Старт в науке. Получился целый сборник. Тематические паузы на уроках математики, языкознания и прочих

Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток на занятиях с дошкольниками»

Здоровьесберегающие образовательные технологии это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников .

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании ?

Цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать , поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особенное внимание в своей работе я уделяю организации здорового образа жизни , воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье , безопасности. Так как я работаю в школе раннего развития, на своих занятиях я использую один из видов здоровьесберегающей технологий это физкультурная минутка.

Что же это такое - физкультминутки для дошкольников ?

Физкультминутка это кратковременные физические упражнения, которые проводится с детьми процессе занятий , требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир и др.) .

Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста .

Целью проведения физкультминуток является способность оздоровления детей .

Основными задачами физминутки являются . Это :

Снять усталость и напряжение;

Внести эмоциональный заряд;

Совершенствовать общую моторику;

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Какие требования к физминуткам :

Они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия , так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

Упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

Комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий , их содержания;

Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки , так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность;

физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения в соответствии с текстом стихотворений.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут . Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников , проводится на протяжении всей образовательной деятельности, с целью предупреждения и снятия утомления. Физминутки , проводятся примерно в середине проводимого занятия , продолжительностью 1-2 минуты, так как, именно в это время дети начинают утомляться. Утомление может проявляться по-разному : зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Физкультминутки состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Успешное выполнение заданий, требующих усидчивости и внимания дошкольников зависит от определенного подхода при проведении физминутки .

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками , связанные с темой и содержанием деятельности, сопровождающиеся стихами . Также физкультминутка может сопровождаться текстом не связанным с содержанием занятия . При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии .

Можно выделить следующие виды физкультминуток :

Упражнения для снятия общего утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

Любая образовательная деятельность для дошкольников , не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям .

Двигательно – речевые.

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Также они помогают развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки не более двух в месяц. Так как я работаю педагогом дополнительного образования мне приходиться разучивать их во время проведения образовательной деятельности. Дети стараются быстро запоминать текст физминуток и выполнять движения, четко проговаривали слова. Им нравятся выполнять двигательные физкультурные минутки.

Гимнастика для глаз.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические средства , без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

К сожалению, пока еще внедрение ЭОР в дошкольные учреждения оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего мы педагоги самостоятельно изготавливаем различные зрительные таблицы и используем их в работе.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.

Танцевальные физкультминутки.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен и мультфильмов. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов

Физкультурно-спортивные физкультминутки.

В нашем учреждении с детьми проводится оздоровительная гимнастика . Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов . Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд.

Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой в школе раннего развития является пальчиковая гимнастика в стихах, которую дети выполняют с большим удовольствием.

Релаксационные упражнения.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» - это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

Различных физминуток множество . В наше время их можно найти и в книгах, в интернете. Но выбор самой эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того , каким видом деятельности вы занимаетесь с дошкольниками . Все педагоги согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физкультурной минутки дети нуждаются больше всего!

Таким образом, здоровьесберегающие технологии , используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество дошкольного обучения .

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям чтобы они хорошо учились, чтобы год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье – это бесценный дар !

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Проведение физкультминуток может осуществляться как без предметов, так и с ними. Это могут быть мячи, надувные шары, цветы, флажки, гимнастические палки и скакалки.

Педагогу необходимо следить за тем, каким образом ребенок держит предмет (на согнутых или вытянутых руках), правильно ли выполняют упражнение.

Комплексы физминуток можно организовать под сет, музыкальную или магнитофонную запись, имеющие четкий ритм. Также можно выполнять упражнения под стихотворный текст.

Формы проведения физкультминуток

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

В этом случае выполняются упражнения для крупных мышц, которые несли продолжительное время статическое напряжение (мышцы спины, живота, плеч, рук, таза). Дети выполняют 4 – 5 упражнений по 4 – 6 раз. Закончить данный комплекс упражнений можно танцами или прыжками, обращая внимания учащихся на высоту прыжка.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Очень занимательными для детей младшего школьного возраста будут физкультминутки в форме подвижных игр. Особенно если они сочетаются с темой урока. Например, на уроке математики ребята могут решать задачи на ориентирование в пространстве, и в процессе физкультминутки, знакомиться с геометрическими формами через двигательные упражнения в пространстве. Можно поиграть с детьми в мяч, считая количество бросков и ударов.

