Раджа йога (полная версия). Комплекс упражнений для начинающих заниматься раджа йогой

РАДЖА-ЙОГА (Санскр.) Истинная система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я - или Верховным Духом, как его называют непосвященные. Упражнение, управление и сосредоточение мысли. Раджа-Йога противопоставляется Хатха-Йоге , физической или психофизиологической тренировке в аскетизме.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Единственно только Алайа, обладающая абсолютным и вечным существованием, может обладать абсолютным знанием; и даже Посвященный в своем Нирманакая теле может иногда совершить ошибку, принимая ложное за истину при своих исследованиях «Беспричинного» Мира. Один только Дхармакая Бодхисаттва непогрешим, когда он находится в действительному Самадхи. Алайа или Пьинг-по, будучи корнем и основой всего, невидимая и непостижимая человеческому глазу и разуму, – она может отражать только свое отражение, а не Самое Себя. Таким образом, это отражение будет отражаться, подобно луне в спокойных и ясных водах, только в бесстрастном интеллекте Дхармакаи, и будет искажаться мелькнувшим изображением всего, воспринятого в ум, который сам подвержен нарушению.

Короче говоря, эта доктрина есть доктрина Раджа Йоги в ее практиковании двух видов состояния Самадхи; один их этих «Путей» ведет в сферу блаженства (Сукхавати, или Дэвачан), где человек наслаждается совершенным, ничем не омраченным счастьем, но все же остается связанным с личным существованием; другой – Путь, который ведет к полному освобождению от миров иллюзии, Я и нереальности. Первый открыт всем и достигается просто заслугами; второй – в сто раз быстрее – достигается через познание (Посвящение).

Это обещание Менандром «воскресения», разумеется, имело в виду просто переход из тьмы невежества во свет истины, пробуждение человеческого бессмертного Духа и внутренней и вечной жизни. Это есть Наука Раджа Йогов – Магия.

Каждый, кто читал Неоплатоническую Философию, знает, как ее главные Адепты, такие как Плотин, и особенно Порфирий, боролись против феноменальной Теургии. Но, помимо всех их, Ямблих, автор «De Mysteriis», высоко поднимает завесу над настоящим термином «Теургия» и показывает нам в ней истинную Божественную Науку Раджа Йоги.

< ... >

Посредством Теургии, или Раджа Йоги, человек достигает:

  1. Пророческое Прозрение через нашего Бога (соответственного Высшего Эго каждого из нас), открывающее нам истины того плана, на котором нам приходится действовать;
  2. Экстаз и Озарение;
  3. Действие в Духе (в Астральном Теле или через Волю);
  4. Власть над низшими бессознательными демонами (элементалами) посредством самого естества наших очищенных Эго. Но это требует полного очищения последних. И это названо им Магией через посвящение в Теургию.

в развитии Раджа Йоги ни один из публичных трудов не годится; в лучшем случае они могут дать намеки по Хатха Йоге, что в лучшем случае может развить медиумизм, а в худшем – довести до туберкулеза легких.

< ... >

две высшие Таттвы и их соответствия [в Хатха Йоге] игнорируются и исключаются; и так как они являются главными факторами в Раджа Йоге, то никакой духовный или интеллектуальный феномен высшей натуры не может иметь место.

< ... >

Наука о Пяти Дыханиях – влажном, огненном, воздушном и т. д., имеет двойное значение и два применения. Тантрики принимают это буквально, как касающееся регулирования жизненного, легочного дыхания, тогда как древние Раджа Йоги понимали это как относящееся к ментальному или «волевому» дыханию, которое одно только ведет к высочайшим силам ясновидения, к функционированию Третьего Глаза, к приобретению истинно Оккультных Сил Раджа Йоги. Разница между этими двумя огромна. Первые, как показано, пользуются пятью низшими Таттвами, последние же начинают с применения одних только трех высших для ментального и волевого развития и пользуются остальными только после того, как полностью овладевают этими тремя; следовательно, из тантрических пяти они пользуются только одной (Акаша Таттвой).

