Хатха-йога: теория, практика и мифология. Как сочетать занятия йогой с обычной работой? В чем отличие Хатха йоги от йоги вообще

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка – санскрита – означает «союз, соединение, связь, единение, гармония».

Следует прежде всего подчеркнуть заложенный в этом термине смысл полной гармонии физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Ибо йога – это прежде всего совокупность методов, способствующих формированию цельной личности, гармонично сочетающей три начала человека: физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное.

Согласно учению йоги, человек также является существом, представляющим собой некую смесь сознания и материи. С сознанием отождествляется человеческая душа, а с материей – физическое тело. Йоги не считают тело сущностью человека, оно, по их мнению, составляет лишь внешнюю, временную оболочку истинного бытия, каковым и является сознание.

С точки зрения йогов, сознание, не зависящее от материи, способно к существованию вне ее и может быть абсолютно не связанным с ней.

Следование по пути, обозначенному учением йоги, готовит человека к разрешению тех проблем, которые появляются в результате воздействия на организм его высших психических сил, т. е. воли, сознания, чувств и эмоций. Пробуждение и дальнейшее развитие этих сил приводит к колоссальному нервному перенапряжению и оказывает порой разрушительное влияние на тело и душу. И в том случае, если функции организма не будут поддерживаться специальными упражнениями, он вряд ли сумеет справиться с огромной нагрузкой, обусловленной повышенными энергетическими затратами органов сознания и восприятия.

Для того чтобы обеспечить отдых жизненно важным органам – сердцу и мозгу, необходимо привести свое тело в состояние гармонии и равновесия. И тогда оно вновь сможет эффективно выполнять свои функции, становясь неуязвимым для разного рода заболеваний, разрушающих организм и сокращающих продолжительность жизни.

В течение многовекового существования учения йоги была разработана целая система регулирования и контроля функций всех частей человеческого тела. Как утверждают йоги, организм не должен действовать самопроизвольно, инстинктивно, и для осуществления руководства над ним следует прилагать сознательные, целенаправленные усилия.

В учении йоги о человеческом теле содержится мысль о том, что оно не является идеальным с точки зрения своего естественного, неконтролируемого функционирования и отдельные виды деятельности организма существуют лишь для сохранения физической оболочки в неблагоприятных условиях окружающей среды. Одна из важных проблем, как считают йоги, заключается в том, что многие из таких нежелательных условий с течением времени устраняются, а функции, порожденные ими, все еще остаются, хотя потребность в них уже не возникает. Ликвидировав эти ненужные функции организма, человек сумеет увеличить количество энергии, с помощью которой будут успешнее осуществляться полезные действия.

Таким образом, с точки зрения йоги, физическое тело – это лишь несовершенный инструмент, который человек может на протяжении всей жизни настраивать и оттачивать, чтобы в результате получить прекрасное универсальное орудие, умелое использование которого приведет к достижению самых высоких целей.

Потенциал человеческого организма, по мнению йогов, неисчерпаем, а возможности его бесконечны, как Вселенная.

Йоги полагают, что из огромного количества энергетических сил, заложенных в организме, на полезную деятельность расходуется только незначительно малая доля (под полезной деятельностью в данном случае подразумевается поддержание жизненных функций и осуществление духовных запросов). Основная же часть физических сил растрачивается понапрасну, без всякой цели.

Последователи учения йоги ставят своей задачей объединить все функции организма, т. е. сделать так, чтобы они работали слаженно и производимая ими энергия использовалась для достижения единой высшей цели. И эту задачу вполне можно реализовать, если заниматься йогой.

Практическая часть учения йоги основана на глубоком знании физической природы человеческого организма. В этой области были сделаны открытия, подтверждающие самостоятельность функций определенных частей тела и отсутствие какого-либо руководящего органа, обеспечивающего контроль над организмом в целом. Кроме того, йоги пришли к выводу, что деятельность одного человеческого органа до известной степени может заменить функционирование другого.

Данное заключение породило идею о том, что все тело человека можно подразделить на сотни и тысячи отдельных, самостоятельных жизней. Каждая из этих жизней предполагает наличие души, или сознания. Существовать и функционировать самостоятельно, по мнению йогов, способны не только целые органы или части тела, но также и ткани, сосуды, кровь и ее компоненты и т. д. Такая точка зрения отражает оккультную направленность учения йоги.

