Методическая работа по физической культуре на тему: «Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата». В положении стоя. Упражнения для укрепления мускулатуры ног и живота

Государственное казённое образовательное учреждение Липицкая средняя общеобразовательная школа Чернского района Тульской области

Современные представления

опорно-двигательного аппарата детей с ОВЗ

в процессе физического воспитания

Выполнила:

учитель физической культуры

Назарова Ирина Евгеньевна

Современные представления

о профилактике и коррекции функциональных нарушений

опорно-двигательного аппарата детей с ОВЗ в процессе физического воспитания

«Движение может заменить разные лекарства,

но ни одно лекарство не в состоянии

заменить движение».

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.

В стадии активного роста у детей шести и подростков двенадцати- четырнадцати лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, условия, в которых развивается ребенок.

Врачи, физиологи, педагоги выражают серьёзную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. Затем эта поза становится привычной и приводит к неправильной осанке и искривлению позвоночника.

Тесная связь между состоянием опорно-двигательного аппарата (ОДА) и здоровьем человека доказана многочисленными исследованиями, где отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием нормального функционирования органов и систем, развития организма в целом, повышения работоспособности детей и укрепления их здоровья. Для сохранения нормальной осанки человека в процессе онтогенеза решающее значение имеют не размеры и сила мышц, а, в большей степени, адекватное соотношение мышечного тонуса, которое обеспечивает функциональную целесообразность строения человеческого тела.

Теория и методика физического воспитания за последнее время обогатилась большим количеством научных данных, посвященных вопросу профилактики и коррекции нарушений осанки у детей.

Осанка - это привычное положение тела человека в покое и при движении. Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естественна и красива: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка неправильная. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних органов и может вызвать искривление позвоночника. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.

Осанка определяется:

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Для оптимизации режима двигательной активности при проведении массовых и индивидуальных осмотров необходимо правильно распределять детей на группы по физической культуре, учитывая не только состояние здоровья, но и уровень физического развития, физической подготовленности ребенка, биологический возраст, использование домашнего задания по физической культуре.

Всегда есть шанс исправить положение, используя корригирующие приемы и движения, которые следует использовать при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышечная система ребёнка укрепляется, что предупреждает формирование неправильной осанки. Под влиянием специальных физических упражнений позвоночник делается более подвижным, устраняются дефекты физиологической кривизны, укрепляются мышцы спины и грудной клетки, создаётся мышечный корсет, который удерживает позвоночник в правильном положении.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Разрабатывая технологию коррекции нарушений осанки детей с учетом пространственной организации их тела, мы придерживались ряда условий:

    систематичности использования в урочных и внеурочных формах занятий физическими упражнениями, направленными на формирование навыка правильной осанки;

    систематичности использования физических упражнений, направленных на коррекцию функциональных нарушений ОДА (опорно-двигательный аппарат);

    организации рационального статодинамического режима обучающихся;

    регламентации и строгого дозирования нагрузок, адекватности их применения;

    информирования детей и их родителей о ходе коррекционных мероприятий.

Предложенная мною технология, состоящая из коррекционно-профилактического макроцикла, в котором выделены втягивающий, корригирующий и поддерживающе-оздоровительный этапы, по нашему мнению, позволит существенно повысить эффективность педагогических воздействий по коррекции нарушений осанки, а также откроет перспективы для своевременной её профилактики.

Интегрированные физкультурные занятия, проводимые на протяжении всего макроцикла, предусматривают комплексное использование средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена места проведения занятий, гигиена обуви и одежды для занятий, целесообразное, с точки зрения режима дня, место и время проведение занятий в учебно-воспитательном процессе), естественных оздоровительных факторов, физических упражнений (подвижных игр, прикладных, гимнастических и других спортивных упражнений).

Физическая культура обладает особо оздоровительным потенциалом.

Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются анатомо–физиологические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Каждый возрастной период имеет свою определенную специфику развития.

Показателями физического развития детей является рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

Формирование опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата) продолжается до периода полового созревания.

Чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Любые, даже самые начальные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, могут осложнить жизнь ребенка при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему приходится меньше двигаться, больше сидеть за столом.

«Потребность в движениях является одной из важных физиологических особенностей растущего детского организма, его нормального формирования и развития» (С.М. Иванов).

Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции ЦНС, благодаря им достигается гармоничное развитие и укрепление мышечной системы, костно-связочного аппарата, органов дыхания и кровообращения, улучшается общий обмен веществ, осанка, повышается закаленность. Это ведет к увеличению функциональных возможностей организма, к укреплению здоровья.

Комплекс упражнений для формирования

и закрепления навыка правильной осанки

И. п . - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

И. п . - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вернуться в и.п.

И. п . - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи,

плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.

И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек.

Вернуться в и. п.Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.

И. п . - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение

головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.

И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правильную

осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.

И. п . - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы

спины, вернуться в и. п. сидя.

И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую

линию, руки прижаты к туловищу.

И. п . - лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела,

вернуться в и. п.

И. п . - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную

осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было

принято в положении лежа.

И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Комплекс упражнений

для создания и укрепления "мышечного корсета"

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную

поверхность кистей, положенных друг на друга.

И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки

соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд,

вернуться в и. п.

И. п .- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, приподнять

голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх,

в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и

разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямыми руками

совершать круговые движения. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз

от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удерживаться в этом

положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.

И. п. - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удерживаться в

таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.

И. п . - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны,

соединить и опустить в и. п.

И. п . - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи,

удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его

партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.

Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподнятое

положение головы и плеч.

Из различных видов физических упражнений наиболее эффективным является плавание. Горизонтальное положение в воде способствует освобождению позвоночника от значительной физической нагрузки, равномерному распределению тяжести тела, лучшему кровоснабжению органов, симметричному расположению верхних и нижних конечностей, а также возможности полного расслабления. В этих условиях имеются необходимые предпосылки для исправления имеющейся деформации позвоночника.

Подвижные и спортивные игры обеспечивают разностороннее воздействие на организм, равномерную нагрузку на основные группы мышц, постоянную смену различных положений тела, что также способствует укреплению опорно-двигательного аппарата и устранению нарушений различного характера.

Ценным средством исправления осанки является оздоровительная ходьба, однако важным условием ее эффективности является постоянный самоконтроль за правильным положением тела: прямое положение спины, живот втянут, плечи расправлены и находятся вертикально над пятками, подбородок поднят (смотреть перед собой, лопатки сведены, тяжесть тела равномерно распределена на правую и левую ногу).

В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент.

Обчающихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий обучающиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: «Мышцы расслаблены. Я встану, голову вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!». Обучающиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза.

Желательно отказаться от упражнений с поднятием тяжестей и двигательных действий, связанных с асимметричными позами, неравномерными нагрузками, а также длительных поз в согнутом положении (гребля, велоезда и др.).этими видами можно заниматься лишь после устранения дефектов осанки.

Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза. К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе, В.М. Савкова, наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.

Плоскостопием принято считать деформацию опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее расстройство всего организма.

Одной из современных причин плоскостопия у обучающихся является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию.

В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.

Причинами образования статического плоскостопия являются:

    связочно-мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке;

    врожденная слабость связок;

    раннее вставание ребенка на ноги;

    увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени;

    нерациональная, неудобная обувь.

    длительное пребывание в статическом положении.

Лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Поэтому, особое внимание уделяю профилактике плоскостопия.

Профилактика плоскостопия включает:

а) общеукрепляющий режим;

б) рациональное питание;

в) достаточное пребывание на свежем воздухе;

г) закаливание;

д) массаж;

е) правильно подобранная обувь;

ж) специальные корригирующие упражнения;

з) занятия спортом и спортивными играми.

Коррекция плоскостопия может быть достигнута систематическим применением физических упражнений. Специальное значение физических упражнений в профилактике плоскостопия проявляется в благотворном влиянии на функции всех органов и систем организма, в улучшении функций суставов, связок и мышц стопы на фоне общего укрепления ОДА, в укреплении свода стопы при одновременной коррекции, имеющейся деформации.

Физические упражнения и другие средства физической культуры (закаливание, двигательный и гигиенический режимы и так далее) являются важными компонентами физической реабилитации при плоскостопии. Физическая культура во всем ее многообразии, являясь методом неспецифической, патогенетической функциональной терапии, оказывающим наряду с местным и общее воздействие на организм, благотворно влияет на профилактику и физическую реабилитацию при плоскостопии, особенно в детском возрасте.