< ... >

И если, как учит индусская философия, в начале космической эволюции «Свара преобразилась в форму Акаши», а затем последовательно в формы Вайю (воздуха), Агни (огня), Апас (воды) и Притхиви (плотной материи) , то ясно, что нам следует начинать с высших сверхчувственных Таттв. Раджа Йог не спускается на планы субстанции ниже Сукшма (тонкой материи), тогда как хатха йог развивает свои силы и пользуется ими только на материальном плане.

< ... >

Тот, кто изучил обе системы, Раджи и Хатха Йоги, обнаруживает огромную разницу между ними: одна чисто психофизиологическая, другая же чисто психодуховная. Кажется, что тантрики не идут выше шести зримых и известных плексусов, каждому из которых они присоединяют Таттву; а то большое значение, которое они придают главному из них, Муладхара Чакре (крестцовому плексусу), показывает материальный и эгоистический уклон их усилий к приобретению сил. Их пятеро Дыханий и пятеро Таттв главным образом сосредотачиваются на предстательном, надчревном, сердечном и ларинговом плексусах. Почти игнорируя Аджну, они безусловно не знают о синтезирующем ларинговом плексусе. Но у последователей старой школы дело обстоит по-другому. Мы начинаем с овладения тем органом, который расположен у основания мозга, в глотке, и западными анатомами называется Гипофизом.

Основная цель царской йоги – умение контролировать собственное сознание. Поэтому первые шаги каждый садхан – практик йоги – делает именно в направлении контроля собственного разума. Первый шаг – это обучение медитативным техникам. Впрочем, это не означает, что раджа-йога полностью лишена практики асан.

Духовный путь познания

Асаны в раджа-йоге схожи с буддийскими пранаямами, т.е. специальными дыхательными техниками и соответствующими упражнениями. Считается, что в древности комплекс упражнений был более сложным и имел даже практики визуализации, как в тантре, но знания утеряны, а потому современные садханы не владеют ими.

Собственно раджа-йога – это вершина, заключительные ступени познания (с четвертой по восьмую из восьми). Прошедший этот путь человек отличается личностным развитием и духовным ростом, развитым состраданием и глубиной понимания мира, он обладает навыками самоанализа и глубокой медитации, которая и является основой самьямы (санъямы).

Упражнения

Упражнения йоги просты, начинающему стоит начать с попыток осмысления себя и освобождения себя от мыслей. Первое из упражнений выполняется в тишине в максимально комфортной обстановке: расслабьтесь и сосредоточьтесь «внутри себя», замедлите течение собственных мыслей, осязайте каждую мысль и останавливайте ее, перестаньте думать.

Считается, что способность контролировать собственный мыслительный процесс является частью комплекса, направленного на контроль бессознательного

Липецкие королевы йоги: гармония души и тела

  • Подробнее

Второе упражнение, базирующееся на предыдущем, – сосредоточение. Вы уже умеете контролировать мысли, теперь научитесь думать о нужном, о тех вещах, которые важны, а не о тех, которые пришли. Садхан избавляется от ассоциаций и ненужной памяти, он подчинил мысль, но не мысль его.

Постигший эту технику способен контролировать и тело, ему не важна окружающая обстановка, он не чувствует жара и холода, он лишен моральных страданий, потому что он – властелин мира и собственного сознания.

Космическая мудра – особое положение пальцев рук, свидетельствующее об открытии человека миру и космосу

Третье упражнение раджа-йоги – собственно медитация. Начинающие медитируют по технике дза-дзен, но это не постулат. Мастер вполне может предложить и другие варианты. Выпрямите позвоночник, откройтесь, примите позу лотоса, если она вам подвластна. Сложите космическую мудру и успокойте дыхание, избавьтесь от мыслей и следите за дыханием, погружайтесь во вдох и выдох. Вы потеряли счет времени, забыли себя, отключились от мира. Вы медитируете. Практики медитации очень важны в йоге, они одна из главнейших вершин в постижении самого себя и в понимании истинной бессмертности человеческого Я.