Отдельные жизни и сознания, из которых состоит физическое тело, – это его духи, и во власти человека подчинять их себе. В оккультных науках сам человек рассматривается как Вселенная в миниатюре, универсальное божественное творение. Подобные взгляды нашли свое отражение и в йоге. Согласно этому учению, человек общается с объектами Вселенной при помощи собственного тела. Вода, которая содержится в организме, есть объединяющий элемент, связывающий человека со всеми водами Земли и окружающей планету атмосферой. Кислород, поступающий в кровь, и углерод, который вырабатывается в процессе жизнедеятельности, объединяют человеческий организм со всеми запасами кислорода и углерода во Вселенной, а образ жизни, который ведет человек, объединяет его со всеми живыми существами, обитающими в природе.

Овладев методикой управления различными жизнями, или духами, человек может обучиться управлению объектами Вселенной и стать не только полноправным властелином собственного тела, но и мудрым хозяином окружающей природы. К тому же познание и правильное применение принципов йоги приводит к осознанию теории мироздания и обретению уверенности в том, что каждый человек уникален и может обладать большой значимостью в этом мире.

В течение тысячелетий складывалась точная и строгая система физических упражнений, так называемых асан, призванных способствовать психофизическому самосовершенствованию.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать правила, советы и методические рекомендации, которые будут даны в предлагаемой работе, и постепенно осваивать их на практике. Именно постепенно, т. к. йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, т. к. тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Исторические корни йоги

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – древнейший индийский философский трактат. Он включает 4 книги: Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу. Каждая из рукописей содержит философскую систему взглядов на предназначение и сущность человеческой жизни. Комментарии, написанные к Ведам, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Индии и на создание системы йоги.

В Ригведе (одной из четырех Вед), создание которой ученые датируют серединой III тысячелетия до н. э., упоминается и о йоге как определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества. Поэтические гимны, воспевающие красоту природы, сочетаются в ведах с попытками постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к «покинутой» цивилизации бронзового века Мохенджодаро и Хараппы (III–II тысячелетия до н. э.). Во время археологических раскопок были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

В дальнейшем появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробирование и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь только самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение – йога – путь психофизического самосовершенствования.

На Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чля), следуя строгому правилу йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяла сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за тем, как ученик осваивает учение, включая и его нравственное совершенствование. Это был долгий, кропотливый путь, на котором укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием моральной чистоты. В таком единстве заключается оптимальный подход к воспитанию вообще.

Древнеиндийский философ Патанджали (живший предположительно в период между II веком до н. э. и II веком н. э.) в своей книге «Йогасутра» систематизировал имеющиеся к тому времени знания по йоге.

Три золотых правила йогов

Последовательность, постепенный переход от простого к сложному.

Систематичность и регулярность.

Умеренность во всем.


Йога не поддается изучению ускоренными темпами; не овладев одним этапом знаний, нельзя переходить к изучению другого. Отделение процесса физического развития человека от развития духовного и психического приводит к профанации йоги. Занятия в этом случае, как минимум, теряют всякий положительный смысл.

Патанджали создал восьмиступенчатый путь развития, или восьмеричную систему тренировок:

– яма – отказ от негативных морально-нравственных качеств;

– нияма – культивирование положительных качеств;

– асана – принятая поза, положение тела;

– пранаяма – дыхательные упражнения;

– пратьяхара – овладение контролем над чувствами;

– дхарана – концентрация внимания;

– дхьяна – медитация;

– самадхи – стадия просветления. Существуют различные аспекты йоги: крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога, джнани-йога, бхакти-йога, лая-йога, мантра-йога и т. д.

В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, т. е. яма и нияма, составляют крия-йогу. Асана и пранаяма, т. е. третья и четвертая ступени, объединяются в хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, составляют раджа-йогу.

Крия-йога – это моральный, этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение. Крия-йога предшествует хатха-йоге и может быть охарактеризована как дисциплина нравственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.

