Перекрестные движения. Упражнение «медвежьи покачивания». Можно выполнять стоя и сидя

История движения.

"Кнопки мозга" расположены вблизи артерий, снабжающих кровью головной мозг. Стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Мозг, хотя и составляет 1/50 часть веса тела, использует 1/5 часть всего кислорода, поступающего в тело. Когда человек кладет руку на пупок, он переформировывает связи, влияющие на центр гравитации тела, балансирует сигналы, идущие в полукружные каналы уха (центры равновесия в среднем ухе) и исходящие от них.

Дислексия и подобные ей учебные трудности, связанные с неправильным направлением информации, как известно из прикладной кинесиологии, могут иметь причиной зрительноеневовлечение. "Кнопки Мозга" формируют кинестетическую базу для зрительных навыков и для развития способности ребенка пересекать центральную среднюю линию тела, что является чрезвычайно важным для его общего психофизического развития.

  1. Перекрестные шаги.

Выполняется стоя или сидя.

Перекрестные шаги - это перекрестно - латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем поднимающегося навстречу левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Перекрестные Шаги выполняются медленно. В этом случае упражнение вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.

Это идеальное "разогревающее" упражнение для последующего развития всех навыков, требующих пересечения срединной латеральной линии тела.

Внимание! Попейте воды и сделайте упражнение "Кнопки Мозга", чтобы подготовить тело и мозг для выполнения "Перекрестного шага".

Для активизации кинестетических ощущений важно поочередно дотрагиваться ладонями до противоположных колен, движущихся навстречу рукам.

Выполняя это упражнение, почувствуйте, как "работают" мышцы живота. Если этого ощущения нет, значит, упражнение выполняется неправильно: либо слишком низко наклоняете локоть, либо слишком высоко поднимаете колено. "Встреча" должна происходить посередине. Продолжительность выполнения - по ощущению.

Варианты упражнения:

Сидя на полу или стуле, делайте попеременные перекрестные движения руками и ногами.

Прикасайтесь руками к противоположным ногам в разных направлениях.

Прикасайтесь руками к ступням" противоположных" ног за спиной.

Делайте перекрестный шаг медленно - противоположные руку и ногу ведите навстречу друг другу до полного соединения.

Делайте перекрестный шаг прыжками (или слегка подпрыгивая). Такой перекрестный шаг особенно способствует центрированию тела, а также снижает зрительный стресс.

Для улучшения навыков равновесия делайте перекрестные шаги с закрытыми глазами или представляя, что вы плаваете.

Для детей, которым нужна подсказка для выполнения перекрестных шагов, используйте цветные наклейки, приклеив их на противоположные руки и ноги.

Делайте перекрестный шаг под разную музыку и разные ритмы.

Выполнение этих упражнений активизирует мозг для:

улучшения пересечения визуально-аудиально-кинестетической и тактильной средней линии тела;

улучшения движения глаз слева направо;

улучшения бинокулярного зрения.

Упражнение улучшает следующие учебные навыки:

правописание и письмо;

слушание и восприятие;

чтение и понимание;

творческие виды деятельности.

Упражнение улучшает следующие навыки и показатели:

координацию движений левой и правой сторон тела;

укрепляет дыхание и повышает жизненные силы;

развивает координацию и осознание пространства;

улучшает слух и зрение.

Эксперты пришли к выводу о том, что перекрестные движения противоположных сторон тела человека способствуют развитию речевого и языкового центров мозга.

  1. Крюки.

В упражнении" Крюки" как бы замыкается цепь энергетических процессов в теле и, таким образом, активизируется и концентрируется внимание, преодолевается дезорганизация и инфантильное состояние сознания - состояние "жертвы". Мозг и тело избавляются от избыточного напряжения, как только энергия начинает циркулировать через зоны, блокированные под влиянием чрезмерно сокращенных мышц.

В этом упражнении поза тела - "скрученные" руки и перекрещенные ноги, напоминающие "8-ку" - способствует свободному течению энергии по телу. Прикосновение кончиков пальцев друг к другу балансирует и объединяет работу обоих полушарий, что создает прекрасные условия для осуществления планирования, целеполагания, процесса выбора и т.п. (часть 2).Поза "Крюков" способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; "заведите" их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами при вдохе и расслабьте его при выдохе; глаза закатываются вверх. Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох - на 4, пауза - на 2 счета. Можно закрыть глаза.

Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.

Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестный Шаг. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, "бросив" их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох - на 4 счета, задержка - на 2 счета, выдох - на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершать выбор.

"Крюки" можно делать стоя.

  1. Ленивые восьмёрки.

Выберите в комнате горизонтальную линию и проследите по ней взглядом сначала влево, затем вправо и снова влево. При этом отследите, насколько ваши глаза чувствуют себя расслабленно.

Теперь, удерживая большой палец на вашей срединной линии и на уровне глаз, нарисуйте в воздухе большую восьмерку, лежащую на боку: сначала против часовой стрелки вверх и влево кругом, возвращаясь в исходную точку, затем завершите фигуру движением вашего большого пальца по правой стороне. Ваши глаза следят за движением большого пальца и двигаются плавно, ваша голова может двигаться совсем чуть-чуть, а шея остается расслабленной. Проделайте это три раза одной рукой и три раза другой рукой. В заключение соедините руки, держа оба больших пальца вместе, и проделайте это упражнение еще три раза.

Теперь снова проследите взглядом по горизонтальной линии, замечая, насколько расслабленны ваши глаза.

  1. Алфавитные восьмерки

Подумайте об алфавите. Отметьте, какие буквы вызывают у вас затруднения при написании?

Происхождение слова «алфавит» связано с греческими буквами «альфа» (буква «а») и «бета» (буква «Ь»). Большинство остальных букв повторяют элементы этих первых букв. Начните упражнение с рисования больших Ленивых Восьмерок (см. выше). При этом держите руки сжатыми вместе, чтобы активизировать крупные мышцы рук, плеч и груди. Затем начните рисовать все буквы алфавита, вписывая их в лежащую восьмерку. Буквы, относящиеся к группе «а», начинайте рисовать со средней линии, двигаясь вверх и влево (окружность), затем по средней линии вверх и вниз. Буквы группы «Ь» начинаются на средней линии, затем идут вниз, затем вверх и по окружности вправо и заканчиваются на той же средней линии.

После того, как вы прописали буквы, вызывающие у вас затруднения, подумайте о том, как вы их пишите или напишите их на бумаге.

Слон

Вначале медленно поверните голову из стороны в сторону, отслеживая, насколько далеко она поворачивается и насколько расслабленны ваша шея и плечи.

Встаньте удобно, чуть согнув колени, прижимая голову к плечу и одновременно указывая этой же рукой на другую сторону комнаты. Используйте ребра своей грудной клетки, чтобы, двигая всей верхней частью тела, рисовать большую Ленивую Восьмерку в срединном пространстве перед собой. Смотрите сквозь свои пальцы. Это нормально, если вы видите раздвоенный образ вашей кисти. Повторите это движение другой стороной, прижимая голову к противоположному плечу и вновь рисуя ленивую Восьмерку. Позвольте вашей руке раскачиваться вместе с верхней частью туловища, подобно тому, как слон качает хоботом. Опять медленно поверните голову из стороны в сторону, отмечая изменения.

  1. Рокер

Отследите, насколько расслабленны ваши бедра и нижний отдел спины.

Сидя на полу (постелите мягкий коврик, чтобы защитить копчик), отклонитесь назад, опираясь на ладони. Мягко массируйте сначала одно бедро, а затем другое движениями веред и назад, маленькими кругами или ленивыми Восьмерками, снимая напряжение с бедер и поясницы.

Снова пронаблюдайте степень расслабленности ваших бедер и поясницы.

  1. Брюшное дыхание

Наблюдайте за своим общим состоянием покоя, комфорта; за звучностью и силой вашего голоса.

Встаньте удобно, позвоночник прямой, подбородок не задран (положение «под себя»), ребра расслаблены. Положите вашу руку на живот и выдыхайте весь воздух из легких короткими небольшими выдохами (словно вы удерживаете перышко в воздухе). При каждом выдохе давите своим пупком по направлению к позвоночнику. Теперь медленно и глубоко вдохните, аккуратно наполняя ваши легкие. Вам может захотеться повторить эти короткие серии выдохов один или два раза.