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога – интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте – и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт – триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл – урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 * урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

Раджа йога – духовный инструмент практики тех, кто следит за Стезей праведных и мудрых правителей обоих миров: человеческого – земного и ангельского – небесного. Интерпретацию Раджа йоги можно найти в древнем индийском трактате Патанджали Йогасутра.

Это широкая философская система (не просто физические упражнения), путь духовных упражнений (физических, психологических и психических), приводящих к более высоким уровням сознания.

Взаимосвязь между телом, умом, сознанием и духом, реинтеграцией, очищением и возвышением над материальным – это средство для достижения просветления через внутреннее очищение, чтобы испытать абсолютную реальность, скрывающуюся за завесой иллюзии повседневной жизни. Раджа йога первоначально называлась Уро-йога или «Путь света и золотого блеска просвещения».

Перед началом практики Раджа йоги

О йоге на Западе стало известно из рассказов об индийских и гималайских Мастерах Мудрости, называемых Риши, которые практиковали в течение тысяч лет.

Королевская йога называется Раджа йога, в оригинале (Rāja Yogah). Раджа йога – эта практика в Лотосе (Падмасана).

Прежде, чем начать практиковать Раджа йогу надо научиться:

  • сидеть в позе лотоса;
  • медитировать в падмасана;
  • выполнять основные асаны.

По своей сути Раджа йога - эта практика мудрецов (Риши и Махариши) и учеников школ духовной мудрости, но из-за результатов, к которым она приводит, ее называют йогой королей, раджей или царей. На Земле были такие времена, когда власть принадлежала только Мастерам Мудрости, людям полностью просветленным, которые хорошо знали, что нужно людям и руководствовались общим благом народа и даже всего человечества.

Патанджали без тайн

Хоть Патанджали сыграл ключевую роль в развитии некоторых основных систем индийской философии, он остается загадочной и вездесущей фигурой.

До сих пор все, что связано с рождением и детством Патанджали окутано тайной, еще менее широко распространены знания о важности и значимости его вклада в развитие основных дисциплин, которые пронизывают все аспекты нашей жизни.

Среди индологов до сих пор ведется непрекращающийся спор о точном времени рождения Патанджали, но предполагают, что великий йог родился между 150 и 200 годами до н.э. Выдвигают идею, что отцом великого мудреца был Атрии, а мать – Анусуйя. Одна из версий истории его жизни была включена в текст под названием Патаньджаличаритам, датируемый 17 в. и подписанный йогом Рамабхадрен Диксхитара. Текст не так легко доступен.

Патанджали - терапевт

Одним из главных достижений Патанджали (и наиболее известным) является его работа по учению йоги, йога-сутра, часто упоминаемая, как «Йога-сутра Патанджали». Он первый систематизировал науку йоги и его работа стала основной точкой отсчета для последующих поколений йогов. Ее содержание и теория может оказаться большим сюрпризом для йогов сегодня. Многие из современных йогов отождествляются только с физической практикой, в которой тело подвергается странным акробатическим упражнениям. Йога-сутра представляет йогу больше в качестве дисциплины ума.

В своей философии он центрируется вокруг вопросов разума, формирует постулаты преобладания ума над материей, с помощью которых можно улучшить свое настроение, и о том, что понимает под этим человек:

  • поддержание здоровья;
  • исцеление тела;
  • укрепление духа и состояние ума.

Большинство йога сутр говорит о проблемах, связанных с пониманием действия ума, подчинением его дисциплине и открытии его высокого потенциала.

Великого йога можно назвать первым психологом или психоаналитиком.

Ограничивать йогу только в области ума было бы неуважением. Патанджали хорошо понимал, что человек состоит из множества связанных между собой слоев, которые воздействуют на ум и наоборот. Поэтому он ввел ряд инструментов, при помощи которых можно оказывать положительное влияние на каждую область сложной человеческой природы. Он был одним из первых, кто представил подход к жизни и духовной трансформации на основе сочетания психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. Даже сегодня, когда современные технологии позволяют использовать точные инструменты, его концепция кажется сложной.