Система хатха-йоги включает в себя физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), гидротерапевтические процедуры, различные очистительные средства, питание, дозированное голодание и пр.

Хатха-йога ведет не только к физическому совершенству тела, но и к совершенству ума и духа человека. Позволяя человеку стать полновластным хозяином своего тела, хатха-йога служит подготовительным этапом к раджа-йоге. Если хатха-йога является «дисциплиной тела», то раджа-йога является «дисциплиной ума, психики и сознания».

Карма-йога – аспект йоги, позволяющий достичь совершенства посредством труда и активных действий. Человек должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше и не ожидая поощрения или награды. Карма-йога занимается еще изучением «кармы», которую в современном понимании можно в какой-то степени сравнить с генетическим кодом.

Джнани-йога представляет собой аспект, в котором совершенство достигается путем приобретения знания (слово «джнани» означает «знание»), кропотливого изучения всего того, что способствует обретению мудрости и духовному развитию. Мудрость рассматривается йогами как гармония знаний.

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.

Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из Космоса (этот аспект часто называют космической йогой). Призывающая человека жить в гармонии со Вселенной, лая-йога в практическом отношении помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога – наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении определенных гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые, согласно мантра-йоге, положительно воздействуют на организм человека.

Все аспекты йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга. В то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане дает возможность заниматься йогой всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Древняя мудрость ноги позволяет учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика, его духовную склонность и стремление.

Постепенно восходя по восьми ступеням, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над своими чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.

Ограничения в занятиях йогой

Следует помнить, что физическими упражнениями по системе хатха-йоги нельзя заниматься при повышенной температуре; при острых заболеваниях и хронических обострениях; детям до 6 лет; женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных.

Людям старше 60 лет следует особенно тщательно соблюдать большую осторожность и постепенность в занятиях.

Женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия. Возобновить их можно через 3–4 месяца после родов.

Другие противопоказания существуют при некоторых болезнях. Они обозначаются для каждого конкретного комплекса упражнений.

Особенности питания йогов

Питание является одной из важнейших составных частей системы йоги. Без этого йога будет представлена неполно и не будет иметь должного терапевтического воздействия на организм человека.

Мудрые йоги считают, что «у европейцев и американцев имеется целый ряд причин, которые вынуждают вас потреблять мясо. Во-первых, ваша клетка генетически отравлена, т. к. на протяжении многих поколений ваши предки ели мясо. Во-вторых, вы живете в более холодном климатическом поясе и пытаетесь восполнить потерянные калории, потребляя мясную пишу. В-третьих, вы ведете более подвижный образ жизни по сравнению с жителями Востока и южанами, а потому также восполняете растраченные калории мясной пищей. Наконец, есть такие люди, у которых некоторые мясные блюда являются просто их любимыми, и они не хотят от них отказаться. Вот почему, принимая все это во внимание, можно полностью от мяса не отказываться. Однако рекомендуется в течение дня, а еще лучше в течение нескольких дней, потреблять не более одного мясного блюда. Если же вы едите мясные блюда и за завтраком, и за обедом, и за ужином, то это приведет вас прямой и быстрой дорогой к могиле».

Сами же йоги являются вегетарианцами. Исторически это можно объяснить как жарким климатом, так и религиозными убеждениями. С медицинской точки зрения йоги рассматривают вегетарианскую пищу как более полезную и чистую, менее загрязняющую человеческий организм, чем пища животного происхождения.

Йоги исключают из своего рациона мясо и мясные продукты и не рекомендуют их употреблять. Они советуют хотя бы свести к минимуму их употребление. В этом сказываются не только моральные требования, которые препятствуют убийству животных, но и тот вред, который наносит прием мясной пищи организму человека, т. к. в мясе присутствуют токсические вещества и ядохимикаты. Употребление в пищу мяса и мясных продуктов приводит к раннему старению, потому что провоцирует в кишечнике процессы гниения. В организме происходит накопление карбамида, отравляюще действующего на него.

Йога предлагает отказаться от животных жиров, на которых приготавливается пища, из-за того что они отрицательно сказываются на работе желчного пузыря и печени, приводя к разным болезням. Применение для приготовления пищи животных жиров ведет к возникновению атеросклероза. Эти жиры заменяют подсолнечным, оливковым, кукурузным, хлопковым и, другими растительными маслами.

