Виды восточных практик. Славянские практики. Есть ли разница

Как стать здоровым с помощью восточных практик? Чем именно – йогой, ушу или каратэ – лучшем заниматься женщинам, а что больше подойдет мужчинам? Как правильно дышать и почему важно сидеть только с прямой спиной?

На эти и другие вопрос ответил доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, основатель и руководитель Научно-исследовательской лечебной клиники хиропрактики и остеопатии (НИЛКХО) Леонид Буланов.

«АиФ»: - Леонид Алексеевич, расскажите о своей новой книге «Оздоровление при помощи восточных практик»?

Л.Б.: - Долгожданная книга, готовилась она к изданию очень долго, более 5 лет, в ней огромное количество фотографий. Информационно эта книга более выигрышна для читателя, чем предыдущая по восточным единоборствам, которая выпущена в 1998 году. Также в книгу вложен красочный фильм, который советую всем посмотреть. В нем хорошо представлены демонстрационные моменты по восточным единоборствам, по медицинской части. Фильм называется «Лечебные и болевые искусства Востока». Ему присвоена серебряная медаль имени И.П.Павлова Российской Академии наук за пропаганду здорового образа жизни, хотя он вышел только в 2010.

«АиФ»: - А почему такой разрыв между написанием книг?

Л.Б.: - Было отснято порядка 5 тысяч фотографий. Из них надо было выбрать самые лучшие – это большая работа. Это и костюмы, и пейзажи, и выезд на съемки. Чтобы снять часовой фильм, надо было снять свыше 5 часов съемок. Мне кажется, что в книге содержится сенсационный материал. Книги такого уровня выходят редко.

«АиФ»: - Книга называется «Оздоровление при помощи восточных практик». Восточные практики – это очень ёмкое понятие. Что вы подразумеваете под этим?

Л.Б.: - Мое название было «Лечебные и боевые искусства Востока». Редакция посчитала более уместным название изменить. Книга состоит из 7 глав, посвященных восточным единоборствам и его лечебным аспектам: каратэ, кун фу, тайцзицюань, тай чи и другие главы, которые посвящены разделам восточных единоборств, которые наиболее интересуют молодежь, спортсменов, людей, тщательно следящих за своим здоровьем с помощью оздоровительных практик. Сейчас очень популярна медицинская йога, цигун.

Многие мои пациенты рассказывают о том, как им нравится дышать, особенно в лесу или на берегу речки.

«АиФ»: - Вы настаиваете на том, что ваши практики лучше применять в соответствующей обстановке? Но что делать тем, кто не может себе позволить выехать за город?

Л.Б.: - Выехать каждый может себе позволить. Но могут подойти и спортивные залы, в которых воздух соответствует нормам. Если человек будет заниматься дыхательными практиками около трассы, ничего хорошего не будет. Это должно быть уединенное место или отдельная комната. Цигун или тайцзицюань не требуют много места, достаточно стула. Если человек нервничает, он сядет и начнет правильно дышать, стрессовая ситуация будет постепенно сниматься.

Три вида дыхания

«АиФ»: - А что значит «правильно дышать»?

Л.Б.: - В медицине общепринято три вида дыхания: поверхностное, среднее и глубокое. Когда человек находится в стрессе, он начинает глубоко дышать, как будто задыхается, нарушаются процессы вегетатики. Если человек просто сядет на стул с прямой спиной и начнет дышать поверхностным дыханием (это неглубокое дыхание, грудная клетка не приподнимается высоко) или средним дыханием, он уже будет успокаиваться, мышцы будут расслабляться. Цигун или тайцзицюань – это не сложные движения. В Китае они настолько популярны, что считается, что в Китае 60-70% населения занимается восточными единоборствами, у нас – около 40% в той или иной мере.

«АиФ»: - Что вас побудило заняться этими практиками? Сколько лет вы ими уже занимаетесь? Где вы черпали эти знания?

Л.Б.: - Я занимаюсь очень давно. Начинал около 35 лет назад при Алексее Борисовиче Штурмине. Потом, уже как врача, меня стали интересовать возможности этих упражнений, которые за долгие годы скопились на Востоке: в Китае, Корее, Японии. Они разработали до нюансов все методики: до положения пальцев, до дыхания, до движений, до амплитуды движений. Восточные единоборства возможно старше, чем медицина. Человеку приходилось защищаться, а с развитием человечества стали разрабатывать и лечебные практики.

