт. На первых сериях никак не удавалось взять себя в руки. Но после 3 серии измерил пульс, оказалось 135 ударов, многовато. После чего вспомнил, как мой тренер советовал делать дыхательные упражнения. Вдох и длинный, длинный выдох с расслаблением. Сделал около 10 дыхательных упражнений. После этого действительно стало лучше. Смог взять себя в руки. И пульс снизился до 105 ударов. Надо будет в будущем использовать дыхательные упражнения и контролировать пульс. Вторая проблема, с которой пришлось столкнуться: это выстрелы далеко от центра, попал девять раз в «8». Основная причина - зацеливание. Очень затягивал выстрел, и вместо того, чтобы отложить, продолжал прицеливаться, и в итоге в момент выстрела оружие уходило из центра. Но, было большое количество десяток. Это конечно радует, не все потеряно. Особенно были хорошими две последние серии. Если учесть, что пятую серию начал двумя 8 и 9, то можно сказать, что оставшиеся выстрелы были просто блестящими, за 17 выстрелов только 1 девятка. Произошла такая перемена благодаря тому, что вспомнил последние свои тренировки, а именно вспомнил мышечные ощущения замирания перед выстрелом. Представлял что мое тело наполнено водой, а перед выстрелом вода замерзает. Стрелять стало гораздо легче. Резко улучшилась устойчивость и пропала дрожь в ногах. Надо во что бы то ни стало запомнить и закрепить данное ощущение замерзания воды!!!

Как видно из этих двух описаний стрельбы, в первом варианте спортсмен объясняет свои действия очень эмоционально и в основном преобладают негативные эмоции и паника. Описывая таким образом прошедшие соревнования, он еще больше закрепляет в памяти ощущение неудачи. Тем самым практически ставит себе крест на будущей спортивной карьере. В таких случаях часто обстановка соревнований связывается с негативным психологическим состоянием. И в будущем состояние волнения, беспокойства и тревоги на соревнованиях запускаются автоматически. Второй вариант записи выступления диаметрально отличается от первого. Результат соревнования тот же, всего 569 очков, фактически это неудачное выступление. Но спортсмен правильно проанализировал причину неудачной стрельбы, без какой либо эмоциональной окраски. Кроме того, он смог извлечь пользу, запомнив мышечные ощущения последних выстрелов. Как правило, именно такой подход помогает накопить положительный опыт и в итоге способствует спортивному росту. После окончания соревнований должны оставаться только положительные эмоции.

Все описанное выше было о том, как бороться с излишним возбуждением и тревогами, но этого не всегда достаточно для победы на крупных соревнованиях. Спокойное состояние во время выступления не гарантирует того, что вы будете на протяжении выполнения упражнения максимально мобилизованы и всё будете делать правильно. Для получения высокого результата потребуется еще и высокая мотивация и желание победить.

Правильная постановка цели.
Теперь о постановке цели. Очень важно правильно поставить цель. Цели можно ставить по-разному. Можно поставить главной целью обстрелять всех в своем клубе. Пройдет некоторое время, и вы действительно станете сильнее тех, которые вас окружают но, выехав на соревнования, где собираются спортсмены из разных клубов и городов, может оказаться, что ваш результат находится в нижней части таблицы. Вы двигаетесь дальше, ставите своей задачей стать Чемпионом страны, но обязательно найдется какой-нибудь «умник», который своей задачей поставит сделать новый Рекорд и оставит вас с носом. В итоге, вы всегда будете в роли догоняющего. Когда мы ставим себе цели то, как правило, эта цель имеет какое-то конкретное значение. Так вот, если мы поставили задачу обстрелять товарища в своем клубе, а этот ваш товарищ имеет лучший результат в стрельбе лежа 585 очков, то мы тем самым ограничиваем свой рост этими 585 очками. И даже если мы ставим задачу побить рекорд, то и здесь мы ставим себе ограничения, потому что рекорд? это определенные очки и конкретный рубеж. Нередки случаи, когда кто-нибудь из спортсменов вдруг устанавливает новый рекорд, на много очков превосходящий прежний, и буквально следом уже многие начинают показывать результаты более высокие, чем вчера.
Вот один из примеров: в 1990 году рекорд из пневматической винтовки у мужчин держался на уровне 587 очков, а основная масса лидеров стреляла в районе 583 - 585, и вдруг на Чемпионате ДОСААФ СССР Юрий Заволодько попадает 594!!!. Для нас это был просто удар. Хотелось с горя бросить стрельбу, потому что такой высокий результат казалось абсолютно не достижим. Но прошел всего месяц и уже на Чемпионате СССР результат 587 очков не входил в тройку призеров, а уровень лидеров переместился на 590 - 592 очка. Оказалось, что технически многие из нас уже были готовы к более высоким результатам, но существовал психологический барьер, который Заволодько сломал. Поэтому если вы хотите добиться высокого уровня, то стремиться надо к абсолютному совершенству. На соревнованиях нужно поставить задачу не просто стать Чемпионом, а попасть максимально возможный результат. Борьба на соревнованиях должна быть направлена не на конкретного соперника или результат, а на борьбу с самим собой, со своими тревогами и слабостями.