Переход на использование растительных масел необходимо делать постепенно, как, с точки зрения йогов, и любые переходы и изменения.

Йоги советуют исключить потребление сахара и всех насыщенных им продуктов. Сахар заменяют фруктами и сухофруктами, ягодами и медом, т. к. он способствует появлению онкологических заболеваний, разрушает зубы и отрицательно сказывается на обмене веществ. Мировая медицина солидарна с мнением йогов о вреде сахара и настаивает на ограничении его потребления. Особую важность приобретает это предостережение для пожилых людей, лиц преклонного возраста. К сожалению, достаточно трудно определить количество употребляемого сахара, содержащегося в варенье, компоте, мороженом и даже хлебе. Лучше всего заменить сахар сухофруктами или медом.

Мучные изделия, приготовленные на дрожжах, – это пироги, беляши, торты, пирожные, которые также желательно исключить из рациона. Дело в том, что их потребление подавляет кишечную микрофлору.

Хлеб черный полезнее белого, и чем он более грубого помола, тем он еще полезнее.

Употреблять молоко и молочные продукты йоги рекомендуют в умеренных количествах. Дело в том, что молоко – это очень полезный продукт, но для детей, а не для взрослых. Ни одно животное во взрослом состоянии молоко не потребляет. Исключая домашних кошек и собак, которых научили пить молоко люди.

У взрослого человека, в особенности после 40 лет, большое количество молока нарушает обмен веществ в организме, т. к. содержит быстроусваивающийся белок.

Кисломолочные продукты типа кефира, простокваши, ряженки, сметаны оказывают хорошее воздействие на желудочно-кишечный тракт и, в особенности, на кишечную флору.

При внесении изменений в ваше питание не забывайте о постепенности отказа от того или иного продукта, т. к. резкое изменение в вашем питании может привести к разного рода неприятностям и нарушениям в работе всего желудочно-кишечного тракта.

Нужно сказать, что йоги относят некоторые привычные для многих людей продукты к наркотическим средствам. Они выделяют 5 видов существующих в мире наркотиков:

– марихуана, опий, гашиш и др.;

– алкоголь;

Все они приводят к нарушению работы печени перевозбуждению нервной системы и отрицательно сказываются на психике, в целом нанося вред и разрушая здоровье людей.

Чесноком и луком в сыром виде йоги не советуют злоупотреблять, несмотря на то что эти овощи обладают замечательными лекарственными свойствами и используются во многих рецептах Аюрведы в составе различных смесей. При ежедневном употреблении сырого чеснока и лука возбуждается нервная система и приводится в состояние раздражения слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта.

Йоги умеют выводить поваренную соль из органов, правильно пьют воду, поэтому для них нет строгого запрета на употребление соли, но они советуют ограничить ее количество из-за вредного воздействия на процессы обмена веществ организма, из-за отрицательного влияния на сердечно-сосудистую систему.

Вредит здоровью как очень горячая, так и очень холодная пища. Очень плохо сказывается на органах пищеварения и состоянии зубной эмали большая разница в температуре принимаемой пищи. Например, после горячего блюда особенно опасно есть мороженое.

Чем меньше пищевые продукты подвергаются термической обработке, тем лучше, потому что в противном случае пищевая ценность снижается, витамины разрушаются. Лучше всего питаться фруктами и овощами в сыром виде. Организм при этом очень быстро насыщается.

Свежие овощи и фрукты при правильно организованном питании составляют 60 % относительно всего объема принимаемой пищи. Из этого следует, что каждый раз, будь то завтрак, обед или ужин, в него должны входить сырые продукты растительного происхождения и соки. Тем не менее вареную и печеную растительную пищу, например, каши из пшеницы, гречихи, кукурузы, ржи, ячменя и овса, йоги употребляют в пищу так же, как и вареный картофель. В этом случае варят продукты минимальное количество времени.

По мнению йогов, самая здоровая, естественная пища – это овощи и фрукты, сухофрукты и различные соки из фруктов и овощей. Орехи, зелень, ягоды, горох, фасоль, бобы и другие бобовые, а также разнообразные крупы – все это содержит необходимые организму питательные вещества и витамины.