В 7 веке Бодхидхарма, знаменитый монах, пришел с Цейлона в Китай в монастырь Шаолинь и разработал 18 основных упражнений для монахов Шаолиня. Это была простая гимнастика для того, чтобы монахи не засыпали во время медитации. Потом стало 36 движений, 72 движений и 108 движений, это считается как число космоса, стали разрабатываться различные стили – знаменитый шаолиньский цигун, который стал наиболее распространен во всем мире. Восточные единоборства уже не принадлежат только Китаю, Корее или Японии, они принадлежат всему миру. Во многих клиниках, фитнес-центрах молодежь с удовольствием занимается этим.

«АиФ»: - На книге написано цигун, ушу, тайцзи, тхэквондо, каратэ. Всем этим вы владеете?

Л.Б.: - В книге есть мое вступительное слово, где я даю 18 упражнений. Это гимнастика, разработанная мною на основе тайцзицюань. Среди мастеров существует такая градация – есть мастер боя, мастер искусств и гранд мастер. Мастер боя – это человек, который хорошо дерется, наиболее выдающимся был Брюс Ли. Мастер искусств – это человек, который хорошо знает все направления и школы, хорошо в этом понимает и может их характеризовать по разным принципам. А гранд-мастер – это, наверное, что мы видим в фантастических фильмах. Если можно сказать, что книга написана мастером искусств – то пусть будет так.

Центр тяжести

«АиФ»: - Существует масса практик. Как определить, какая из них подходит именно тебе?

Л.Б.: - Трудно сказать. Женщинам лучше заниматься ушу, тайцзицюань, цигун, йогой, мужчинам – более силовыми видами единоборств, такими как каратэ.

«АиФ»: - Существуют ли противопоказания для занятий?

Л.Б.: - Для занятий каким-либо спортом или гимнастикой должен быть допуск врача. Врач должен осмотреть и решить, чем можно заниматься больному или желающему заниматься.

«АиФ»: - Есть ли в вашей книге что-нибудь о медитации?

Л.Б.: - Не очень много, но есть. В предыдущей книге отдельная глава с фотографиями, даже как правильно сидеть, посвящена медитации.

«АиФ»: - А как правильно сидеть?

Л.Б.: - С прямой спиной. Прямая спина - это самое главное, поскольку может нарушиться не только мышечное движение, но и позвоночник не будет подвижен. В восточных единоборствах есть такая важная вещь как центр тяжести. По воззрениям обычной медицины он находится во втором крестцовом позвонке, по воззрениям йогов – во втором и третьем, там находится кундалини.

Сгибая, неправильно держа осанку, нося каблуки, мы меняет центр тяжести, что способствует изнашиванию позвоночных суставов или межпозвоночных дисков. В книге больше говорится о мягких дыхательных упражнениях, мягких движениях, что крайне благоприятно действует не только на сердечно-сосудистую и мышечную системы, но и на гормональную.

Мало кто занимается изучением восточных единоборств, кроме китайцев. В Пекине есть институт спортивной восточной гимнастики, который изучает возможности упражнений, и какое действие эти упражнения оказывают на организм. Общепризнанно, что эти упражнения укрепляют опорно-двигательную систему (связки, мышцы) и сердечно-сосудистую систему. Китайцы разработали уникальную методику.

Занимающийся двигается в ритме движения своего сердца и в ритме сокращения сосудов, он за счет движения и дыхания должен поймать этот ритм, это крайне сложно, но все тайцзицюань на этом основано.

Ритм сердца

«АиФ»: - Леонид Алексеевич, можете какие-то приемы для общего оздоровления порекомендовать сейчас?

Л.Б.: - Есть очень простые вещи. Например, ритмичное хождение, просто ходите по офису, постарайтесь поймать ритм своего сердца. Это небольшой шаг, медленный, достаточно плавный, руки делают правильный отмах и ловят ритм дыхания.

Потом сядьте на стул, спина прямая, положите руки на колени, взгляд направлен вперед и постарайтесь медленно дышать, расслабляя мышцы грудной клетки и ног, потом мышцы рук, спины. На этой уйдет 3-5 минут. Главное, чтобы успокоилось дыхания, из поверхностного стало средним. Если у вас болит голова или что-то еще, постарайтесь сделать 8 глубоких вдохов, потом перевести это на поверхностное дыхание. Если от этого не становится легче, то повторите это заново. Китайцы говорят, что можно повторять до 108 раз. Глубокое дыхание и переход на поверхностное дыхание помогает нормализоваться вегетативной нервной системе.