МСМК по пулевой стрельбе
Александр Куделин

Наиболее опытные стрелки понимают, что судьба стрельбы решается в их голове. Люди часто говорят о трудных днях, о невозможности сосредоточиться, но что они под этим имеют в виду? Давайте определимся в понятиях.

Чтобы получить хороший результат, стрелок должен непрерывно сопровождать глазами птицу, а руками - постоянно управлять направлением ствола. Любой умственный или физический фактор, который может помешать выполнению этих элементов, приведет к плохой стрельбе.

Если у стрелка болит спина или голова, или он просто устал, его глаза могут блуждать между птицей (которую он зрительно должен держать в надежном захвате) и прицелом ружья. То же самое произойдет, если он по каким либо причинам расстроен, то ли из-за неприятностей на работе или дома, то ли из-за неуверенности в ружье или патронах, или в правильности своих действий. Точка фокуса будет также блуждать, если стрелок чрезмерно озабочен тщательным выцеливанием и делает это очень усердно. Смещение фокуса, а это самая распространенная ошибка, приводит к слишком медленному ускорению стволов, в результате чего весьма вероятен промах в сторону отставания.

Большинство классных стрелков прекрасно сознает важность удержания фокуса на цели (и его естественную тенденцию блуждать), но мало кто понимает, что глазные мышцы для стрельбы необходимо тренировать не в меньшей степени, чем накачивать мощные бицепсы для поднятия тяжестей или гребли. Есть один американский доктор, который предлагает курс "глазной аэробики" для стрелков. Я не предлагаю вам заходить так далеко, но важность понимания того, как ваши глаза влияют на стрельбу и как ваше настроение влияет на глаза, не может быть преувеличена.

Кое-кто может подумать, что я говорю много лишнего, особенно о глазах, в статье, посвященной психологии стрельбы. Но психология - это не черная магия. Это только наука о разуме. В контексте со стрельбой это понимание того, как связаны друг с другом наши мысли и действия. Это способ определить, что необходимо делать для того, чтобы стрельба была успешной. Например, понятие так называемой "концентрации", по сути, является синонимом удержания фокуса на птице. Опытный стрелок не испытывает затруднений в концентрации просто потому, что он вполне осознанно или подсознательно понимает, на чем ему необходимо сосредоточиться. Для новичка концентрация является существенной проблемой, ибо он не знает, чему отдать предпочтение, когда так много незнакомого, и приходит в замешательство. Концентрация - это не только свойство ума, но и результат знания.

Теперь я могу предложить вам порассуждать о том, какой целесообразнее предпринимать подход к стрельбе: осознанный или бессознательный. Я предпочитаю первый просто потому, что он гарантирует меньше случайностей. Если знаешь, что следует делать, то можно сосредоточиться на том, чтобы это сделать. Но только не надо ничего усложнять. Основы стрельбы простые. Некоторые в желании сосредоточиться стараются полностью отрешиться от своих чувств. Они и стрелять пытаются одной головой, забывая при этом, что стрельба - это такой процесс, который является одновременно и искусством и наукой, в котором участвуют и сердце, и разум. Проще говоря, они стали невротиками и не верят в самих себя.