Самым легким должен быть завтрак, потому что после ночного отдыха человек не израсходовал большого количества энергии и не растратил калорий.

Вероятно, многие замечали, что утром не хочется есть, а тем не менее люди приучили себя плотно завтракать. Йоги учат, что есть надо только тогда, когда у вас появляется чувство голода, желание поесть. А если такого желания нет, то лучше прием пищи пропустить или поесть тогда, когда вам захочется.

Помните, что мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване - состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей « » в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны ().
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал - Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе - материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать (ашта - восемь, анга - ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, - основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану - устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму - серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего - нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно - все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях - яма, нияма - ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы - пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья - на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея - на отрицание воровства;
  • апариграха - на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья - на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша - к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас - к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя - к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана - к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью - благожелательность к окружающим;
  • нирагу- бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару - вдумчивость;
  • авашу - независимость;
  • -видью - знание мантр;
  • дамсанаванту - обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву - неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение - в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела - его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги - дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна - более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство - все исчезает. Возникает ощущение полного счастья - нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге - это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, - чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому - пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею - страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги - нирваны, или самадхи.

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Мифов и расхожих заблуждений о йоге существует, пожалуй, больше, чем о какой бы то ни было другой восточной традиции.

Чем она только ни представляется людям, в зависимости от степени их информированности и личной «испорченности»: и фитнес-программой с модным названием, и дремучей эзотерикой для экзальтированных дамочек, и комплексом упражнений на растяжку.

За три года занятий я видел самых разных преподавателей; пожалуй, ни в одной другой традиции нет такого разнообразия версий о том, чему же именно эта традиция посвящена. Первые же два преподавателя вызвали во мне когнитивный диссонанс: одна дама была техничной и физкультурно-ориентированной, другая - собирала всех в круг и мы пели что-то про солнышко и птичек. Происходило все это в одном и том же зале и называлось одинаково. Только углубившись в эту практику и ее теорию, я смог расставить вещи по местам.

Разберемся с терминами

В первую очередь, когда у нас произносят слово «йога», то в подавляющем большинстве случаев подразумевают хатха-йогу. Это одно из направлений йоги, которой возникло очень давно в Индии (некоторые источники даже приписывают занятия йогой древним египтянам). Существующие ныне письменные источники, описывающие и систематизирующие систему хатха-йоги, появились сравнительно недавно, уже после Р.Х. В первую очередь, это такие источники, как «Хатха-Йога Прадипика», «Йога-Васиштха» и «Йога-Сутры».

Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге, иными словами, она готовит тело и разум к усиленным занятиям медитацией и духовными практиками. Как многие знают, в хатха-йоге есть восемь ступеней, первые четыре из которых - это яма (кодекс поведения), нияма (добродетели), асана (физические упражнения) и пранаяма (режим и практики дыхания).

Именно асана, одна из ступеней, понимается многими как йога. А когда она, как это часто бывает в йога-клубах, окутывается преподавателями ореолом мистицизма, вкупе с «индийским» интерьером клубов и электронной аранжировкой мантр во время занятий, это считается «настоящей духовной йогой».

На самом деле, асаны - это физические упражнения разной степени сложности, построенные таким образом, что они оптимальным образом влияют на физиологию тела человека, а также эффективность управления телом со стороны ума.

Основные направления влияния хатха-йоги на человека:

  • Тренировка мышц, включая мелкие внутренние мышцы и мышцы, поддерживающие внутренние органы, которые не работают в большинстве видов спорта, а также суставно-сухожильная гимнастика. Значение тренировки внутреннего мышечного каркаса сложно переоценить, именно она позволяет поддерживать внутренние органы в должном состоянии.
  • Оптимизация дыхания во время занятий и через это - в повседневной жизни. Дыхание в практике хатха-йоги - всегда медленное, глубокое и ритмичное. За счет брюшного или полного дыхания, а также известного многим «дыхания Уджайи», ткани и органы тела лучше насыщаются кислородом, происходит полноценная практика пранаямы.
  • Тренировка внимания. Это уже относится к дальнейшим двум ступеням - пратьяхара (отвлечение от внешних объектов) и дхарана (концентрация). Во время упражнений хатха-йоги следует направлять свои мысли и ощущения только внутрь себя, в собственную практику. Именно поэтому йога всегда является персональной, а не групповой, практикой, несмотря на то, что в группе заниматься всегда проще из-за так называемого эффекта группового поля.