«АиФ»: - Когда лучше делать эти упражнения, с утра или в течение дня?

Л.Б.: - Утром, когда надо проснуться, можно делать более активные упражнения. Когда надо заснуть, делать более спокойные медитативные упражнения тайчи или тайцзицюань.

Каждый человек стремится к стабильной, благополучной жизни, добрым отношениям в семье и социуме, возможности реализовать свои таланты, способности, потребности. Просветлённость, гармония с миром и с собой, постижение тайн Вселенной, состояние покоя и счастья, мудрости - вот те далёкие горизонты, которых мы желаем достичь, проходя свой земной путь. Огромную помощь оказывают нам в этом различные духовные практики. Особое место среди них занимают восточные религии - индуизм и буддизм.

Что такое мантра

В каждой религии есть свои божества, пророки, святые и определённые формы, ритуалы обращения к ним - за помощью, утешением, поддержкой, советом. Мантра - это нечто похожее на молитвы, к которым мы привыкли в христианстве и исламе. Правда, молитвы особенные. Если в православных и католических текстах, равно как и в исламских, важен смысл каждого слова, каждого образа, произносимого молящимся, то мантры действуют несколько по-другому. Обращаясь к Богу или Божьей Матери, мы либо произносим канонический текст, сложенный столетия назад, либо молимся от души и сердца, как получается, выплёскивая боль своими словами. Тут неважно ударение, фонетические особенности произношения, грамотность построения предложений. Важен душевный настрой и искренность верующего человека. Мантра - это тоже молитва, точнее гимн-молитва, обращение к одному из буддийский или индуистских божеств. Но здесь действуют иные правила, чем в привычных нам религиях. В мантре необходимо соблюсти правильность звуковой оболочки каждого слова и тот специальный ритм, в котором они проговариваются. Именно энергетика звука, музыкальность таких молитв помогают человеку настроиться на нужный лад, войти в то состояние, когда душа готовится к общению с Высшим Духом, силами Природы, Вселенной. Недаром подчёркивается, что мантра - это гимн, т.е. торжественная песнь, прославляющая Бога в различных Его воплощениях. Каждый звук в мантрах обладает своим сакральным смыслом. Они не просто проговариваются - они поются, и у каждого такого гимна своя мелодия, интонации, даже тембр. Как в колокольном звоне в Благовест у всякого колокола своя партия, свой тон, так и в каждой мантрической молитве собственная музыкальная тональность. Таким образом, можно сказать, что мантра - это камертон, позволяющий настроить в гармонии с энергетикой Высших Миров и Сфер, которые управляют нашей жизнью, благотворно воздействуя на неё.

За что отвечают мантры

На Востоке, пропевая мантры, человек постепенно погружается в состояние просветления, нирваны. Знающими людьми, монахами они используются для медитаций, духовного очищения и развития. Европейцам, т.е. представителям иного иной культуры, эти гимны интересны с практической точки зрения - для изменения в лучшую сторону собственной личности и качества окружающей жизни. Есть, например, мантры богатства. Они способствуют упрочению материальной стороны бытия, сохранению и приумножению богатства. Такие гимны обеспечивают финансовое процветание, постоянную прибыль, успешность в бизнесе. Есть мантры, отвечающие за здоровье - физическое и душевное. Есть песнопения, привлекающие любовь, налаживающие гармоничные отношения между близкими людьми - родителями и детьми, мужчиной и женщиной. Есть мантра желания - её поют, когда необходимо на тонких уровнях воздействовать на реальность, трансформировать её в соответствии с нашими потребностями и насущными целями.

Желания могут быть разными: кто-то одинок и устал от этого, кому-то фатально не везёт по жизни, у кого-то не складываются те или иные отношения. Словно соответствующие песнопения помогут выплыть на поверхность из создавшихся проблем, притянут те события и тех людей, благодаря которым проблемы разрешатся самым наилучшим образом.