Если моим первым правилом хорошей стрельбы является "следи за птицей так, как будто бы от этого зависит твоя пенсия", то второе правило Ярдли: "верь в себя - черный ящик между твоими ушами много умнее, чем ты можешь о нем подумать".

Если кто-то раз за разом стреляет успешно, то он является частью процесса, в котором трудно отделить себя от других его составных частей. Это как взведенный лук, стрелок и цель немыслимы друг без друга в процессе, который благодаря идее старины Зена, называется стрельбой из лука. И, наоборот, когда кто-то стреляет плохо, разделение очевидно. Когда я наблюдаю за чьей-то стрельбой в качестве инструктора, я всегда ищу, что же выпадает из целого. Я бы уточнил понятие обучения, определив его как процесс поиска и направления того, что выпадает из слаженного процесса стрельбы. Те, кто слишком много переживает из-за пустяков, обрекают себя на состояние, в котором их ум и тело никогда не будут действовать как одно целое.

Если нервный порывистый подход приводит к неудаче, то уверенный является составной частью успеха. Уверенность в охотничьей стрельбе, даже небольшая агрессивность, не только обеспечивает ястребиную остроту зрения, но и улучшает качество поводки. Уверенный стрелок уравновешен и меньше волнуется. Он предпочитает спокойно сопровождать цель, держа щеку на прикладе. Он будет стрелять даже с долей щегольства. И, напротив, человек, неуверенный в себе, будет часто поднимать голову в процессе поводки, чтобы посмотреть, как он это делает, что является следствием его негативной умственной установки. Это, как эффект домино, приводит к смещению назад центра тяжести, прекращению поводки и подъему стволов (и как результат-промах выше и сзади). И все это является следствием маленькой, но скверной мыслишки: "Я не уверен, убью ли эту птичку".

"Хороший выстрел и чистое поражение никогда не гарантированы, но искусный стрелок проигнорирует неудачу и сосредоточит все свое внимание на том, что необходимо сделать, а не на возможном результате".

Если неудача продолжает преследовать вас и этот день оказался не ваш, то вернитесь к основам стрельбы. Впейтесь глазами в птичий клюв так, как будто ваш взгляд - это лазерный луч, заставьте себя положить голову на приклад и непрерывно ведите стволы. Если вы продолжаете промахиваться, то это еще не конец света, и превратите свою неудачу для себя в шутку. Ведь не секрет, что никто не вызывает столько симпатий как мазила. Если вы сомневаетесь, задайте себе такой вопрос: "Кого бы вы предпочли взять с собой пострелять? Мрачного человека, который сбивает все, что ему попадается на глаза, или счастливого занимательного компаньона, который много мажет, но продолжает улыбаться?"

Многие стрелки (в их числе - часть классных стрелков и в других отношениях очень уверенных) испытывают внутреннее беспокойство при стрельбе. Эта тревога имеет различные формы, среди которых обычная боязнь промахнуться, специфический страх перед определенной мишенью или ее местоположением, которые когда-то привели к неудаче.

Тому, кто хочет повысить уверенность в себе, можно посоветовать поработать на специальной площадке с теми мишенями, которые представляют проблему.

Другим рецептом успешной охоты на пернатую дичь в сезоне является летняя практика по диким голубям. Как говорят в армии: "Тяжело в учении - легко в бою".

И вот вы в совершенной уверенности, что ваше оружие и снаряжение в полном порядке, и нет никаких физических препятствий для успешной стрельбы (таких, например, как не совсем подходящие очки). Расслабьтесь. Я понимаю, что это значительно легче советовать, чем сделать.

Надо признать, что волнение, которое вы испытываете, не может быть подавлено полностью. Волнение - это хорошо, это естественная реакция человека на определенные ситуации. Если вы попытаетесь не обращать внимания на него или вытеснить его из вашего сознания, будет только хуже. Находиться в возбуждении - это значит быть все время начеку. Охота - утонченная форма первобытной деятельности человека - возбуждающее занятие, и она впрыскивает в кровь все виды химических веществ. Результат этого воздействия на вашу волю зависит от вас. Одни и те же химические вещества могут вас или взбадривать или угнетать.