Затем, во второй части упражнения, продолжайте медленно вдыхать и выдыхать животом.

Ваша рука мягко поднимается во время вашего вдоха и опускается во время выдоха.

Изогните слегка вашу спину в талии, чтобы воздух мог проникать глубже.

Повторите упражнение три или более раз. В заключение, поставьте ваши руки на ребра и аккуратно сдавите их во время выдоха, затем вдохните и позвольте воздуху раздвинуть ваши ребра. Повторите это несколько раз и возвращайтесь к обычному дыханию.

Опять наблюдайте за силой и звучностью вашего голоса и общим состоянием.

  1. Перекрестный Шаг лежа

Отследите уровень вашей активности, готовности к действию; насколько легко вы сидите, стоите или двигаетесь от вашего центра при помощи мускулов, поддерживающих вашу позу, или полагаетесь на какие-то отдельные части своего тела, чтобы двигаться вперед.

Лежа на полу (используйте мягкий коврик, чтобы защитить копчик), согните колени и поднимите их по направлению к груди, руки соедините за головой или скрестите на груди. Скользите головой назад, подбирая подбородок под себя и по направлению к груди. Вдавите вашу спину в пол и используйте «X» между вашими ребрами и тазобедренными костями, чтобы сжать ваши мышцы живота. С расслабленными и опущенными вниз плечами дотянитесь локтем до противоположного поднятого колена, затем повторите для другой стороны тела. Продолжайте чередовать колено и противоположный локоть.

Отследите снова уровень своей готовности к действию, скоординированность и солидарность работы позовых мышц.

  1. Мысль о «X»

Отследите уровень вашей скоординированности и телесной осознанности.

Подумайте о фигуре X, соединяющей ваши бедра и противоположные плечи. Сделайте движение одного плеча и противоположного бедра по направлению друг к другу, мысленно соединяя их линией. Затем сделайте движение плеча и бедра назад и затем снова приведите их в нейтральное положение, замечая, как X перемещается при движении. Повторите для другого плеча и бедра. Снова отследите уровень координации и телесной осознанности.

Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.

Из опыта работы Трофимовой Ольги Владиславовны,учителя-дефектолога МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19" города Чебоксары Чувашской Республики

Методы, которые применяют кинезиологи, помогают детям с помощью движения решить проблемы в школе, улучшить память и внимание, навыки письма и чтения, развить внутренний потенциал и творческие способности.

Детская кинезиология - современное направление телесно ориентированной психотерапии, которое использует двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для коррекции проблем в обучении и психоэмоциональном развитии детей и подростков.

Благодаря предложенному комплексу упражнений, который разработал американский психолог Пол Дэннисон, можно легко, быстро, играючи скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, избавив его от стресса, робости или гиперактивности. Хотите помочь своему чаду? Тогда вперед! Выполняйте эти упражнения вместе с ним каждый день.

Александр Кирьянов, кинезиолог:
- Гимнастика мозга - уникальный метод, потому что речь идет об обучении, а также развитии ребенка через движение. Это может показаться неожиданным, но развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Многочисленные исследования неопровержимо доказывают это. Именно поэтому кинезиология все активнее внедряется в педагогическую практику. Но мне кажется, намного важнее осознать развивающий потенциал кинезиологии родителям.

Упражнение № 1. Перекрестные шаги

Правая рука - левая нога, а потом левая рука - правая нога - это основа нашей походки. Танцевальные па, основанные на перекрестных движениях, подтягивание локтей к коленям помогают связать левое и правое полушария, активизируют речевые и языковые центры.

Как делать: Подтяните правое колено к левому локтю и наоборот. Затем согните правую ногу, как это делается при беге с захлестыванием голени, коснитесь лодыжки левой рукой. Повторите это же упражнение для левой ноги и правой руки.

Упражнение № 2. Растяжение


Упражнение улучшает память, способствует концентрации внимания, развивает усидчивость. Пусть лучше ребенок на пять минут меньше посидит над домашним заданием, но выполнит пару таких движений. Поверьте, в будущем это поможет ему использовать свое время куда продуктивнее!