Как работать со священными гимнами

Работа с мантрами - целая наука и искусство одновременно. Она требует глубокой погружённости в «материал», умения отрешиться на какое-то время от всего, что находится и делается рядом. Только сосредоточившись на моменте, произнося максимально точно и правильно слова священных песен, их ритм и темп, можно достичь реальных результатов. Работайте над собой, старайтесь - и жизнь ваша постепенно придёт к гармонии.

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на .

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона - лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем - пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика - хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой . Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация - такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги - раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека - божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать» .

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я - это Он, Я - это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории - самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась . Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма - всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников - махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно - отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии - пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному ». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, - произнесла она, - я не смогу отречься». «Ах так, - неожиданно отреагировали посетители, - тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное - какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться - вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол - мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность - время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою .

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой - самопожертвование и ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание - все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию» . Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит - в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как . Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), то есть общение с Богом - это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. (от лат. meditatio - размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация - беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV-XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты - священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он - проявление духа Кришны, а Рами - воплощение возлюбленной Кришны - пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные , про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного - в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

Кажется, только ленивый сегодня не занимается какими-либо восточными практиками. Но вовсе не потому, что это модно, а потому что это – отличный способ восполнить свои жизненные силы.

Текст: Любовь Астафьева

Восточные практики - самый быстрый и естественный способ на пути к здоровью, внутренней гармонии и молодости, они придают нам сил и восстанавливают энергетический баланс. В Индии жизненную энергию, от недостатка которой прежде всего страдает наше тело, называют «прана», в китайском даосизме – «ци». И именно восточные практики лучше всего способны наполнить вас этой энергией.

Йога

О йоге сегодня знают даже дети. Еще бы, это самая популярная восточная практика, родом из Индии. Существуют разные школы йоги – Хатха-йога, Айенгара, Аштанга… Есть для беременных и «горячая йога», Кундалини-йога и Флай-йога в гамаках. Почему она стала так популярна среди людей, весьма далеких от восточной культуры? Во-первых, это ряд гимнастических упражнений, развивающих гибкость и оздоравливающих тело в прямом смысле. Во-вторых, йога укрепляет дух и расширяет сознание. Задача йогина - находясь в асане (какой-либо позе), - заглянуть в свою сущность и навести там порядок. Люди, занимающиеся йогой, уверяют, что таким образом она восстанавливает и психологическое здоровье, «окрыляет».

Тай-цзи

Популярная китайская оздоровительная гимнастика основана на «боевой» основе, но внешне, скорее, похожа на танец. Эта энергетическая практика рекомендована тем, кто чувствует себя опустошенным, выжатым, как лимон. Тай-цзи учит взращивать в себе энергию и наполнять ею тело, оздоравливая его от макушки до пяток. Так же, как и йога, тай-цзи проповедует неразрывность физики тела от сознания.

Цигун

Эта древняя китайская гимнастка гораздо проще, чем тай-цзи или йога, с ней справится даже физически неподготовленный человек, но эффект от нее не менее мощный. В самом названии прочитывается энергия и жизненная сила «ци», и именно распределением энергии эта гимнастика и занимается. Она помогает брать энергию у природы и "двигать" ее по своему телу. Плавные и простые движения цигун – это еще и философская концепция, требующая концентрации. Практика цигун освобождает от телесных зажимов и энергетических блоков, что способствует духовному очищению и оздоровлению организма.

Медитация

На первый взгляд медитация кажется самой простой практикой – сиди себе и расслабляйся. Да, она действительно не требует физической подготовки, но вот внутренней работы требует еще какой. В буддизме медитация — неотъемлемая часть жизни тех, кто стремится к духовному просветлению. Практикуя медитацию, вы учитесь управлять своими эмоциями. Медитация снижает тревогу, помогает справляться со стрессом и депрессией, развивает альтруизм, делает нас более доброжелательными. Кроме этого, медитация улучшает наше здоровье: избавляет от хронических болей, болезней и нервных расстройств, зависимостей, замедляет старение организма.

Древняя женская храмовая практика

Древняя женская храмовая практика адресована женщине с целью вернуть ее женское начало, приобщаться к сакральным знаниям о своей природе, предназначении, быть посвященной в тайны женского пути. Она состоит из различных оздоровительных форм дыхания, упражнений и медитаций, ведущих к состоянию неизменного умиротворения. Храмовая практика связана еще и с лунными месячными циклами, следуя правилам которых, женщина гармонизирует свою энергию. В результате мы учимся управлять своими эмоциями, укрепляем здоровье и продляем молодость.