В этом месте позвольте мне упомянуть об инвертированном "U". Психолог относит понятие инвертирования к отношению между возбуждением и действием. Оно предполагает, что, нарастая до определенной точки, возбуждение, в которое мы можем включить некоторую степень тревоги или опасения, улучшает действие. Существует, однако, пик, после которого действие ухудшается из-за того, что мы слишком напряжены. Перевозбуждение приносит неприятности подавляющему большинству охотников мужского пола. Они отчаянно стараются не ударить в грязь лицом, ведь от этого зависит их собственное "я". Такая форма отчаяния приводит к чрезмерной агрессии и торопливой манере стрельбы. Нарастает мышечное напряжение, и случаи разрыва мышц у стрелков встречается нередко.

Противоядие этому - побольше холодного рассудка. Даже лучшие стрелки временами страдают от чрезмерного возбуждения. Весь фокус в том, чтобы научиться распознавать эту напасть. У меня показателем возбуждения является чувство напряжения в шее и плечах; когда это случается, я сознательно расслабляю соответствующие мышцы. Стрельба без этой процедуры существенно ухудшала бы результаты.

Потенциальной проблемой является также и чрезмерная самоуверенность. Тот, кто выходит раз в два месяца пострелять без всякой подготовки, не может рассчитывать на приличный результат. Я часто убеждаюсь, что мужчины слишком высокого мнения о себе. Неоднократно я слышал проклятия таких горе-стрелков по поводу их глупых промахов по летящей мишени, в то время как истина проста и заключается в том, что в действительности они не готовились стрелять надлежащим образом. Женщины, по моему мнению, никогда не страдают по этой причине. Они отнюдь не считают, что их пол сам по себе присваивает им естественную охотничью способность. Они сознают необходимос

Стрельба полна парадоксов, она является искусством и наукой расслабления и концентрации. Если это звучит довольно понятно, то сохраняйте зрительный контакт с птицей, не проверяйте свою поводку и получайте удовольствие от времени, проведенного на природе.

Во всех видах стрельбы жизненно важно сосредоточить всю свою энергию на выполняемой задаче и выбросить из головы мишени, которые уже пролетели или которые появятся после (хотя это легче констатировать, чем выполнить). Если вы бьете мимо цели, отправьте вслед за ней и свой промах. Некоторые считают это очень трудным, oднако необходимость поступать именно так очевидно.

Как выигрывать соревнования?

По моему опыту и наблюдениям победа является привычкой. Чем больше вы выигрываете, тем больше вам нравится выигрывать. Это может звучать не совсем красиво, но это факт.

Победа частично достигается мастерством, частично - уверенностью, но больше всего - психологией победителя, сознанием того, что ты не кто иной, как победитель. Тот, кто рассчитывает на победу и сохраняет жажду победы, имеет в соревновании огромное преимущество.

Майкл Ярдли
Перевод с английского Владимира Зверева

Рассмотрев основные вопросы обучения стрельбе из служебного оружия, следует акцентировать внимание на таком важном моменте обучения, как психологическая подготовка стрелка.

Психология подсознательной подготовки стрелка

В процессе учебно-тренировочных занятий зачастую приходится наблюдать, насколько уверенно в классе стрелки обращаются с учебным оружием. На огневом рубеже - совсем другая ситуация. Некоторые стрелки, судорожно сжимая в руке пистолет, заряженный боевыми патронами, выглядят растерянными и скованными. Они тут же забывают не только то, чему научил их инструктор, но и даже свой домашний адрес и телефон. Вы спросите, нормальное ли это явление?


Да, нормальное, поскольку это естественная реакция человека на действия, связанные не только с непривычными ощущениями (такими, как звук выстрела и отдача оружия), но и с некоторой долей риска и опасностью. Кроме того, стрельба из пистолета для большинства из нас - далеко не частое и обыденное явление, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Стрельба из пистолета ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка.