Такие игры с движениями хорошо подойдут для уроков по математики, русскому языку и природоведению. Упражнения проводятся в свободной части класса. Это могут быть такие игры как «Вершки и корешки», «Найди растение по семенам», «Зажги фонарик», «Когда это бывает?», «К названному цветочку беги!», «Живое домино» и другие.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Выполняются такие физкультминутки под музыкальное сопровождение. Дети могут изображать движения зверей, птиц; явления природы (танец снежинок, убегающий ручей, падающие листья). Такие упражнения являются общим двигательным компонентом в содержании занятия. Можно также организовать проведение ритмической гимнастики. Однако, в этом случае не акцентировать внимание на точном воспроизведении всех движений, пусть дети выполняют их свободно и легко. Танцевальные упражнения развивают координацию движений ребенка, а также создаю веселое и бодрое настроение, развивают творческие способности. Продолжительность таких упражнений составляет 3 – 4 минуты.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

Такая форма физкультминуток сочетается с содержанием занятия. Например, отгадав загадку, дети могут изобразить отгадку движениями (как скачет зайчик, прыгает лягушка, скачет лошадка и т. д.).

ИМИТАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Данная форма характеризуется выполнением движений, изображающих отдельные виды транспорта. Например, ребенок может показать: как летит самолет, едет машина. Через движения дети познают повадки животных (кошка крадется, змея ползет, птичка клюет зернышки), ориентируются в пространстве и во времени («День, ночь», «Замри!»), узнают времена года, дни недели.

Двигательную часть задания можно провести в форме задания-загадки: «Кто лазает по деревьям?», «Кто живет в лесу?». Также можно провести игру. На карточках изображено 6 рукавичек, на рукавичках – картинки. Детям необходимо собрать парные рукавички с одинаковыми картинками, прыгая с кочки на кочку.

СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ

Довольно часто на уроках педагоги используют физкультминутки с содержанием стихотворного текста. При составлении занятия, необходимо обратить внимание на сам текст: он должен быть понятен ребенку. Стихотворными текстами могут служить поговорки, считалки, загадки, потешки и сочетаться с ритмом движений.

Очень понравятся детям проведение физминуток в форме увлекательных ЭСТАФЕТ .

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к проведению физминуток

Физминутки проводятся на начальном этапе утомления детей (8 – 13 – 15-я минута урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности темы изучения урока, двигательного режима). Для младших школьников целесообразнее проводить физкультминутки между 15-й и 20-й минутами.

Все упражнения должны быть просты по координации движений, веселыми, знакомыми и интересными для детей.

Комплексы упражнений должны быть разными по форме и содержанию.

В физминутки включают упражнения на разные группы мышц.

Выполняют упражнения от 1,5 – 2 до 2 – 4 минут.

Во время проведения физкультминуток школьники могут сидеть за партой, стоять у доски, в проходе между партами, стоять в кругу, в рассыпную, взявшись за руки, в колонах, шеренгах.

Обладать педагогическим тактом.

Уметь хорошо двигаться и образно показывать упражнения.

Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

Знать терминологию физических упражнений.

Всем хорошего настроения! Оздоровляйте деток и не забывайте про себя!))))

Потребность в двигательной активности у детей до­школьного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы дви­гательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ яв­ляются физкультурные занятия.

Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического ком­понента различных видов деятельности : введение физкультурных пауз и физкультминуток во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок во время игр, ди­намических пауз между занятиями и т. д.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ - кратковременные физические упражнения - проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Это свидетельствует об умственном утомлении, которое распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин

Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. .

Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

Для физкультурной минуты составляют комплекс упражнений , включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение, подтягивания, наклоны, повороты туловища. На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Первоначально для малышей предлагаются упражнения подражательно- имитационного характера - как птички пьют водичку, как капает дождик, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т. д.

Продолжительность физкультурных пауз , в отличие от физкультурных минут, несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения , имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии , когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей . Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента .

Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует.

Однако, если дети рисуют карандашами , то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходим. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений , требующих большой усидчивости и внимания детей.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы :

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине , когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма.

К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук . Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах.

Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону.