Как делать: Опираясь на спинку стула, сделайте выпад вперед, согнув в колене правую ногу. Левая при этом остается прямой. Встаньте. Повторите упражнение для левой ноги.

Упражнение № 3. «Крюк Деннисона»


У вашего ребенка есть проблемы в общении со сверстниками? Страшно отвечать у доски, поднимать руку, даже если он знает материал? Помогите чаду поверить в себя! Упражнение помогает отойти от стресса, расслабиться и успокоиться. Для гиперактивных, беспокойных детей это просто находка.

Как делать: Встаньте, скрестив ноги. Скрестите руки, вытяните их перед собой таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди, чтобы локти оказались направленными вниз. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен. Уже через несколько минут выполнения этого упражнения вы почувствуете спокойствие и прилив сил.

Упражнение № 4. Позитивные точки

Упражнение помогает сосредоточиться, вспомнить нужный ответ на экзамене, ослабить эмоциональное напряжение и найти выход из сложной ситуации.

Как делать: Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся посередине лба, между линиями бровей и волос. Почувствуйте тепло.

Упражнение № 5. «Думательный колпак»

Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.

Как делать: Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы - спереди. Помассируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»


Упражнение снимает напряжение, помогает привести мысли в порядок.

Как делать: Сядьте удобно, положите правую стопу на левое колено. Положите правую руку на пятку, а левой рукой обхватите правую ногу в области голеностопа. Посидите так несколько минут, затем опустите ногу на пол и раздвиньте стопы. Разомкните руки, соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Посидите так еще несколько минут.

Упражнение № 7. Восьмерки и узоры

Упражнение помогает развить творческие способности, связать левое и правое полушария.

Как делать: Рисуйте пальцем в воздухе горизонтальную восьмерку (знак бесконечности) и следите взглядом за своими движениями. Попробуйте делать симметричные движения двумя руками - например, чертите в воздухе круги, спирали, произвольные узоры.

Упражнение № 8. «Кнопки мозга»

Нажми на кнопку - и вспомни урок! Оказывается, есть упражнение, выполнив которое ребенок сможет лучше понять новый материал и без труда рассказать все, чему его учили на прошлом уроке. А еще - расширить угол зрения, увеличить приток крови к мозгу, снизить напряжение.

Как делать: Под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребрами, находятся так называемые кнопки мозга. Их нужно помассировать с одной стороны большим, а с другой - средним и указательным пальцами или гладить эту область всей ладонью.

Из истории вопроса

Гимнастика мозга - коррекционно-развивающий метод, предложенный Полом Дэннисоном в 60-х годах прошлого столетия.

Пол Дэннисон, будучи педагогом по образованию, успешно применил свои знания в области кинезиологии в отношении детей, диагностированных как «неспособные к обучению».

Дальнейшие исследования привели его к разработке системы по улучшению обучения чтению, письму, математике, запоминанию и пр. Так появилась известная в мире программа обучения под названием «Гимнастика мозга».

Гимнастика мозга представляет собой систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. При всей своей простоте она дает удивительные результаты.

Текст: Наталья Тюменцева

Снижение обучаемости определённого числа школьников – одна из проблем современной школы. Дефицит двигательной активности (ползания) в раннем возрасте приводит к нарушению обучаемости. По мнению нейропсихологов это одна из причин сложностей с чтением. Нарушается взаимодействие полушарий мозга.

За что отвечает каждое полушарие можно увидеть на картинке выше.

Межполушарная асимметрия и обучаемость

Одно из полушарий у человека развито больше и называется ведущим. По характеру доминирования люди бывают:

  1. левополушарные,
  2. правополушарные.

У пяти-шестилеток доминирование (латеральность) должно быть сформировано. Однако бывает, что этого не происходит. Иногда выделяют ещё тип равнополушарных людей (амбидекстров). Тут могут быть два варианта развития.

  1. У человека уже сформирована латеральность (например, ведущая рука известна с раннего возраста), но он хочет (или родители хотят) работать и второй рукой также ловко. Ну и всячески развивает её. На ум сразу приходят переученные левши.
  2. Латеральность изначально ещё не сформирована. Такое тоже часто бывает у детей с нарушением межполушарного взаимодействия, например, у ребят речевых групп детских садов и учеников речевых школ.