Коллекция заблуждений

Существует несколько мифов о хатха-йоге, которые мешают нам понять суть этой практики. Здесь я приведу три распространенных мнения, хотя их намного больше. Под воздействие этих мифов попадают практически все занимающиеся, что вполне закономерно. Первый миф для меня развеялся тогда, когда я начал заниматься йогой23 по системе Андрея Сидерского . Второй - когда съездил в Индию. Третий в основном встречается у прекрасной половины занимающихся, хотя бывает всякое.

Миф № 1. Одни физические упражнения (асаны) без духовных занятий - это еще не йога.

На самом деле, все зависит от того, как выполняются эти асаны. В продуманных и целостных методиках упражнения всегда выполняются с сопровождением правильно построенного дыхания. Кто-то из индийских гуру йоги сказал, что асаны без дыхания - это пустая трата времени. Удивительное влияние асан на организм человека обусловлено прежде всего дыханием. Встать в положение и продышать его - значит выполнить это положение.

Когда упражнение достаточно тяжелое, каким оно и должно быть в хатха-йоге, вы стоите в нем и пытаетесь к тому же медленно и мерно дышать - и речи не может быть о посторонних мыслях. Попробуйте встать в сложную балансовую позу и подумать о том, что завтра вам платить за кредит. Дыхание немедленно собьется и вы потеряете равновесие. С практикой асан постепенно приходит внутренняя тишина, изменение круга общения и режима питания, осмысление духовных практик. Приходит понимание следующей, седьмой ступени хатха-йоги: дхъяны (созерцание, медитация). Асана - это ключ ко всей хатха-йоге.

Миф № 2. Чтобы учить йогу по-настоящему, надо ехать в Индию.

В Индии, бесспорно, есть очень хорошие учителя йоги. Но нужно иметь в виду, что изначально все эти фигуры были предназначены для индийского тела и индийского менталитета. Мы, европейцы, совершенно другие, и то, что хорошо для них, может быть вредным для нас.

Манера обучения хатха-йоге в Индии не нравится многим. Она резкая и травмоопасная - индусам просто не приходит в голову, что белый человек не может с рождения садиться на шпагат и изгибать позвоночник дугой. Сами индийские учителя зачастую находятся не в лучшей физической форме, как раз «благодаря» своей методике занятий. Индусы, как правило, недостаточно грамотны в сфере анатомии и физиологии человека, они используют традицию как цельный кусок знаний, не пытаясь их систематизировать и осмыслять.

Чтобы раскладывать систему по полочкам, к ней нужно относиться без излишнего пиетета, спокойно и основательно. То есть применять западный научный подход.

Миф № 3. В йоге не должно быть усилия.

Усилие без насилия - любят повторять преподаватели йоги. Фигуры йоги не могут быть простыми. Если что-то делается легко, значит, в этом положении не происходит работы тела. В некоторых интенсивных методиках, например, в той же йоге23, физические нагрузки при выполнении фигур достаточно велики, особенно с учетом дыхания и определенных последовательностей, в которых выполняются упражнения. На таких занятиях сильно устаешь и потеешь. Зато и эффект у них совершенно иной.

При этом, насилия над телом быть не должно. Границы возможностей должны раздвигаться постепенно, а когда выполнение упражнений вызывает боль - это значит, что в данный момент вы что-то себе травмируете.

Глубина практики

Занятия хатха-йогой не должны зависеть от тематического интерьера или музыки. В идеале, занятия выполняются в тишине или среди естественных звуков природы, либо же под какой-то водитель ритма - например, метроном или собственное мерное дыхание. Интерьер, благовония, индийская символика - это приятно, но только до тех пор, пока не отвлекает от пратьяхары и дхараны: концентрации на моменте здесь и сейчас.