Тот факт, что великий учитель представил ее несколько тысяч лет назад, действительно экстраординарный. Это стало огромным толчком в философской мысли, а также стимулом для развития многих, более поздних течений духовности и целебных методов.

Доктор Патанджали

Великому йогу приписывают авторство трактата о Аюрведе – ссылка на него находится в нескольких текстах более позднего времени. Одиннадцатый текст Чарака Самхита, автора Чакрапанего, и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, приписывающий йогу текст медицинского характера Чаракапратисамскритах (ныне утраченный), который является обзором (пратисамскритах) трактата авторства Чарака.

Великий учитель занимался не только изучением природы разума, но и был доктором традиционной индийской медицины - аюрведы.

Его мастерство просматривается в йога-сутре, где красивые и мощные афоризмы оказывают сильное влияние на читателя и подчеркивают его большую способность понимать тонкости человеческого тела в различных аспектах. Можно сказать, что его работа по телу йоги оказалась самой значительно среди работ, и он сам был известен как знаменитый мастер йоги, т.к. эта область его достижений была выше всех других. Он первым рассматривал йогу как науку, и поэтому его считают основателем философии йоги.

С точки зрения Патанджали

С философской точки зрения древний трактат полагает, что существуют два противоречащих друг другу принципа: дух (пуруша) и природа (пракрити). Пуруша становится создателем всех живых существ. По Патанджали, каждый человек имеет свой Пуруша, который пассивен в формировании их роли на Земле. И наоборот, Пракрити является динамическим и имеет смысл до тех пор, пока дает направление Пуруша. При сочетании совместных действий возникает Анахкара (индивидуальность) личности.

В оригинале человек переживает блаженное состояние самого Пуруши, и лишь под влиянием Пракрити пробуждается его самосознание. После этого происходит просветление и осознание мира. Этот вечный мир является целью йоги. Человек может достигнуть его, когда научится понимать свое тело и заставит измениться сознание.

Патанджали йога делится на восемь степеней (отсюда иногда ее называют аштанга, ашт (означает восемь, «анга» – конец, восьмиконечный путь). Практика йоги предполагает постепенно изучать и осваивать различные степени.

Больше чем жизнь – или миф

Несмотря на то, что трудно понять, как один человек мог сделать так много, история показывает, что время от времени, такие личности появляются в мире. В индийской традиции это характерно для великих йогов былых эпох. Гениальность сопровождается большим уважением последователей и учеников, и даже отнесением своего учителя в ранг божеств, независимо от желания объекта поклонения.

Поэтому, когда политеистические традиции Индии составляли списки божественных существ, некоторые йоги решили, что лучше всего представить Патанджали, что способствовало рождению мифов и легенд вокруг его личности.

Основы королевской йоги

Раджадхираджа йога представляет собой систему духовного развития с корнями в индийских Ведах, Упанишадах, в дравидийских системах тантрических и других мистических системах Индии. Это путь, ведущий к цели йоги через медитацию и дисциплину. Раджа йога установлена в Йога Сутрах Патанджали.

Раджа йога как духовный путь преподается с древних времен через 14 Махариши. Акцент приходится на последние три упражнения группы (Дхарана, Дхьяна, Самадхи) из восьми (йога Аштанга) под общим названием Самиамах. Эта система включает в себя:

Яма

Рекомендуемые принципы, запреты или ограничения. Принципы и правила, чтобы контролировать свои чувства, тело и ум. Это является основой духовного совершенствования. Без твердого фундамента духовный мир рушится при первом испытании. К ним относятся:

  • Ахинс - безвредность (поведение, мышление, чувства, как о других, так и о себе).
  • Сатья - правда.
  • Астейя - воровство.
  • Брахмачарья - умеренность.
  • Апариграха - трусость.

Нияма

Главный принцип - не причинять вред другим. Если адепт будет поддерживать этот принцип, развивать отрешенность, его тело будет очищаться, а ум успокаиваться. К ним относятся:

  • Шауча - чистота тела и ума.
  • Сантоша - удовлетворение, благодушие, нега и спокойствие.
  • Тапас - самодисциплина.
  • Свадгьяя - изучение священной литературы.
  • Ишварапранидган - поклонение личному Богу.