Первый вариант приветствуется, второй нет - он часто патологичен. Кроме того, надо учесть тот момент, что скорость формирования левого полушария у мальчиков ниже, чем у девочек.

Соединяются полушария между собой «мостиком» - мозолистым телом. Именно через него идёт обмен информацией и координируется деятельность полушарий.

Мозг должен работать, как единое целое. Нарушения проводимости «мостика» вызывает искажение познавательной деятельности детей, что также снижает обучаемость. Ведущему полушарию приходится принимать на себя основную нагрузку, другое же блокируется. Полушария работают без связи.

В результате:

  1. нарушается пространственная ориентировка,
  2. неадекватны эмоциональные реакции,
  3. недостаточно координированы работа зрения и слуха и работа пишущей руки.

Примеры блокировки полушарий

То есть школьник не в состоянии читать и писать. Какая обучаемость может быть? Такие ребята неравномерно развиты в интеллектуальном плане. Отдельные функции могут быть развиты очень даже прилично. Но ряд незрелых мозговых функций снижают обучаемость.

Например, уже дошкольников трудно обучить рисованию, и в школу они приходят, обнаруживая слабость изобразительно-графических навыков. Аналогичная ситуация с речевыми навыками, что приводит к слабости вербально-логического мышления в школе. Чаще всего эти расстройства имеют место при поражении у школьников левого полушария.

Определить предрасположенность к нарушениям письма и чтения можно с помощью простенького теста.

Тест на предрасположенность к нарушениям письма и чтения

Инструкция. Предложите ребёнку завести одну руку за спину. Притроньтесь кисточкой к фалангам пальчиков (1-я и 3-я фаланги любого пальчика, кроме большого; все 8 вариантов). Порядок произвольный. Ребёнок показывает большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальчика взрослый прикоснулся.

Результаты теста

Способы повышения обучаемости

Помочь детям повысить их обучаемость можно через специальные двигательные упражнения для мозга. Эти упражнения для мозга поддерживают его активность за счет улучшения координации полушарий.

Проблема нарушения межполушарного взаимодействия и обучаемости настолько широко распространена, что в ряде школ за рубежом введён ежедневный урок кинезиологии, полностью посвящённый упражнениям для мозга.

Когда такие занятия проводятся систематично, то признаки дизлексии постепенно уходят, вообще улучшается обучаемость, потому что

  1. повышается эффективность межполушарных связей,
  2. улучшается память и концентрация внимания, ориентировка в пространстве.

Рекомендуемые упражнения для мозга полезно выполнять взрослому вместе с ребёнком. Поначалу надо делать их медленно, потому что взрослые обладают удивительной способностью не слышать своё тело. Именно поэтому сперва надо делать упражнения медленно, чтобы научиться слышать своё тело. По мере формирования связей в мозге упражнения потребуется усложнять.

Игры и упражнения для мозга

Упражнение «Перекрёстные шаги»

Начните с этого исключительно простого упражнения. Понаблюдайте, как ваш ребёнок ходит или даже ползает. Ползать и ходить можно по-разному:

  1. гомолатерально – вперёд двигается одна половина тела (нога, рука, плечо…), потом другая;
  2. контрлатерально – перекрёстным шагом.

Очень многие люди ходят гомолатерально, выдвигая вперед то одну сторону, то другую. Как медведи. Есть люди, которые ухитряются ходить только ногами, всё остальное тело остаётся без движения. Чтобы включить мозг, надо маршировать. Например, в армии, когда много маршируют, ребята меняются на глазах: меняется фигура, появляется какая-то странная уверенность, больше сил появляется. Маршировка – очень древний способ перекрёстного шага.

Ребёнок ползёт контрлатерально, идёт интегрирование работы обоих полушарий через мозолистое тело. Обычная походка человека и есть перекрёстный шаг. Маршируйте с ребёнком. Поиграйте в солдат. Благо, что дети это дело очень любят.