Систематические занятия физической культурой, специальными физическими упражнениями, адаптивной физической культурой (АФК) способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

На уроках также использую закаливание. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются без обуви. Поэтому дети занимаются на уроках физической культуры в носках, а на уроках корригирующей гимнастики босиком, в хорошо проветренном зале, что также способствует закаливанию организма. Самомассаж. Для повышения интереса и активности детей использую тренажеры и нестандартное оборудование. Упражнения на них укрепляют связочно-мышечный аппарат, улучшается крово- и лимфообращение. В заключительной части урока в течение 5 – 7 минут применяю самомассаж, который помогает хорошо расслабить мышцы ног после нагрузки. Он выполняется в следующей последовательности: вначале растираются пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, аххилово сухожилие, голеностопный сустав и голень.

Можно использовать на уроках нестандартное оборудование:

а) дорожка из обручей - состоит из нескольких обручей, соединенных между собой тонким шнуром. Дорожка закрепляется за крючки на противоположных сторонах зала. Высота регулируется в зависимости от упражнений и возраста детей. Дорожка используется для упражнений в разных видах ходьбы, бега, прыжков;

б) дорожка – лесенка, которая представляет собой полосы из поролона длиной до 50 см и шириной 18 – 20см. Способ соединения и крепления такой же, как и у дорожки из обруча. Используется для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, бега;

в) коврик массажерный из пуговиц;

г) поролоновые палочки и трубочки;

д) мешочки с песком и камешками;

е) массажеры роликовые;

ж) мягкие мячи (для ОРУ).

з) диск «Здоровья», улучшающий функции голеностопного, коленного и тазобедренного сустава.

Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.

    Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, - мощный фактор предупреждения плоскостопия.

    Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и

шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

    Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки

разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга) .

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным

6. Хождение на внешней стороне стопы.

7. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед) ребенок производит

круговые движения ступнями в разных направлениях.

8. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на

листе бумаги, который придерживается другой ногой.

9. «Утюжки». Сидя на полу потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и

наоборот. Производить скользящие движения стопами ног по голеням, затем -

круговые движения.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей

(валиков) по полу в течение трех минут.

1 – сборщик 3 – художник 5 – эквилибрист 7 - маляр

2 – гусеница 4 – барабанщик 6 - кораблик

Для того чтобы ответить на вопрос: "Какой же должна быть работа по профилактике нарушений ОДА?", сначала необходимо выяснить, что подразумевается под понятием "профилактика". С медицинской точки зрения, профилактика - это совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболевания человека. В психолого-педагогической литературе понятие "профилактика" трактуется как предотвращение процесса, явления или действия, имеющего негативное личностное, социальное или медицинское последствие.

Таким образом, основными принципами профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе обязательных занятий физической культурой наряду со всеми общедидактическими являются:

    комплексность формирования знаний, умений и навыков у детей, как общего характера, так и направленных на решение индивидуальных проблем профилактики нарушений ОДА в процессе обязательных занятий физической культурой.

Литература:

    Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Научный.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

    Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекионно-развивающее обучение: Начальные классы/Сост. Л.А.Вохмянина. - М.: Дрофа, 2001.

    Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс/ Н.А.Потапова, Л.М.Кротова, Р.Р.Гатиатулин. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.

    Короткова Е. А, Пенькова И. В. Интеграция профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата детей в образовательный процесс по физической культуре// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 4.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика.

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы в нашем саду была создана «школа для родителей» регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям проводится консультация, выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Наши цели: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

    воспитывать сознательное отношение к занятиям;

    усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;

    обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;

    обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;

    обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

    Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).

    Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).

    Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).

    Направленные на развитие физических качеств.

    Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

В нашей практике мы успешно используем игры и упражнения, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.

ИГРЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ОСАНКИ, МЫШЦ СПИНЫ И БРЮШНОГО ПРЕССА

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Зебра"

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна"

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий"

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

"Рыбки и акулы"

Выбирают водящего - "акулу", остальные дети - "рыбки". По сигналу "Раз, два, три - лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" - дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

    разбегаться можно только после команды "Лови!";

    если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;

    пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

"Морская фигура"

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются - два, волны качаются - три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

    принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;

    при повторении игры необходимо найти новую позу;

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

"Кораблики"

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

Цель: формировать навыки правильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец - схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА

Во время игры инструктор АФК все время следит за правильностью осанки.

Все участники располагаются в одной шеренге. Инструктор подает различные команды, например: «Шаг вперед, налево, два шага вперед, присед руки вперед, направо, два шага вперед и др.».