К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

ПРИМЕРЫ ФИЗКУЛЬМИНУТОК:

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Современные дети относятся к классу гиперактивных, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе.

Психологами рекомендовано проводить физминутки для начальной школы. Такие перерывы способствуют отдыху детей и поддержанию внимания на протяжении учебного процесса. Легкие упражнения способствуют быстрому усвоению материала. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Физминутка - это положительные эмоции учащихся.

Снять физическое напряжение позволяют упражнения двигательного характера. Необходимо дать ребенку возможность встать, попрыгать на месте, промаршировать, выполнить приседания. Упражнения должны быть действенными, но простыми. помогают малышу вернуться к образовательному процессу с новыми силами.

Роль физминуток в образовательном процессе

Начальная школа - это этап закладки образовательных умений и навыков у детей 7-10 лет. И от того, насколько успешно он пройдет, зависит дальнейший успех ребенка в области науки.

  • проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления;
  • активизировать внимание детей в нужный момент времени;
  • поднять настроение;
  • действовать коллективно;
  • правильно выполнять команды и просьбы педагога-организатора.

Видовое разнообразие физминуток

У каждого учителя начальной школы имеется педагогическая копилка с большим количеством физминуток. Все дело в том, что они должны быть направлены на активизацию различных видов деятельности у детей.

Виды физминуток в начальной школе:

  • для физической активности;
  • для снятия перенапряжения со зрительного аппарата;
  • для гимнастики пальцев рук;
  • для устранения искривления осанки;
  • для снятия общего переутомления.

Все эти виды упражнений должны присутствовать в жизни младшего школьника на ежедневной основе. Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии.

Основные цели проведения упражнений

Физминутки проводят для того, чтобы:

  • помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни;
  • снять перенапряжение;
  • научить правильному отдыху во время занятий;
  • способствовать активации необходимого вида деятельности;
  • сохранить здоровье младшего школьника.

Учителю начальных классов не стоит бояться потери учебного времени из-за проведения физминутки на уроках в начальной школе. Поскольку если не выделить несколько минут детям для отдыха, то внимание их к изучаемой теме будет потеряно полностью уже на 20 минуте занятия, а, следовательно, материал не будет усвоен.

Как провести физминутку в начальной школе?

Уроки физической культуры в школе дают детям только 10% необходимой активности, а значит, остальные 90% лежат на плечах классных руководителей и родителей. Безусловно, сейчас в рамках нового образовательного стандарта предусмотрено посещение каждым ребенком внеурочных занятий по физическому воспитанию, но этого тоже не хватает.

Поэтому физминутки для начальной школы должны быть предусмотрены как на уроках, так и на переменах. Целесообразно в конце на последнем занятии, упражнения проводить дважды за урок, чтобы снять переутомление с детского организма.

Для того чтобы провести физминутку, учитель должен хорошо знать своих учеников, и как только замечено, что треть всего классного коллектива начала отвлекаться, необходимо приостановить занятие и провести пару упражнений. Подбор упражнений проводится при подготовке к уроку и направляется на тот вид деятельности, который больше всего используется в ходе занятия. Участие в отдыхе принимать должен каждый ребенок. Для младших школьников 3-4 классов можно предложить проведение физминуток самими ребятами по очереди.

Физминутки на переменах

Безусловно, у каждого ребенка начальной школы в силу своего возрастного развития после урока наступает потребность в двигательной активности. Им нужно выплеснуть всю накопившуюся энергию.

Поэтому на переменах должны быть организованы активные игры, в противном случае дети будут бегать по коридорам, сшибая все на своем пути. Веселые физминутки для начальной школы будут незаменимым помощником для педагога-организатора. В данном случае целесообразно поиграть с детьми в «Птичьи гнезда», «Выше ноги от земли», «Цепи, цепи кованы». Список подвижных игр может быть намного больше. Единственное, что нужно помнить, выбирая ту или иную игру, - это где она будет проводиться и каковы сезонные условия в случае использования ее на улице.

Только правильно спланированный отдых может обеспечить сконцентрированное внимание ребенка на занятии.

Физминутки в домашних условиях

Качество образовательного процесса во многом зависит от правильности его построения. Выполнение ребенком начальной школы домашнего задания не должно быть процессом принуждения. А этого невозможно достичь, не используя баланс отдыха и трудовой деятельности.