Танец Мандала

Танец Мандала - это практика, основанная на плавных танцевальных движениях, чем-то напоминающих "танец живота", способная раскрыть природную женственность. Эта техника сделает ваше тело гибким и пластичным, избавит вас от блоков и зажимов, впустит в ваше тело расслабленность и мягкость, наполнит вас радостью жизни, научит наслаждаться каждым ее мгновением. Танец Мандала – это красиво и полезно одновременно. Практикуя технику этого танца, вы уже через 3-4 недели станете грациозной, обретете плавную походку, станете увереннее в себе, научитесь расслаблять тело и сознание, избавитесь от стрессов и тревог, разбудите свою женственность.

Даосские женские практики

Тайные даосские практики - это древняя система самосовершенствования женщины, где сексуальная энергия не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Эти практики «тайные» не потому что о них никто не знает, а потому что они невидны, незаметны для посторонних глаз. Женщины, практикующие их, умеют управлять своей внутренней энергией в любых жизненных ситуациях - на работе, на прогулке, в постели. Кстати, о постели - это идеальная практика для тех, кто потерял интерес к сексу. Тайные даосские практики - это простые и удивительно эффективные техники, которые учат взаимодействовать с мужской энергией, управлять своим желанием, возбуждением и потоками оргазмической энергии.

Познакомиться с этими практиками вы можете на мастер-классах в Центре преображения женщины, а так же в рамках фестиваля «Радуга любви», который пройдет в Екатеринбурге с 22 по 24 апреля 2016 года. Один из семинаров фестиваля будет посвящен именно восточным практикам: «Женские практики, гармонизация Инь Ян». Записаться на участие в фестивале и ознакомиться с его расписанием, в котором вас ждем много интересных тем .

Сегодня часто можно услышать, что восточные духовные практики йоги, медитации и прочие способы «очистки энергетики» очень похожи на христианский опыт поста и молитвы. К сожалению, в наши дни широко распространена точка зрения, что «одно другому не мешает», и вполне допустимо быть «глубоко верующим» христианином и развивать свое тело и дух с помощью тех средств, которые нам предлагает другая культура. Тем не менее, между восточными способами духовного совершенствования и христианской аскетикой есть немало непреодолимых противоречий. Незнание о них может привести к нравственным и психическим расстройствам, а в конечном счете - к духовной гибели человека. Настоящая статья посвящена попытке ответить на вопрос, чем же отличается восточная духовность от той богатой православной аскетической традиции, корни которой мы видим в Священном Писании, а плоды - в сонме отцов-аскетов, своей жизнью и творениями показавших высоту христианского подвига.

На первый взгляд может показаться, что представители восточных культов мыслят в христианском ключе. Так, они утверждают, что «целью йоги...является плодотворная, праведная жизнь и достижение единства с Богом». Звучат даже недвусмысленные призывы к тому, что мы называем обожением, как то: «человек должен стать божественным через осуществление божественного». Интересно, что индуизм, буддизм, а также другие, менее распространенные культы Востока, не предлагают четкого, богословски осмысленного, учения о Боге, о Его свойствах и пр. Та догматическая стройность, которая хранится в недрах Православной Церкви, на Востоке отсутствует. Но это даже не самое главное. Важно обратить внимание на ту основу, на которой зиждется стремление к Богу в христианской молитве и йоговской медитации.

Джон Уайт, автор книги «Что такое просветление», отмечает, что внутри каждого человека находится «желание разрешить загадку существования». С этой целью человек через самопознание погружается в самого себя. Что же он там находит? «Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя. Душа является бесконечным и вечным океаном блаженства, единым с солнцем, звездами и планетами... Она - это свет мира, свободный от любых цепей, которые приковывают человеческое тело к земле».

Теперь посмотрим, что нашел в себе выдающийся духовный наставник XIX в. свт. Игнатий (Брянчанинов), всю жизнь свою посвятивший Богу (из них 30 лет в монашестве). «Что же вижу я в себе? - Вижу грех, грех непрестанный: вижу непрестанное нарушение святейших заповедей Бога, Создателя и Искупителя моего». Обратимся к другому примеру. Вот что говорит о себе величайший из израильских царей - Давид, двор которого утопал в блеске золота: «Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего» (Пс. 37: 4-5); «... яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися» (Пс. 87: 3).