Задача играющих при выполнении команд - сохранять правильную осанку и прийти к финишу первым. Но как только инструктор заметит ошибку (опущенная голова, наклоненные вперед плечи, выпяченный живот и т. д.), он тотчас же дает распоряжение играющему, допустившему ошибку, сделать шаг назад. Таким образом, на финише первым будет тот, кто меньше сделал ошибок.

Примечание. Игра применяется в заключительной части

занятий для закрепления навыка правильной осанки.

«Выпрямление».

Играющие построены в две колонны (в затылок друг другу) на расстоянии вытянутых рук в наклоне вперед на 45°, прогнувшись, руки на поясе.

По сигналу руководителя стоящий в хвосте колонны выпрямляется и хлопает ладонью по спине впереди стоящего, который в свою очередь выпрямляется в положение «смирно» и хлопает впереди стоящего. Когда хлопок дойдет до стоящего впереди колонны, тот также выпрямляется и принимает стойку «смирно» (правильная осанка), затем командует: «Кругом!», после чего опять наклоняется вперед. Хлопок по спине передается в обратном направлении. Колонна, быстрее других передавшая хлопок назад, к номеру, начавшему игру, считается победившей. Игру можно проводить не только в заключительной части занятий, но и в основной, как упражнение на укрепление мышц спины, выпрямление позвоночника и выработку правильной осанки.

«Мяч в кругу».

Играющие располагаются по кругу, лежат на животе лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под Подбородком. В руках у одного из играющих волейбольный или резиновый цветной мяч. Слегка выпрямляясь, этот игрок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение. Мяч переходит к различным игрокам, но не выпускается за пределы круга.

Назначение игры - укрепление мышц спины, разгрузка позвоночника.

«Делай так, делай эдак».

Играющие стоят в кругу лицом к центру, в центре - водящий. Играющих предупреждают, что они должны подражать водящему, когда он командует: «Делай так», и что они не должны ничего делать, когда он произносит: «Делай эдак». Допустивший ошибку показывает какое-либо корригирующее упражнение, которое все находящиеся в кругу обязаны повторить, а затем следует сменить водящего.

«Ножной мяч в кругу»

Играющие сидят в кругу лицом к центру, опираясь руками в пол за спиной. Сидящие в кругу ударяют по мячу руками так, чтобы он подкатился к кому-либо из игроков, но не вышел из круга.

Игра имеет отвлекающее значение с целью разгрузки мышц спины и нижних конечностей. Рационально применять в заключительной части занятий.

«Попади мячом в булаву».

Дети, построенные в одну шеренгу, ложатся на живот, в руках у каждого играющего резиновый мяч. На расстоянии 4-5-6 м против каждого участника игры поставлена булава. После отталкивания мяча участник игры ставит руки к плечам (соединив лопатки), удерживаясь в таком положении три счета. Независимо оттого, будет ли сбита булава или нет, каждый из играющих встает, идет за мячом и повторяет задание. Назначается от 5 до 8 попыток. Выигрывает тот, кто большее число раз сбил булаву.

«Пятнашки - елочкой».

Дети становятся в свой «дом» у гимнастической стенки или у стены без плинтуса, приняв правильную осанку (касаясь стены затылком, спиной, плечами, икроножными мышцами), руки несколько отведены в стороны (дети изображают елку с опущенными ветками). Из детей выбирается водящий, он будет пятнать остальных играющих.

По команде руководителя дети начинают игру, бегая во всех направлениях, а водящий старается их запятнать. Играющие спасаются в своих «домах», т. е. стараются встать у стены в правильной осанке, и тогда пятнать их нельзя. Игра продолжается 5-8 мин. Если водящий никого не может запятнать в течение 3 мин, его следует заменить другим играющим.

«Китайские пятнашки».

Правила игры те же, что и в предыдущей игре, но чтобы спастись от погони водящего, желающего запятнать игрока, игроку нужно сделать присед с прямой спиной, руки «крылышками» (к плечам, лопатки вместе).

«Прямолинейные пятнашки».

Дети построены в две шеренги на расстоянии вытянутой руки одна от другой. По команде руководителя дети проделывают корригирующие упражнения. По хлопку руководителя играющие первой шеренги убегают к стенке, стремясь уйти от вторых номеров незапятнанными. Запятнанные дети попадают в плен и переходят во вторую шеренгу. Затем дети поворачиваются на 180°, и первая шеренга становится второй. Игра продолжается.