Инструкция. Станьте прямо. Ноги параллельно на небольшом расстоянии. Руки согнуты в локтях по углом 90 градусов. Шагаем на месте перекрёстным шагом. Бедро поднимаем настолько, чтобы оно коснулось согнутой под прямым углом в локте. Не локтем тянемся, а плечо идёт вперед. Тело как бы складывается. Делать это можно стоя, лёжа, сидя. Столько раз, сколько захочется.

Когда полушария выступают интегрировано, мы можем думать и двигаться одновременно, что крайне важно. Мы более активны и полны энергии.

Ещё раз повторюсь. Упражнения для мозга надо делать медленно. Способность человека схалтурить, она феерическая. Поэтому лучше медленно. Лучше чувствовать, как плечо идёт к бедру.

Мозг имеет привычку внимать медленным движениям и повторам. Он закрепляет мозговые схемы за счет повторов и считывания медленных движений. Хотите активировать определённые зоны, хотите создать новые нервные связи, выполняйте упражнение для мозга «Перекрёстные шаги» каждый день хоть недолго, хоть по 1 мин, но достаточно длительное время, месяцами. Это касается не только детей, особенно школьников, но и взрослых.

Обучайте и переобучайте мозг. Почувствовали, что вы «дохлые», вялые, сделайте «Перекрёстные шаги». Надо маме на работе включиться, ребёнку перед контрольной, сделайте упражнение для мозга. Упражнения для мозга влияют на обучаемость напрямую.

Пьем воду - обязательное условие

перед началом занятий. Безотрывно, непрерывно, в течении 1-2 минуты.

Брюшное дыхание.

1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению.
2. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик.
3. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех.
4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох.

5. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет центральную нервную систему, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Оно улучшает навыки чтения – кодирование и декодирование, а также способствует связной эмоционально окрашенной речи. Его хорошо выполнять перед контрольными работами или в ситуации напряжения.

Активируем «Кнопки мозга» - выполняется стоя или сидя.

Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому "Перекрестные шаги" способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

Ноги стоят удобно, параллельно друг другу. Если вы стоите, то колени расслабленны. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний - на другой.

Меняем руки и повторяем упражнение, по 30Х30 секунд.

Выполнение упражнения «Кнопки мозга» способствует обогащению мозга кислородом, за счет этого улучшается восприятие информации.

«Крюки Деннисона» - выполняется сидя или стоя.
Упражнение призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную. Упражнение состоит из двух частей.
Постойте так, расслабившись, еще немного.
По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше.

Ноги перекрещиваем (ножка ножку обнимает).

Вытягиваем руки вперед, складываем пальцы рук в замок и прижимаем к груди (пальцы не отпускаем).

Рот закрыт, язычок упирается в нёбо (чтобы не проболтался про мечту!).

Закрытые глаза «смотрят вверх» (на мечту, которая, как всегда, витает в облаках!). Важно! Только закрытые глаза «смотрят вверх», голова при этом вверх не поднимается!

«Крюки Деннисона» способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности. Это упражнение помогает объединить потребности головы и тела. Помогает сосредоточиться.

«Перекрестные шаги».
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз.
«Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

Возьмемся за уши, друзья!

Позитивные точки
Можно выполнять стоя и сидя.
Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.
Упражнение помогает школьникам избежать ситуации «Учил, знаю ответ, но никак не могу вспомнить». С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. Упражнение особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов.

Думающий колпак
Можно выполнять стоя и сидя.
1. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
2. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие.
По мнению психологов, «думающий колпак» поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером .

Свободу шее.

Перед экзаменами шея, вместо того чтобы вытянуться, снять зажимы и улучшить обеспечение мозга кислородом, свешивается под тяжестью наполняемой знаниями головы. Чтобы легче воспринимать информацию, дайте свободу шее!

1. Встаньте прямо, голова по срединной линии.
2. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову.
3. Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова – тяжелый шар.
4. Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота – не дальше плеча.
5. Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко.
6. Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот.
7. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений должна быть меньше, чем в п. 4.
Данное упражнение способствует расслаблению ЦНС и снятию мышечных зажимов в области шеи, плеч, спины. Помогает лучшему восприятию и обработке информации, улучшает математические способности и навыки чтения.