Познание себя в том виде, который предложил нам свт. Игнатий, существенно необходимо для здоровой духовной жизни, так как «горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель» (свт. Игнатий Брянчанинов, О чтении Евангелия / Аскетические опыты, Т. 1.). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - учит Спаситель, - Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Человек смотрит в себя, по неразумию своему надеясь найти свет. Но вместо света обнаруживает бездну ада, готовую поглотить его. Тогда в чувстве смирения и покаяния он обращает свой взор к Источнику света - к самому Богу. Он не боится быть отвергнутым, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11: 28-30). Здесь нет места для уныния и отчаяния (как может показаться людям, не имеющим опыта жизни в Церкви), но есть надежда и истинный свет, который даруется верой в искупительный подвиг Иисуса Христа. Каждый раскаявшийся грешник, погрязший в тине своих беззаконий, с подлинной радостью блудного сына находит рядом с собой Говорящего: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23-24). На следующей за покаянием и прощением ступени мы вдруг обнаруживаем, что Господь, обращаясь к грешнику, называет его «сыном» и приглашает на пир вечности в честь его возвращения. И только теперь уместно говорить о радости и свете, которыми может временами сопровождаться духовный опыт. Главным критерием, при помощи которого мы можем отличить истинную духовную радость от бесовской прелести, является смирение. Если радость о Боге сопровождается сокрушением и смирением сердца, если в нас нет возношения и тонкой гордости, то чувства наши от Бога. «В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении», - пишет преп. Иоанн Лествичник (Лествица, Слово 26:91). При этом важно уметь отличать истинное смирение от ложного, потому что враг рода человеческого часто под видом смирения влагает в душу яд тщеславия и гордости.

Пожалуй, именно слово «покаяние» отличает подлинно христианский духовный опыт от всевозможных восточных духовных практик. Йога предлагает раскрыть скрытые способности, прийти к гармонии с собой, миром и людьми, достигнуть физического и духовного совершенства. Внешне это звучит привлекательно и убедительно, но не нужно забывать смотреть глубже внешней оболочки. Внутри же вся восточная духовность основана на самосовершенствовании при помощи комплекса дыхательных и физических упражнений, произнесении определенных слов (мантр) и пр. Как видим, в этом стремлении к совершенству нет ни слова о первоначальном человеческом несовершенстве. И, что самое страшное, нет ни слова о Боге, помощью Которого мы, грешные, осознав свою немощь, стремимся совлечь с себя плотские ризы ветхого человека и облечься в нового, преображенного благодатью Иисуса Христа.

Христианство же предлагает путь к истинному совершенству. Следуя за Христом, человек отрекается от того греха, с которым он сроднился. Утвердившись в смирении, сокрушив свое тело, ум и сердце покаянием, он с надеждой предстоит перед Богом, ожидая помилования. В ответ на искреннюю молитву Господь дарует освобождение от страстей и душевный мир. Человек постепенно преображается. В своем предельном выражении это преображение заключено в словах апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Речь при этом не идет о том, что Христос подавил человеческую личность и заменил ее Собой. В словах Апостола мы имеем пример встречи двух свободных личностей, при которой человек «становится по благодати тем, что Бог есть по Своей природе» (В. Лосский). Вот истинное обожение, основой которого является покаяние и сознание собственной духовной нищеты, а вершиной - возрастание в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), когда ум, чувства, желания, воля человека совпадают с умом, чувствами, желаниями и волей самого Бога. Лишь христианство в силах предложить такую глубину духовного восхождения.

Восточные духовные практики предлагают путь к обожению без покаяния. Но если под зданием духовной жизни не будет прочного камня смирения, то в основу нашего стремления горе непременно ляжет гордость и сладкая убежденность в собственном «совершенстве». Лукавый бес, искушая наших прародителей, предложил им вкусить запретный плод и стать, как боги. Господь наш Иисус Христос также говорил своим ученикам (напоминая им слова пророка Давида): «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Ин. 10: 34; Пс. 81: 6). Но если слова первого все человечество в лице Адама и Евы привели к падению, то слова Христа открыли нам путь к возрождению от смерти в жизнь вечную. Наверное, вся разница в том, что перед призывом Господа к обожению были уничтожающие всякую гордость и слепое самолюбие слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), - и, - «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Даниил Салищев