«Змейка на четвереньках».

Проползти на четвереньках между «змейкой» (поставленные в ряд булавы, ширина прохода между ними 30 см). Выигрывает не сбивший ни одной булавы. Игра может проводиться как эстафета.

В заключительной части эту игру можно провести, пройдя между булавами с закрытыми глазами.

«Сбить городок».

Дети лежат на животе, в руках - мяч. Впереди, на расстоянии 2 - 2,5 м установлены булавы. Играющие толкают мяч с задачей сбить булаву. За булавой стоит один из играющих, который возвращает мяч игроку, сменившему предыдущего. Выигрывает команда, сбившая больше булав.

«Держись всегда прямо».

Дети перед зеркалом принимают правильную осанку и идут простым шагом с изменением темпа (медленно, быстро), затем переходят на бег. По хлопку инструктора бегом занимают свои места у зеркала. Один из участников проверяет осанку и делает замечания играющему с неправильной осанкой.

«Совушка».

Играющие свободно располагаются в зале. Где-то сидит или стоит «сова». Инструктор говорит: «День наступает, все оживает». Все играющие свободно движутся по площадке, выполняя различные движения: имитируя руками полет бабочек, стрекоз, прыгают, бегают и т. д. Неожиданно инструктор произносит: «Ночь наступает- все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться, принять правильную осанку или какое-либо другое положение с прямой спиной, отведенным назад плечевым поясом, сомкнутыми лопатками. «Сова» облетает играющих, зорко осматривая детей. У кого плохая осанка, того «сова» отправляет в «дупло». Игра продолжается. Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из числа тех, кто к ней попал. Игра начинается снова. Выигрывает «сова», забравшая больше игроков.

«Не урони мешочек».

Дети построены в две колонны, на голове у каждого мешочек массой 500 г. Задача состоит в том, чтобы пройти по коридору (обозначенному с двух сторон палками) шириной 25 см, не потеряв мешочка и сохраняя правильную осанку. Выигрывает колонна, быстрее и правильнее выполнившая задание.

Помимо игр целенаправленного характера (на выпрямление осанки, укрепление мышц спины) необходимо применять подвижные игры тренирующего характера для повышенной деятельности органов кровообращения и внешнего дыхания, улучшения координации движений, развития профессиональных качеств. В педагогической литературе можно найти большое количество подобных игр, поэтому мы здесь ограничиваемся отдельными примерами.

«Казаки и разбойники».

Играющих делят на две команды: казаки и разбойники. Чтобы отличить участников одной команды от другой, всем детям одной команды привязывают на руки ленточку. По сигналу инструктора «разбойники» бегут в разные стороны. «Казаки» гонятся за ними и салят их, произнося: «Раз, два, три, четыре, пять! Вот тебе казацкая печать». И «разбойник» застывает на месте. Но его может выручить неосаленный товарищ, хлопнув по плечу. Тогда «разбойник» считается свободным и снова бегает, спасаясь от «казаков». Когда все разбойники осалены, в качестве отдыха все проходят по гимнастической скамейке. Затем играющие меняются ролями: «разбойники» становятся «казаками», а «казаки» - «разбойниками», и игра продолжается. Выигрывает команда, которая быстрее осалила своих противников.

«Мы- веселые ребята».

Посреди зала проводятся две параллельные линии на расстоянии 15 - 20 шагов друг от друга. Здесь находится водящий. Остальные играющие стоят за чертой. Инструктор лечебной физкультуры громко произносит: «Три-четыре». Все играющие говорят хором: «Мы - веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!»

Произнося последние слова, дети перебегают на противоположную сторону, за линию. Водящий старается догнать их в пределах своей зоны и запятнать. Те, кого он сумел запятнать, выбывают временно из игры и проделывают заданные корригирующие упражнения. После 3-4 пробежек с одной стороны зала на другую по сигналу инструктора назначается новый водящий из числа отдохнувших. Игра продолжается, пока на площадке не останется один игрок. Он - победитель.

«Кто быстрее и точнее».

Играющие построены в две колонны. Перед первыми, стоящими в колоннах, проводят черту. В 10 шагах от нее расставляют кегли в ряд одна за другой -всего по 5 кеглей. По сигналу инструктора первые номера двух команд бегут к своему ряду кеглей и переставляют их в 5 шагах на другой черте, быстро возвращаются к своей колонне, хлопают по ладони второго номера колонны, который после хлопка бежит к кеглям, переставляет на прежние места и бежит к своей колонне для того, чтобы хлопком по ладони дать старт третьему номеру и продолжить игру. Побеждает команда, которая быстрее перенесла и расставила кегли.