Зарядись энергией

Лето – это свобода! Наконец-то можно больше бегать, прыгать – вести активную жизнь. Благодаря этому снимается зажим поясничной группы мышц, тело расслабляется, улучшается координация движений в целом. Так что самое время освоить полезное упражнение «Заземлитель». Оно понадобится с началом учебного года, чтобы уметь максимально сконцентрировать энергию на выполнении работы.
Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.
1. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе.
2. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе.
3. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу.
4. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз.
5. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать!
При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.
Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.

Тянем - потянем
Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.
Что может быть приятнее, чем от души потянуться! Вот кошка припадает на передние лапы и прогибает спину. Птица на ветке вытягивает шею…
Мы просыпаемся утром и потягиваемся всем телом, готовясь к новому дню. Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работы.
1. Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.
2. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.
3. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.
4. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!
5. Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.
Данные упражнения нормализуют дыхание, снимают напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк.
Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге. Поэтому специалисты рекомендуют особенно активно использовать такие упражнения при подготовке к контрольным и другим творческим работам, в частности, к сочинению и изложению, а также перед сдачей экзаменов.

Восьмерка» на удачу
Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать. Такие успехи у школьников любого возраста наблюдаются благодаря эффективному снятию стресса
Регулярные упражнения «Алфавитная восьмерка» помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать.
Такие успехи у школьников любого возраста наблюдаются благодаря эффективному снятию стресса. По мнению специалистов, данные движения очень актуальны для учеников выпускных классов перед сдачей ЕГЭ.
Для активизации памяти при изучении иностранного языка психологи советуют писать в окружности буквы изучаемого алфавита. Воспроизведение цифр в восьмерке, как считают специалисты, помогает интегрировать работу полушарий мозга для решения сложных математических задач. Родителям стоит также знать, что полезно делать упражнения вместе детьми, так как такая совместная деятельность улучшает взаимопонимание и психологический климат в семье.

Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.

Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно.

Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания.

Снять стресс – легко!
Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.
Cпециалистам известно, что упражнения на растягивание, которые часто используются во время уроков физкультуры, а также в практике атлетов, танцоров, йогов, помогают расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу школьников более успешной?
Понятно, что хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для учебной деятельности и при коммуникациях.
Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навык-
ов – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

"Помпа"
1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно.
2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.
3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.
4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.
5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение.
Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.


Эти упражнения помогают легче учиться и чаще получать хорошие отметки. Ведь от них заметно повышаются внимание и собранность, да и учебный материал запоминается быстрее.
"Слон"
1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.
2. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука.
3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.
4. Повторяем эти же движения другой рукой.

Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

"Сова"
1. Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.
2. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.
3. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.
Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).

Да здравствует творчество!
Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Ленивые восьмерки
1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
2. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
3. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

Двойные рисунки
1. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.
2. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.
Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз.
Упражения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.