Фото: Таисия Ельцина

Преподаватель должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии, травмобезопасности и организации процесса тренировки. Бегите прочь от болтливых «эзотеричных» преподавателей, так же как от «фитнес-тренеров», предлагающих заниматься йогой под бодрую попсу. Очень хорошо влияет на процесс саморазвития в йоге чтение источников. Их просто необходимо прочесть, но помнить - источники писались очень давно, в другой стране и в другом климате, при другом общественном строе и религиозном укладе. Не нужно принимать все безоговорочно. Каждый квант информации нужно пропускать через разум и анализировать.

В случае правильного подхода хатха-йога будет играть ту роль, для которой и была создана - она создаст единство тела и ума, гармонию мыслей и внутренних процессов организма, и в конечном итоге подготовит вас к дальнейшему пути, а быть может, даже к восьмой ступени - самадхи (просветление).

Йога. Теория и практика. Борис Аров. Основа Йоги в том, что она не приемлет фанатизма, который обычно появляется у человека в моменты, когда его истинное духовное развитие останавливается, и он становится автоматом от какого-либо учения или религии. Идя по пути духовного развития, каждый Йог проходит все религии и стремится познать все самое ценное, что в них было когда-то заложено.

Читать книгу Йога. Теория и практика онлайн

ОТ РЕДАКЦИИ

Йога - учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках. Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

Но нужно сказать, что сами Йоги не привязаны к какой-либо религии, ничто не ущемляет их свободу и не посягает на их право выбирать себе ту или иную религию или же оставаться атеистом.

Основа Йоги в том, что она не приемлет фанатизма, который обычно появляется у человека в моменты, когда его истинное духовное развитие останавливается, и он становится автоматом от какого-либо учения или религии. Идя по пути духовного развития, каждый Йог проходит все религии и стремится познать все самое ценное, что в них было когда-то заложено.

Специальные упражнения помогают Йогу более глубоко проникать в истинные знания религий, понимать скрытый смысл, входить в состояния, даруемые каждой религией, а также пользоваться возможностями, которыми зачастую не Могут воспользоваться последователи этих направлений духовного развития.

Как утверждают, родина Йоги - древнейшая на Земле цивилизация - Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, который соединял Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, подобно той, что произошла с Атлантидой, Арктида исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Ее уцелевшие жители донесли Йогу до жрецов и посвященных других цивилизаций: Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем Йога попала в Индию и Египет.

С наступлением последней Кали-юги (малый астрономический период, продолжавшийся пять тысяч восемьдесят лет, известный как «черная юга», эра раздоров и беззакония) хранителями высокой информации выступали эзотерические школы Востока, которые и донесли многие знания до наших дней.

В ведический период (с XV-VI в. до н.э.) в Индии появились Веды - священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ. Оттуда Йогу принесли в Китай и Японию, где она распространялась в форме дзен-буддизма. Однако Йога и сейчас признается всеми восточными философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Научная традиция приписывает выделение учения Йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.), который сделал это на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных Йогами-практиками, и фундаментальной информации, считанной ими с информационного поля Земли и Вселенной и доступной на тот период времени. Патанджали указал восемь ступеней, или этапов, развития от уровня человека к уровню Йога. Они предполагают осознание и раскрытие всех известных сейчас семи (по некоторым источникам - восьми) тел человека. Этот путь был назван восьмеричным, но тогда мало кто знал его скрытый смысл.

Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь Йоги был практически закрыт для продвижения учеников. В мире господствовала Кали-юга, черный период, который закончился в 1982 году, после Парада планет, когда Земля вошла в новый, очередной 26-тысячелетний цикл, в его начальный этап - Сатья-югу (совершенная, или «белая», эпоха), которая будет определять нашу жизнь следующие пять с половиной тысяч лет.

Смена юг сопровождается глобальными изменениями социальных, политических и экономических отношений во всем мире. Коренным образом меняются все стороны человеческой жизни, свойства минералов и растений, меняется само устройство человека, число энергетических меридианов и структура чакр. Ведь иными становятся свойства Пространства-Времени.

Уже сейчас все чаще рождаются люди, наделенные неординарными способностями. Ожидается появление и распространение новой всеобщей религии, религии Сатья-юги, более высокой, чем те, которые господствовали в Кали-югу.