«Бездомный заяц».

На одной стороне «зайцы» устраивают себе норы (кладут обручи). В начале игры «зайцы» стоят в своих «норах» (в обручах), а «лиса» находится на противоположном конце зала (в овраге). Инструктор говорит: «Зайцы скачут: скок-скок-скок на зеленый на лужок».

«Зайцы» выпрыгивают из «нор» и разбегаются по залу. Они то прыгают, то приседают и все время оглядываются, не идет ли «лиса». Неожиданно выбегает «лиса» и старается поймать «зайца». «Зайцы» спасаются в любую «нору» (в обруч). «Лиса» также старается стать в любую «нору», т. е. в обруч. Когда один из «зайцев» остается бездомным, он становится «лисой».

«Кошка и мышки».

Все играющие строятся в круг и берутся за руки. Выбирают «кошку» и «мышку». Задача «кошки» - поймать «мышку», которая то выбегает из круга, то вновь возвращается в круг через «ворота» (расстояние между руками играющих). «Кошка пытается догнать «мышку» через те же «ворота», но ребята закрывают их, опуская руки, даже приседают и тем самым преграждают путь «кошке». Когда «кошке» удается прорваться через «ворота» и поймать «мышку», выбирают новую «кошку» и новую «мышку». Игра продолжается.

«Щука и караси».

По обе стороны площадки проводят прямые линии, за ними - «моря». Один из играющих - «щука»находится в одной стороне зала в своем море, а «караси» (остальные играющие) - в другом «море». По сигналу инструктора: «Караси в море» «караси» перебегают из одного «моря» в другое, а «щука» их ловит. Пойманные, взявшись за руки, образуют круг посредине площадки - «корзинку». Перебегая из одного «моря» в другое, «караси» обязательно должны пробежать через «корзинку». В «корзинке» «щука» не имеет права ловить «карасей». «Карась», не пробежавший через «корзинку» или запятнанный щукой, считается пойманным. Выигрывают «караси», которых не поймала «щука».

«Волейбол» с надувными праздничными шарами.

Посредине зала натягивается волейбольная сетка (шнур, веревка) на высоте соответственно возрасту детей, составляются две команды (от 3 до 6 детей в каждой), и по свистку инструктора начинается игра. Счет ведется соответственно правилам игры в волейбол.

Примечание. Игра е волейбол с надувными мячами доступна всем возрастным группам, занимающимся в детских поликлиниках, так как «мяч» - надувной шар обладает замедленным полетом. «Попади в корзину» (баскетбольную сетку). Две команды построены в колонну на расстоянии 2-4 шагов от баскетбольного счита. По сигналу инструктора первые номера забрасывают мячи в баскетбольное кольцо и после броска уходят в сторону. Вторые номера ловят мячи из исходного положения йот черты бросают мяч в корзину, после чего уступают место третьим номерам и т. д. Выполнившие бросок становятся в хвост колонны. Игра продолжается, пока каждый не выполнит 5 бросков. Выигрывает команда, забросившая в корзину наибольшее количество мячей.

Примечание. Данной игре должны предшествовать разнообразные упражнения («школа мяча») : проводка мячей, забрасывание мячей в сетку из различных положений и т. д.

Эстафета 1.

Дети становятся в колонну, ноги на ширине плеч. У первого - мяч, он прокатывает мяч последнему в колонне между ногами стоящих. Последний принимает мяч, бежит вперед, становится первым в колонне и откатывает мяч назад.

Эстафета 2.

То же, что в предыдущей эстафете, но последний, приняв мяч, ползет вперед между ногами товарищей, толкая перед собой мяч.

Эстафета 3.

Все становятся в колонну в основную стойку. Ведущий становится на расстоянии 2 - 3 м перед колонной и бросает мяч первому играющему; тот ловит мяч, бросает его назад ведущему и садится. Ведущий бросает мяч второму играющему, который бросает его обратно ведущему, садится, и так до последнего. Последний после ловли мяча бежит вперед на место ведущего и кричит: «Всем встать!» Ведущий становится впереди колонны (все отступают на полшага), и игра продолжается.