Тест: Какое животное вы заметили первым? Ответы Зебра. Если первой вы заметили зебру, скорее всего, вас можно описать как веселого и харизматичного человека, лидера мнений. Вы очень активны и спонтанны, умеете увлечь. Люди охотно следуют за вами. Вы - отличная компания для веселья. Ваши коммуникативные навыки выше всяких похвал, вы могли бы стать очень хорошим специалистом по продажам. Но вам быстро приедается одно и то же изо дня в день, вы постоянно хотите чего-то нового: новых людей, новых событий. Главное - чтобы все ваши дни были разными. Кошка. Если вы увидели первой кошку, значит вы немногословный человек. Некоторые даже могут подумать, что вы застенчивы. Дело в том, что вы предпочитаете наблюдать на расстоянии, анализировать, что вы видите, вместо того чтобы быть в центре событий. Вам совершенно все равно, что думают о вас окружающие, и вы бы хотели аналогичного отношения к себе. Вы устанавливаете собственные правила и следуете им. Вы самодостаточны и независимы. Утка. Если первой вы увидели утку, то вы стопроцентный оптимист и ничто не может выбить вас из колеи. Для вас нет наполовину полного или пустого стакана: у вас он всегда переполнен. Вы живете на всю катушку и только сегодняшним днем. Вы обожаете открывать новые места, учиться чему-то новому, ваше любопытство не знает границ. Коала. Если первое животное, которое вы заметили, - это коала, значит вы очень спокойный человек и предпочитаете жить в своем ритме, что бы ни происходило вокруг. Вы очень добры, чутки, заботливы и внимательны. Друзья знают: стоит только позвонить - и вы всегда придете на помощь. Вы не особенно любите шумные вечеринки. Тихий вечер в компании кино или книги вам больше по душе. По натуре вы альтруист и помогаете людям, ничего не ожидая взамен. Слон. Первым увидели слона? Вы искренний человек и заботитесь обо всем, что вас окружает. Вы верны и ответственны. Ваши близкие могут на вас положиться. Если им нужна помощь, они знают наверняка, к кому обратиться: каким-то образом вы всегда находите способ все исправить. Вы не только хороший слушатель, но и незаменимый человек для решения любых проблем. Семья и друзья - самое главное для вас. Вам хорошо, когда им хорошо. Медведь. Если первым вы заметили медведя, то вы очень логичны, консервативны, следуете традициям. У вас есть система ценностей, которой вы придерживаетесь неукоснительно. Вы сдержанный и наблюдательный человек, не любите большие компании и людные места, всегда стремитесь к гармонии. Вы очень чувствительны, вдумчивы и дипломатичны. Вы верите в правила и не принимаете спонтанных решений. Вы трудолюбивы, надежны и очень преданны. Максималист. Всегда соблюдаете установленные сроки и от других ждете того же самого. Жираф. Если жираф - первое животное, которое вы сумели разглядеть, то вы из тех людей, которые всем нравятся. Вы очень психологически гибкий человек, способный не только стать своим в любой социальной группе, но и в мгновение ока занять в ней центральное положение. Вы любите поговорить и способны поддержать беседу с кем угодно. У вас очень уживчивый и практичный характер. И хотя кажется, что вас ничем не расстроить, на самом деле вы очень эмоциональны. Вы преданны своим друзьям и ожидаете от них того же. Вам не нравится однообразие, похоже, вы склонны часто менять работу или хобби. Свинья. Если первой вам бросилась в глаза свинка, значит вы очень независимый человек. Лучше всего вам работается, когда вас все оставят в покое. У вас острый ум, мысли несутся с невероятной скоростью, так что объяснять все остальным у вас просто нет времени. Внимание к деталям, исключительная память и выдающиеся аналитические способности могли бы сделать вас очень эффективным специалистом в любой области, связанной с какими-либо расследованиями. Экстравертом вас не назовешь, однако вы неплохо ладите с людьми. Кролик. Если первым вы приметили кролика, вероятно, вы очень творческий человек. Вы полны энергии и заразительно счастливы. Куда бы вы ни пошли, вы повсюду несете радость и веселье, все хотят с вами подружиться. У вас потрясающее чувство юмора, благодаря которому вы всегда оказываетесь в центре внимания. Некоторые люди могут подумать, что вы пусты и поверхностны, но это очень далеко от истины. Вы вдумчивый и сочувствующий человек. Вам просто нравится, когда людям весело. Но иногда вам все же нужна небольшая передышка. Лев. Если первое замеченное вами животное - это лев, вероятно, вы прирожденный лидер. Вы от природы знаете, как убедить людей следовать за вами во имя общей цели. Хотя иногда вы склонны навязывать свою волю, и в таком случае ваша сила становится давлением. Вы не боитесь вызовов, главным образом потому, что это прекрасная возможность показать себя во всей красе. Вы любите соревноваться и обладаете выдающимся стратегическим талантом. Сова. Если первой вы увидели сову, значит вы вдумчивый человек с аналитическим складом ума. Вы предпочитаете работать на себя. Наслаждаетесь тишиной и спокойствием и не очень комфортно чувствуете себя в коллективе. Вам нравится, когда все хорошо организовано. Хаос выводит вас из себя. Вы перфекционист и хотели бы, чтобы остальные тоже стремились к совершенству. Однако не стоит забывать, что все мы прекрасны в своем несовершенстве. Хотя вы не особо общительный человек, окружающие любят быть рядом, ценя вашу удивительную эрудицию и чувство юмора. Что у вас получилось? Поделитесь в комментариях, насколько тест соответствует вашей личности.