Асана

Позиция тела, в которой человек учиться управлять своим телом и подготавливает себя к медитации.

Пранаяма

Контроль дыхания и дыхательные упражнения. Это поддерживает концентрацию и помогает сфокусироваться.

Эти первые четыре этапа Аштанги иногда называют хатха-йога.

Пратъяхара

Глубокое расслабление и контроль над физическим телом, контроль над своими чувствами.

Дхарана (dhāranā)

Концентрация. Искусство внимания и концентрации, повышения сознания в месте нахождения. Когда человек контролирует чувства и может перенести свое внимание на внутреннюю деятельность ума и достичь концентрации.

Дхьяна (dhyāna)

Медитация. Свободный поток концентрации, когда ум преобладает над мыслями, не задерживается на предмете концентрации, а сливается с ним.

Самадхи (samādhi)

Поглощение. Полное развития сознания и интуиции, сверхсознание. Самая высокая концентрация. Ум полностью отошел на задний план, есть полная идентификация с целью достижения состояния чистого сознания.

Философия Санкрии

Царская йога наиболее подходит для людей с высокой силой концентрации, поэтому ее еще рассматривают как «йогу концентрации». Ее конечным высшим этапом является понимание, что соответствует некоторым западным теологическим концепциям на тему божьей «благодати».

Очень важно, что в теории самой Раджа йоги, а также в других видах йоги и в Аюрведе, была философия Санкрии.

Идея заключается в том, что с помощью практики йоги развивать большинство материальных уровней в направлении духовных.

Этапы, на которых могут появиться различные необычные свойства и «чудеса» не обязательно означают самую высокую реализацию. Несмотря на наличие необычных свойств, которые часто появляются с развитием концентрации, практикующий (йог) должен продолжать расти и стремиться, чтобы узнать конечную, высшую и немыслимую реальность, называемую Брахман.

Принцип Санкрии

Необычные свойства у практикующего йогу могут появиться во время испытания Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Замечательный опыт созерцателя и необычные свойства могут возникнуть при подключении самого космоса (Аханкарам) или космического разума (Махат).

Практикующему надо постоянно расти, пока не достигнет невообразимого единства сознательного элемента (Пуруш) и бессознательного (Пракрити).

В китайской философии есть конечное единство, которое соответствует Тао – неразрывное единство Инь и Янь.

В этом единстве Янь представляет осведомленность, Инь - бессознательное состояние. Янь рождает свет и сознание, Инь - жизнь. Это достигается в конечной фазе медитативного поглощения - упор делается на чистую природу Духа.

В некоторых системах тантрических полное духовное развитие рассматривается как дополнение к порядку восходящего и нисходящего. Оба движения дополняют и творят высшую истину и справедливость.

Можно сказать, что дерево санкрии представляет собой принцип Санкрии в порядке возрастания. В таком порядке человек и свет эволюционируют от чистой материальности к духовности.

Дерево Санкрии

  • Брахман – один без второго.
  • Пуруша – ноумен и сознание (дух).
  • Пракрити – неосознанный ноумен (природа).
  • Махат – космический разум.
  • Анахкара – сам космос.

Раджа йога и Королевское искусство

Это путь духовного развития, пробуждения, просветления и освобождения. В своей основе представляет синтез трех подготовительных этапов человеческого развития:

  • Карма.
  • Бхакти.
  • Джнана йога.

Йога Раджа начинается тогда, когда ученик начинает медитировать, осваивает дыхательные упражнения, асаны и мудры, позу лотоса, известную как Падмасана. Путь королевских йогинов и мудрецов начинается с принятия посвящения из рук передовых практиков адептов, имеющих разрешение и харизму гуру – мастера в правопреемстве королевских йогинов. Обычно упоминается о 12-ти или 18-ти степеней четвертого уровня знаний и практики.