«Будь устойчив».

Участники становятся в круг в приседе. Они бросают мяч друг другу с целью вывести партнера из равновесия. Если участник игры при ловле или бросании мяча потерял равновесие (опрокинулся или оперся о пол рукой), то ему засчитывается штрафное очко. Побеждает участник, имеющий наименьшее количество штрафных очков.

«Пятнашки малыми мячами».

Играющие построены в одну шеренгу. Водящий находится посредине зала в кругу, в обеих руках у него малые резиновые (или теннисные) мячи. По сигналу инструктора играющие перебегают на другую сторону

зала, стараясь не быть запятнанными. В это время водящий старается запятнать мячами пробегающих мимо игроков. Запятнанные выбывают из игры. Игра продолжается. Смена водящего производится инструктором. Пятнать нужно правой и левой рукой.

Перекидывание мяча в шеренгах .

Играющие построены в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 5-8 шагов. Перебрасывание мячом или медицинболом со своим партнером или броски в перекрестном направлении от груди, из-за головы. Предварительно сделать взмах вверх - наклон туловища, при выпрямлении - бросок партнеру.

То же, но бросающие становятся спиной и бросают мяч между ног.

То же, но с небольшим наклоном туловища назад, взмах рук с мячом вперед, последующий наклон, затем выпрямление корпуса, бросок через голову.

Эстафета с бегом.

Участники построены в две колонны по 4-5 человек. От каждой колонны выделяется водящий, который с мячом в руках становится впереди своей колонны в 6 - 8 шагах. По команде руководителя «Начинай!» водящий бросает мяч одним из указанных способов первому в колонне и бежит в хвост колонны, а игрок, получивший мяч, бежит на место водящего и оттуда передает мяч в свою колонну третьему номеру и т. д. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу мяча.

Эстафета на месте.

Играющие стоят в двух колоннах (или шеренгах). Мячи находятся в руках первых игроков каждой колонны. По команде инструктора играющие передают мяч в колонне через голову стоящему сзади. Когда мяч доходит до последнего, то руководитель командует: «Кругом!». Участники команды поворачиваются, и игра продолжается в обратном порядке.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2–3 ЛЕТ

Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2–3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3–5 минут, включая 4–5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4–6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения должны показывать родители и делать вместе с детьми.

«Птички».

Ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.

«Птички пьют».

Ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться.

«Прыг – скок».

Ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой.

«Хлопки».

Ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить.

«Пружинки».

Ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ

В этом возрасте во время выполнения упражнений надо начинать следить за правильной осанкой (особенно положение стоп и позвоночника). Правильное положение стоп – носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы, а не отдаёт предпочтение внешнему или внутреннему краю. Для правильного формирования позвоночника надо следить, чтобы плечи были на одном уровне, и туловище не наклонялось влево или вправо без необходимости. Голову ребёнок не должен сильно наклонять вперёд или запрокидывать назад - взгляд направлен прямо. Тренировка состоит из 3–4 упражнений по 4–6 повторений.

«Ветер качает деревья».

Ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх.

«Собираем грибы».

Ноги слегка расставлены руки внизу. Присесть изобразить собирание грибов, выпрямится.

«Листочки».

Лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину.

«Зайчики».

Ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой.

«Велосипед».

Лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях – поехали на велосипеде. Опустили ноги.

«Птички».

Ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки «как птичка клюёт».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ

В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4–5 упражнений с 5–6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки – ходьба на носках, а затем пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия), а уже затем переходить к основной части занятий.

«Повороты».

Стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.

«Наклоны».

Сидя, ноги скрестить «по-турецки», прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперёд, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше, хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.

«Неваляшка».

Лёжа на спине, руки, на затылке, локти выставлены вперёд. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.

«Подпрыгивание с поворотом».

Ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6 – 8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.

«Приседание с мячом».

Ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть – мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.

«Переложи мяч».

Ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперёд, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ

В этом возрасте имеет смысл начинать обращать внимание на дыхание ребёнка – во время выполнения упражнений делать выдох, при возвращении в исходное положение – вдох. А так же не забывать о формировании стопы и позвоночника.

«Достань до пятки».

Стоя ноги на ширине плеч, руки опущены, висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой руки и ноги. Вернуться в исходное положение. Повторить 3 – 5 раз для каждой руки.

«Лошадки».

Ноги на ширине плеч, прямые руки вперёд. Поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой ноги. Повторить 3–5 раз для каждой ноги.