В новой эпохе другими будут обычаи, нравы, видение и восприятие мира - ведь другим становится сам мир. Многое из того, что было почитаемо и считалось высшим в Кали-югу, становится ненужным и даже вредным теперь.

И Йогой, как утверждалось еще в древних текстах, в разные эпохи положено заниматься по-разному.

Если раньше человек, занимавшийся Йогой, обыкновенно уединялся в лесу или в горах, то ныне наступило время, когда можно (и даже рекомендуемся) развиваться в социуме. Сегодняшние Йоги - мужчины и женщины, семейные и без семьи, -живут и совершенствуются среди людей, хотя особенности тренировки требуют иногда уединения (хотя бы на час-полтора) и довольно строгих ограничений на первых порах.

Сегодня для всех открывается путь духовного совершенствования, под которым понимается не слепая вера в Бога, а изучение законов природы и их соблюдение.

Важно отметить, что всегда культивирование в обществе отживших догм и мировоззрений тормозит дальнейшее развитие человечества в целом и ведет к его деградации. Это может выражаться в неудовлетворенности жизнью большинства людей и их стремлении к разрушению не только того, что их окружает, но и самих себя. Подсознательно при этом человек хочет себе плохого, хочет болеть, хочет быть несчастным, бедным. А вот через культивирование реальных, то есть обусловленных устройством мира, достоинств и устранение недостатков происходит постепенная гармонизация самого себя в мире, в который мы сейчас пришли. При этом мы не только накапливаем силу, но можем производить огромное количество энергии и для себя, и для всей Вселенной. Поэтому появляется возможность выхода в другие миры.

Считается, что Йога, как научный способ ускорения эволюции, в Сатья-югу охватит очень многих (так говорят учителя) и станет не экзотическим, а общепризнанным способом жизни на Земле. Уже сейчас при внимательном рассмотрении вы можете заметить, что практически все успешные психологи, медики, ученые, философы и даже политические деятели сознательно используют в какой-то степени знания и опыт Йоговской практики.

Но есть и другая информация, согласно которой огромные возможности для духовного развития даются только в переходный период. В дальнейшем же все выходы будут снова закрыты, и занятия Йогой, духовное развитие станет возможно только для избранных, как это всегда и было раньше.

Особое значение для развития человека имеет последняя ступень восьмеричного пути - Самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни.

Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние Самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для них самих. Йога же учит сознательному достижению состояния Самадхи, и Йогом можно называть человека только тогда, когда для своего здоровья, развития и выполнения миссии на Земле и во Вселенной он может периодически входить в такое экстатическое состояние по своему желанию. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку Йоги.

Не будет преувеличением сказать, что освоение людьми состояния Самадхи способствует развитию человечества в целом. Выходя в Самадхи, можно мгновенно освоить любой язык и не только человеческий, некоторые после нескольких секунд этого состояния вдруг начинают писать стихи, картины или получают знания и опыт в самых неожиданных областях. Кроме того, выходя в Самадхи, можно прокладывать дорогу для других людей, которые, не испытывая этого состояния, смогут получать нужную для человечества информацию, новые возможности, неожиданное исцеление.

Но следует отметить, что основной задачей Йоги, делающей ее привлекательной сегодня для широких слоев населения, является не только излечение и не сенсационные результаты, а здоровый образ жизни, понимание, удовлетворение и радость, которую приносят ежедневные занятия.

Тысячелетняя практика Йоги довела ее до совершенства и каждое упражнение, асана и методика стали истинно кладами для знающего человека. Пути к достижению духовного развития различны для каждого человека, и каждый практик Йоги найдет свой путь, только ему необходимый и нужный. Йога как наука имеет разные направления, разные системы тренировки и практики, но все эти направления ведут к духовному росту и совершенству.

Вооружившись знаниями, как правильно жить на Земле и соблюдая эти правила, приобретая опыт, навыки и умения, практикующий Йогу быстро растет духовно и в течении одного воплощения может достигнуть ступени развития Йога и даже больше. Практикуя Йогу, замечаешь в себе изменения постоянно, сам видишь всё новые достижения.