Педагогу необходимо в обязательном порядке ознакомить родителей с правильной организацией отдыха у детей во время выполнения уроков. Учитель на родительском собрании показывает упражнения, используемые им часто на занятиях. Акцент в данном случае нужно делать на то, что усвоение материала зависит во многом от степени усталости ребенка.

Не нужно на него кричать и принудительно заставлять завершать работу. Остановитесь, проведите физминутки. Для начальной школы их наличие очень необходимо ребенку, поскольку от этого зависит не только образовательный процесс, но и психическое развитие малыша.

Родители и педагоги должны строить обучение на единых требованиях и правилах, иначе ничего хорошего не получится.

Упражнения в начальной школе

Проведение физминутки на уроках в начальной школе позволяет, играя с детьми, направлять их деятельность на оздоровление организма.

Упражнение для пальчиков «Лошадка»

Педагог проговаривает слова: «Вот помощники мои, их как хочешь поверни. По дороге белой гладкой скачут пальцы, как лошадки. Чок - чок - чок. Скок - скок - скок. Скачет резвый табунок».

При выполнении данного упражнения дети изначально кладут руки на парту ладошками вниз, затем вертят ими в разные стороны и в конце выполняют постукивающие движения пальцами.

в начальной школе

Упражнения, направленные на снятие нагрузки с глаз, имеют очень большое значение, поскольку они позволяют сохранить зрение на более долгое время.

Упражнение «Бабочка»

Спал цветок (дети должны закрыть глаза) и вдруг проснулся (ученики выполняют действие моргания глазами), больше спать не захотел (руки у ребят должны подняться вверх и глазами они следят за их действием), встрепенулся, потянулся (выполняется действие потягивания), взвился вверх и улетел (дети выполняют действие имитации полета руками и одновременно поворачивают голову то в левую, то в правую стороны).

Безусловно, упражнений таких великое множество, главное - иметь желание проводить такие занятия.

Какими должны быть физминутки в начальной школе?

Учащиеся начальной школы отличаются от детей среднего звена. Все дело в том, что весь их образовательный процесс строится на эмоциональном уровне.

Поэтому и физминутки для начальной школы должны вызывать у детей массу положительных эмоций. Только при желании принимать участие в них ребенок может получить расслабление и отдохнуть.

Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, современный учитель может использовать множество различных факторов - это упражнения, проделанные с любимыми героями, при наличии в классе интернет-ресурса, сопровождение выполняемых упражнений в стихотворной или музыкальной форме.

Музыкальные физминутки на уроках в начальной школе - это незаменимые помощники, они дают возможность педагогу не только расслабить детей в физическом плане, но и воспитывать чувство прекрасного, а также развивать слуховые навыки ребенка.

Кто проводит физминутки в начальной школе?

Упражнения, направленные на оздоровление ребенка, должны проводиться на регулярной основе.

Безусловно, в первом классе данные занятия ведет педагог. А вот начиная со второго класса, проведение физминуток для начальной школы можно доверить самим учащимся, сначала под контролем учителя, а затем на самостоятельной основе.

Кроме этого, интернет-ресурс может облегчить задачу классного руководителя, и провести упражнение способен виртуальный герой, который является любимым у большинства детей в классе. Проведение данных упражнений происходит при помощи использования интерактивной доски.

Упражнениями для физминуток должен владеть каждый педагог в школе, поскольку дети обучаются не только у классного руководителя, такие уроки, как английский язык, музыка и изобразительное искусство, ведут часто учителя-предметники. Они тоже должны проводить физминутки.

Обеспечение двигательной активности ребенка на уроке

Дети очень быстро устают на уроке сидеть в одном положении. Поэтому законодательством по образовательному процессу предусмотрено наличие моментов отдыха для учащихся. Проводя веселые физминутки на уроках в начальной школе, учитель заряжает детей необходимой для них энергией.

Очень хорошая игра, которая обеспечивает ребенка, носит название «Если нравится тебе, то делай так». Учащиеся быстро запоминают простые правила и с большим удовольствием принимают участие. Ребятам необходимо повторять все действия за педагогом.

Музыкальные паузы на уроках начальной школы

Музыкальная физминутка для начальной школы является помощником в приобщении детей к искусству. Кроме того, она может выполнять следующие функции:

  • развитие воображения;
  • развитие слуховых навыков;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • обеспечение музыкального развития;
  • развитие творческих способностей детей.