«Шагаем руками по стене».

Ноги на ширине плеч, стоять лицом в стене на расстоянии шага, руки касаются стены на уровне груди. Перебирая руками по стене, наклониться до пола – выдох, то же движение, но выпрямляясь – вдох. Повторить 4–6 раз.

«Следы».

Ноги на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступнёй стены – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Выполнить такое же движение другой ногой. Повторить 3–5 раз для каждой ноги.

«Ножницы».

Ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены. Прямые руки скрестить перед грудью – выдох. Вернуться в исходное положение, касаясь ладонями стены – вдох.

«Шагаем ногами по стене».

Сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади. Переставляя ноги по стене, выпрямить их. Вернуться в исходное положение. Дыхание в произвольном ритме. Выполнить 4–6 раз.

Выполнять физические упражнения с детьми можно как каждый день, так и через день в удобное для родителей время – эти факторы принципиально не влияют на положительный результат.

Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов - осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.

При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кг м.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК.(см. Приложение№2). Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными - упражнения, выполняемые полностью самим больным.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на:

упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

В методику лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата обязательно включают лечебную физкультуру.

Занятия проводят лучшие специалисты-реабилитологи. Эффективность каждого отдельного занятия и комплекса тренировок обеспечит стойкий результат.

Кенезитерапия при сколиозах, кифозах, плоскостопии, остеохондрозе, остеопорозе.

Суставная гимнастика при артритах, артрозах и травмах.

Гимнастика "релакс" - при радикулите, остеохондрозе, острых болях в позвоночнике и суставах.

Адаптивная физическая культура - для улучшения обмена веществ и адаптации к физическим нагрузкам.

Коррегирующая, деторсионная гимнастика - для формирования корректирующего мышечного корсета и нормализации мышечного тонуса.

Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Назначает курс лечебной гимнастики лечащий врач, а врач-специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

Общие упражнения для подвижности суставов

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

Исходное положение - руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

Исходное положение - руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

Исходное положение - руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

Исходное положение - руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

Исходное положение - руки за голову. Круговые движения туловищем.

Исходное положение - руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

Исходное положение - полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

Исходное положение - основная стойка. Наклон влево, вправо.

Исходное положение - руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

Исходное положение - лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи - это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях.

Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается.

Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

Выводы

Таким образом, основными формами борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура и массаж. Лечебная физкультура применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Массаж в рамках комплексного восстановительного лечения позволяет уменьшить интенсивность лекарственной терапии, и ускорить процесс восстановления организма при заболевании. В правильном и рациональном выполнении комплекса упражнений ЛФК и прохождений курса массажа, состояние пациента улучшиться. Занятия в реабилитационных центрах проводят специалисты разного профиля и высокого уровня подготовки. При каждой разновидности заболевания опорно-двигательного аппарата, разрабатывается отдельная программа реабилитации.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов. Занятия проводят лучшие специалисты-реабилитологи и массажисты.

Министерство РФ по связи и информатизации

Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики

Кафедра физического воспитания

Реферат

«Составление комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»

Выполнил: студент группы С-08 ХХХ

Проверил: Войтенко Л. Д.

Новосибирск 2003


1. Введение.

В данном реферате я хочу рассказать о том, что такое опорно-двигательный аппарат, как сохранить его здоровье, и что является причиной его заболеваний. Будут приведены примеры выполнения упражнений на сохранение здоровья, крепости суставов, силы мышц.


2. Что такое опорно-двигательный аппарат?

«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.»


3. В чём причины заболевания?

Основной из причин заболевания опорно-двигательного аппарата является недостаток двигательной активности – гиподинамия. Она возникает «в связи с активной заменой ручного труда механизированным, развитием бытовой техники, транспортных средств и т. д. Неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма, способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца.»

«У пожилых людей под влиянием естественных возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата уменьшаются объём и быстрота движений, нарушается координация сложных и тонких движений, ослабляется тонус мышц, возникает некоторая скованность. Всё это обычно проявляется раньше и в более выраженной форме у тех, кто ведёт сидячий образ жизни.»

«Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов.»

«Отсутствие достаточной двигательной активности в режиме дня приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов.»


4. Что делать?

«Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов – осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.»

«При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кгм.»

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика – основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного – пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными – упражнения, выполняемые полностью самим больным.»

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

- «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.»

«Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).