Характерными признаками такого состояния являются:
— повышение частоты пульса, потливость ладоней и учащенное дыхание;
— раскоординация движений и, как следствие, потеря устойчивости и равновесия при изготовке;
— увеличение тремора рук и колебаний оружия;
— ухудшение зрительного восприятия ("дымка"), а также замедление или ускорение двигательной реакции или реакции на движущийся объект.

Все эти физические и психологические изменения в совокупности и создают отрицательное воздействие, которое крайне негативно влияет на технику стрельбы. Оно затормаживает проявление у обучаемого еще не окончательно сформировавшихся двигательных навыков и приводит к следующим изменениям в технике стрельбы:
— значительно увеличивается время прицеливания;
— изменяется характер воздействия на спусковой крючок (задержка выстрела или рывок);
— нарушаются временные характеристики стрельбы (темп стрельбы и ее ритм);
— при стрельбе по появляющимся целям изменяется (замедляется или ускоряется) скорость подъема оружия, снижается точность подъема руки с оружием и переноса ее на следующую цель.

Взаимосвязь между изменениями в технике стрельбы и психологическим состоянием стрелка зависит от индивидуальных особенностей организма обучаемого, от уровня его подготовленности, а также от других условий, в которых находится стрелок.

Опытные стрелки могут управлять своим психологическим и психофизическим состоянием и показывать стабильные и высокие результаты стрельбы. Эта способность вырабатывается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых одновременно совершенствуется и техника стрельбы.

Таким образом, психологические особенности обучения стрельбе заключаются в следующем:
— формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции - выбора цели и ее поражения за короткий промежуток времени;
— выработке у стрелка способности преодолевать волнение как на огневом рубеже в тире, так и при применении оружия в реальных условиях;
— воспитании адаптации к звуку выстрела;
— тренировки с целью исключения проявления негативных индивидуальных реакций (туннельное видение, отказ моторных реакций, частичная глухота ит.д.).

Психологическая подготовка стрелка - это процесс, направленный на создание его оптимального психологического состояния и формирование постоянной внутренней готовности, которая способствует реализации наиболее совершенной техники стрельбы в условиях стрессовых ситуаций.

В процессе психологической подготовки стрелка у последнего должны закрепиться следующие качества:
— умение воздействовать на себя, брать себя в руки и отключаться от различных посторонних факторов, мешающих производству меткого выстрела;
— способность концентрировать свое внимание, сосредоточиваясь на главном в стрельбе - устойчивом поражении цели;
— уверенность в своих силах, смелость и решительность, находчивость и инициативу;
— устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;
— способность использования аутогенной и идеомоторной тренировки.

Необходимо особо выделить такое важное не только для стрелка качество, как настойчивость, которая играет решающую роль в достижении желаемого результата. Настойчивость основана на самовоспитании, позволяющем управлять своим поведением и психическим состоянием, познать самого себя, определив сильные и слабые стороны своего характера. Наличие такого важного качества позволяет стрелку объективно оценить свои достижения, выявить недостатки при стрельбе, а следовательно, быстрее устранить их в процессе учебно-тренировочных занятий. Необходимо помнить, что если у обучаемого нет четко выраженного желания заниматься стрелковой подготовкой, то никакие специалисты в этой области будут не в состоянии научить его меткой стрельбе. Основным препятствием будет являться то обстоятельство, что обучаемый психологически не готов к процессу обучения.

Важными составными частями психологической подготовки стрелка являются идеомоторная и аутогенная тренировки. Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояния постоянной готовности к выполнению упражнения. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет стрелкам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции.

Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков. Другая особенность идеомоторной тренировки заключается в том, что она конкретизирует внимание стрелка на правильности выполнения приемов стрельбы и в какой-то степени отвлекает от результативного момента стрельбы.

Хотя идеомоторная тренировка и не заменяет реального выполнения движений при стрельбе, ее применение в процессе обучения дает определенные преимущества. Дело в том, что мысленное выполнение приемов стрельбы подразумевает представление об их идеальном выполнении, если, конечно, эти приемы усвоены правильно и свободны от технических недостатков, еще не преодоленных стрелком.