Поза лотоса (Падмасана)

Позиция является наиболее важным положением. Одна из лучших позиций для медитации и пранаямы. В этом положении часто изображали Будду. Позицию надо усвоить начинающим и знать продвинутым йогинам, которые имеют гибкие бедра и колени.

Асана уменьшает жесткость в коленях и лодыжках, тонизирует органы брюшной полости и позвоночника, помогает при ишиасе.

  1. Сядьте в положение Дандасаны (палки). Согните правое колено и охватите обеими руками правую ногу, тяните ее к себе.
  2. Поместите правую ногу у основания левого бедра. Правая пятка должна находиться на уровне пупка.
  3. Согните в колене и поднимите левую ногу, поместив ее как можно выше на правой ноге у основания правого бедра, ближе к пупку, так, чтобы подошвы ног были направлены вверх.
  4. Старайтесь приблизить к себе колени, помня о том, что они, как и прежде, должны лежать на полу.
  5. Прямой позвоночник вытягивайте вверх. Руки выпрямите и положите на колени, правую - на правое, левую - на левое, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы рук в кольцо.
  6. Взгляд направьте вперед и закройте глаза. Оставайтесь в позиции так долго, сколько можете.
  7. Вернитесь в Дандасану и измените положение ног.
  8. Повторяя положение, старайтесь увеличить время нахождения в Падмасана.

К преимуществам асаны относится:

  • тело отдыхает, не впадая в летаргию;
  • внимательный и бдительный ум;
  • полезна в практике пранаямы;
  • успокаивает, подготавливает к медитации;
  • стимулирует тазовую область, позвоночник, живот, мочевой пузырь;
  • растягивает лодыжки и колени;
  • последовательное выполнение этого упражнения во время беременности облегчает роды;
  • помогает избавиться от всех болезней и пробуждает космическую энергию Кундалини в нашем организме.

Новички должны выполнять упражнение под руководством опытного инструктора. Тем, у кого повреждены лодыжки и колени, поза противопоказана.

Медитация

Надо осознать себя как центр энергии, точкой света, которая связана со всеми световыми лучами, со всеми энергетическими центрами, существующими среди всех людей, населяющих планету Земля. Визуально улучшить свечение, стать сияющим центром, излучающим свет в единстве со всеми людьми, создавая совместно сеть из большого света, охватывающую планету чистой энергией.

Ощутить в себе центры света чакрами внутри тела, прежде всего центр головы Анджа и центр сердца Анахата. Углубить интенсивность свечения подобно яркой звезде, освещающей общий разум человечества. Осознать единство со всеми источниками света, освещающими человечество, вне сознательного разума.

И совершить самое основное путешествие - путешествие внутреннее, духовное, Путешествие к истине (Сатыам). Узнать о том, кто мы такие, находясь за границами обычного сознания, где действует духовная мощь бога Брахман.

Эта мощь дает практикам силу, позволяющую применить и использовать не привычную реакцию, а выбирать креативное творческое мышление. Позволяет не испытывать стрессы, конфликты, хаос, а ощущать спокойствие, мир, любовь и гармонию.

Медитацию йоги называют часто раджа йогой, что облегчает определение духовного пути. Раджа йога позволяет четко понять себя с точки зрения духовной или метафизической практики, помогает заново воспользоваться и обнаружить спящие в человеке положительные качества, позволяющие развить характер и создать новые отношения и реакции на жизненные ситуации.

Люди начинают вспоминать различные аспекты, касающиеся их, давно забытые хранятся в глубине их подсознания. Люди начинают понимать и ценить, чувствовать тишину, наслаждаться вкусом самоанализа и рефлекции. Королевская медитация «отключает» от вредных привычек мышления и эмоциональных паттернов, неправильного реагирования на ситуации.

В результате получают сознательный, положительный поток энергии, который улучшает качество людских взглядов, действий и взаимодействий.

Процесс направлен внутрь, на интернализацию, отучение от вредных привычек, соединение с божественными и духовными ресурсами. Восстановление самого себя становится постоянным личным вдохновением. Медитация представляет собой способ для развития самосознания, что ведет к самореализации (атма джняна). Она успокаивает ум, стимулирует интеллект, что позволяет достичь понимания через постижение духовных законов и принципов, которые поддерживают гармонию и могут принести обновление во всех сферах жизни на Земле.