Данный вид физминутки может использоваться не только на уроках музыки или изобразительного искусства - особенно они хороши на уроках иностранных языков, где ребята в момент отдыха знакомятся с фольклором других стран.

Значение физминуток

Несмотря ни на какие доводы, значение физминуток в начальной школе очень велико. Они помогают учителю:

  • разнообразить ход урока;
  • повышают умственную работу мозга;
  • способствуют увеличению функции кровообращения;
  • снимают излишнее напряжение;
  • позволяют ребенку свободно переключиться с одного вида деятельности на другой;
  • активизируют дыхательную функцию детского организма.

Послесловие

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение. Наличие физминуток на уроках в начальной школе - это не прихоть педагога, а неотъемлемая часть образовательного процесса для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Кроме этого, используемое многообразие правильно организованного отдыха у учащихся начальной школы помогает следить за их здоровьем и избегать возникновения ситуаций травмирования детей на переменах.

Педагогам и родителям стоит помнить, что дети первой ступени обучения, как губки, впитывают все, что им говорят. И правильная выработка умения совмещать отдых и труд в данном возрасте окажет огромную помощь им во взрослой жизни. Но разработку физминуток стоит проводить с учетом особенностей детского организма. Это должны быть легкие упражнения. Чрезмерная физическая активность может негативным образом сказаться на процессе обучения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12. г. Зеленокумска»

«Физкультминутки на уроках»

Подготовила:

Учитель физической

Культуры Рогова Т.И.

2012г.

  1. Требования к организации и проведению физкультминуток.
  2. Физкультминутки на уроке.
  3. Рекомендации для учителя.
  4. Когда проводить физкультминутку.
  5. Приложение 1.
  6. Приложение 2.

Требования к организации и проведению физкультминуток

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Физкультминутки на уроках.

Цель: восстановление физических и духовных сил Средство достижения цели: физминутки Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

В последние годы очень много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. У детей школьного возраста наглядно-образное мышление. Это всегда необходимо учитывать педагогу, работающему с учащимися на всех этапах урока.

На этапе физминуток чаще используют устные комментарии, т.к. наглядно выполнить это технически сложно и требуется много времени. Решить эту проблему можно введением готовых анимированных физминуток. Анимационная (от лат. апіта - душа; animatus - одушевление) физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии.

В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника.

В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

Важно правильно организовать работу класса:

1. Учебные занятия проводить в режиме смены динамических поз.

2. Наглядный материал желательно располагать по всему классу, а не только на доске.

3. Использование на уроках физминуток, упражнений для снятия общего утомления, для кистей рук, для коррекции осанки, улучшения зрения и др.

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются анимационные физминутки. При этом мастерство учителя в этом направлении складывается из следующих умений:

составлять интересные анимационные физминутки, соответствующие возрасту учеников;

привлекать внимание к изображению;

учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников;

грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук;

Использовать и разнообразить анимационные физминутки, избегая шаблонности при их создании.

Существует несколько видов физминуток:

  1. упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. упражнения для кистей рук;
  3. гимнастика для глаз;
  4. гимнастика для улучшения слуха;
  5. упражнения для профилактики плоскостопия;
  6. упражнения, корректирующие осанку;
  7. дыхательная гимнастика.

Когда проводить физминутку?

На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры, медикаметозная терапия.

Признаки переутомления :

резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания; расстройства невротического характера; стойкие изменения регуляции вегетативных функций; снижение иммунитета.

Итак, утомление, вызванное неправильным проведением уроков, отрицательно влияют на растущий организм. Момент наступления утомления учащихся выражается в снижении их учебной активности. Определяется он по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Используемая литература:

1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.

2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.

3. Никита Смирнов Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» - 2005, №1

Приложение 1.

Комплекс для уроков письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3 . Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

5 .Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Приложение 2.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания "цветочек”, "бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

ФИЗМИНУТКИ ОБЫКНОВЕННЫЕ

1. Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

2. Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно

Клювиком почистил пух

И опять за парту - плюх!

3. В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

4. - А теперь все тихо встали…

А сейчас мы в лес пойдём…

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

5. Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

6. По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!