Такое идеальное освоение ритмоструктуры выполнения упражнения помогает стрелку наглядно увидеть свои ошибки. В процессе идеомоторной тренировки инструктор, проверяя у стрелка чувство временного интервала, отводимого на выполнение упражнения в скоростной стрельбе, может реально оценить уровень его психологического состояния. Если стрелок слишком ускоряет свои мысленные операции, то можно с уверенностью сказать, что он находится в излишне возбужденном состоянии. Напротив, излишнее затягивание мысленной стрельбы - верный признак вялости обучаемого. Совершенно очевидно, что эти негативные состояния должны быть соответствующим образом скорректированы.

Сам процесс идеомоторной тренировки заключается в том, что стрелок, оставаясь в пассивно-расслабленной позе, сосредоточивает свое внимание только на моментах, непосредственно связанных с выполнением выстрела. Причем последовательность выполнения выстрела в его действиях полностью сохраняется. Можно порекомендовать следующий порядок действий при производстве прицельного выстрела, который стрелок должен мысленно повторять в процессе идеомоторной тренировки:

1. Встать лицом к мишени и принять правильную изготовку для стрельбы. Извлечь пистолет из кобуры и проверить правильность хвата его рукоятки.
2. По команде "Заряжай!" зарядить пистолет. Доложить о готовности к стрельбе. При этом пистолет удерживается в руке под углом примерно 60? к горизонту.
3. По команде "Огонь!" разогнуть правую руку, положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, сохраняя некоторый зазор между пальцем и рукояткой оружия. Проконтролировать тонус мышц, удерживающих пистолет.
4. Наведя пистолет в цель, совместить ровную мушку с районом прицеливания и, не дожидаясь их устойчивого положения, начать задержку дыхания и обработку спуска.
5. Добиваясь постоянной согласованности обработки спуска курка с прицеливанием, все внимание сосредоточивать на удержании ровной мушки. Контролируя этот параметр, плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока не произойдет выстрел.
6. После выстрела опять навести оружие в район прицеливания, и удерживая ровную мушку 2-3 сек, провести анализ результата выстрела.
7. Во время паузы проверить хват рукоятки пистолета и при необходимости скорректировать его.
8. Продолжить выполнение упражнения, последовательно выполняя пункты 4-7.

Стрелок, владеющий приемами идеомоторики и ежедневно посвящающий ей несколько минут, имеет возможность в любой обстановке поддерживать на должном уровне и постоянно совершенствовать свою технику стрельбы.

Приемы идеомоторной тренировки можно с успехом использовать как отличное психопрофилактическое средство. Доподлинно известно, насколько трудно бывает стрелкам собраться и отвлечься от тревожных мыслей накануне выполнения ответственного стрелкового упражнения. Опыт свидетельствует о том, что в таких случаях попытка заставить себя думать не о предстоящем выполнении упражнения, а о чем-либо приятном приводит к большей потере волевой энергии, чем умышленное сосредоточение на моментах правильного ведения стрельбы. Это не только отвлекает от тревожных мыслей о возможности предстоящей неудачи, но и является хорошим тактическим настроем. Кроме того, идеомоторная тренировка является хорошей базой для быстрого освоения еще более сильного психопрофилактического средства - аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка - многократное повторение специальных словесных упражнений, направленных на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения излишнего нервно-психологического напряжения и поддержания отличной спортивной формы.

Основной принцип аутогенной тренировки - научить человека фиксировать свое внимание на конкретных субъективных (главным образом физических) ощущениях в точном соответствии с собственными мысленными словесными формулами. Когда на фоне аутогенного расслабления применяется идеомоторная надстройка, ее действенность особенно увеличивается. В коре головного мозга усиливаются процессы затормаживания и ее клетки становятся особенно чувствительными к воздействию внешних и внутренних стимулов. Поэтому предварительное осмысливание процесса выполнения выстрела позволяет стрелку подготовить свою нервную систему к предстоящему выполнению упражнения наилучшим образом.

Стрелок также должен быть психологически постоянно готов к уверенным действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение служебного оружия. Находясь в экстремальной ситуации, стрелок в первую очередь должен научиться оперативно оценивать обстановку и принимать наиболее правильное решение. Кроме того, ему необходимо постоянно контролировать обстановку, предвидя ее возможные изменения, а также управлять своим поведением.

Правильная оценка обстановки при ведении перестрелки и принятие того или иного решения - это не просто мышление, а сложная психологическая деятельность, во многом зависящая от личности стрелка, его характера, обученности владению оружием и т.д.

В экстремальной обстановке на стрелка, как правило, воздействуют несколько факторов одновременно. Их необходимо рассматривать как единое воздействие, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Перестрелка, как правило, активизирует инстинкт самосохранения и защитную реакцию и приводит стрелка в состояние осмысленных разумных действий. Если же он физически и психологически не готов к этому, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции. Прежде всего эти негативные реакции проявляются на фоне испуга, который затормаживает ответные реакции стрелка и предрасполагает его к действиям, нецелесообразным в критической ситуации. В зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации испуг может перерасти в страх или панику с соответствующими печальными последствиями.

Поведение стрелка в опасной ситуации определяется не только проявлением негативных реакций на фоне испуга или страха. В отличие от новичков, чувство опасности у наиболее подготовленных стрелков вызывает боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью. Боевое возбуждение порождает бесстрашие, которое в дальнейшем превращается в психологическое свойство личности.

Поэтому в процессе подготовки стрелков необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых смелости, решительности и уверенности в своих силах. Следовательно, высокий уровень психологической подготовки стрелка обеспечивает ему более адекватное поведение при ведении перестрелки и создает предпосылки для успешного поражения противника. А каковы же психологические процессы, определяющие поведение стрелка в опасной ситуации?

Психологические процессы, характеризующие действия стрелка при ведении перестрелки, представляют собой комплексную деятельность персептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, усилий и навыков. Поэтому последовательность действий стрелка в экстремальной ситуации выглядит следующим образом:
1) Восприятие ситуации.
2) Умственное решение проблемных задач.
3) Психомоторная реализация принятых решений.

Как правило, характерными особенностями экстремальных ситуаций являются чувство опасности, дефицит времени и недостаток информации, агрессивность противника и маскировка им своих действий. Все это затрудняет объективную оценку ситуации, а также принятие правильного решения в каждом конкретном случае и реализацию своих действий.

При восприятии экстремальной ситуации большое значение имеет интенсивность переключения внимания и его устойчивость, точность пространственного восприятия, оценка времени и т.д.

Принятие решения осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и на основе анализа действий противника и прогнозировании его дальнейших действий. В этом случае действия стрелка определяются процессами предвидения. Эффект предвидения основывается на мышлении стрелка, его специальных знаниях и поступающей извне информации (жестов противника, его передвижений и т.п.).

Принятие правильного решения и его последующая реализация, как правило, определяется совокупностью навыков действия стрелка в опасной ситуации. Поскольку принятие решения и его реализация происходят при крайнем дефиците времени, мыслительные процессы стрелка при этом происходят сжато. Особенно затруднены они тогда, когда стрелок вынужден действовать в непривычной для него ситуации.

Психомоторная реализация осуществляется в виде различных передвижений, боевых действий и приемов. При этом большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий. В опасной обстановке перед стрелком могут возникать различные проблемные ситуации: продолжать ведение огня или перейти в укрытие и т.д. Исходя из этого, стрелок должен предварительно планировать свои действия, заранее определяя их содержание, т.е. действовать преднамеренно.

В экстремальных ситуациях происходит постоянное изменение пространственных и временных взаимодействий стрелка и его противника. Поэтому при прочих равных условиях подготовительные действия, действия защиты и нападения могут быть успешными только во время наименьшей готовности противника к ответному реагированию. Высокая эмоционально-психологическая напряженность опасной ситуации, обостренная постоянно присутствующими факторами риска и угрозы поражения со стороны противника, может способствовать образованию комплекса психологических механизмов торможения.

Следовательно, наряду с аспектами физической подготовки и умением применять личное оружие в критических ситуациях при подготовке стрелка должным образом должна быть осуществлена и его психологическая подготовка.