Медитация и практика раджа йоги

Правильно направленная медитация дает каждому доступ к Богу Брахмана. Королевская медитация позволяет ощутить истинную сущность себя и принимать друг друга, как божественную душу (Атма – Пуруши), позволяет установить прямую связь с Брахманом – верховным источником чистой энергии и высочайшего сознания. Слово «раджа йога» можно еще перевести как «высший королевский союз» или «высшая королевская связь». Каждая душа имеет право испытать высшую форму отношений с Создателем, Богом Брахманом.

Как и в других специальных занятиях, для достижения удовлетворительных результатов в йогических практиках медитации, надо упорно трудиться. Все больше и больше людей в мире в своей повседневной жизни добавляет медитацию, как противоядие стрессам, так и как простой способ релаксации. Если ежедневно проводить краткие сеансы, будет становиться легче и потребность медитировать станет привычкой, вознаграждая усилия, вкладываемое в медитацию.

Не существует йоги без дыхательных упражнений, концентрации и медитации, но часто в клубах и центрах йоги - эти занятия довольно низкого качества.

Только название таких «йогических» упражнений связано с термином «йога». Различной масти инструктора и их программы, не имеют ничего общего с аутентичной йогой, но используя йогу в названии, они хотят оживить курс гимнастики, проводимый в своем фитнес-клубе.

Медитацию можно охарактеризовать как достижение безграничных возможностей ума при условии приобретения искусственного контроля над мыслями. Ум (манас) можно сравнить с небом, которое часто покрыто темными облаками. Если бы получилось очистить его от облаков, увидели бы бесконечную синюю даль во всей своей красоте. То же самое с умом. Если он постоянно «затянут» негативными или ненужными мыслями, он никогда не сможет испытать то, что находится за завесой, истинную природу ума (Сатья Сварупа).

Обычно люди не обращают внимание на свои мысли, если их интенсивность не имеет размера психической патологии. Люди привыкли к определенным, избитым способам мышления, полностью идентифицировали себя с ними и им не приходит в голову, что могло быть иначе. Они не понимают того факта, что человеческий разум – все еще одна из самых больших загадок. Люди много знают о том, как улучшить искусство мышления, запоминания и обучения, как лечить неврозы и различные состояния психического заболевания. Но до сих пор не знают, что такое ум и как он «производит» мысль.

Они не знают также, что такое сознание (Цьиттам) и более глубокий уровень ума – подсознание.

Ум (манас) есть весь человеческий мир - мир, в котором живут люди. Это и их мысли, связанные с ними явления, воспоминания, желания и т.д., находящиеся с ними постоянно.

Свойства человеческого разума выделяет людей среди живых существ. Но до тех пор, пока человек не узнает свой ум, он будет идти по жизни, не открывая завес своей индентичности.

Все большие духовные пути и науки говорят о том, что дорога к самопознанию ведет к возвращению к самому себе, к своему внутреннему миру. Дорога практическая - медитация, а раджа йога или ее упрощенный вариант, крийя йога - лучший инструмент.

Чтобы медитация стала для людей легкой и спонтанной практикой, надо знать несколько простых истин о разуме и его природе. Истину не трудно увидеть в повседневной жизни. Человеческий мозг постоянно работает, постоянно создает новые образы и мысли, согласно известному высказыванию: «Я мыслю - я существую», и наоборот: «Я есть, потому что думаю».

Нет такого момента, когда отсутствуют мысли и даже во сне ум человека работает. Контролирование ума и его функций – цель йоги.

Создание ума является основной и естественной функцией ума, и любая попытка перестать думать или создавать пустоту в сознании – иногда невозможна. Ум – начало всего, мысли - семена наших слов, чувств, эмоций и действий, поведения и отношений. Поэтому можно начать с наблюдения за своими мыслями, воспоминаниями и тем, где они превращаются в слова, поступки, отношения, в результате создавая человека.

Комплекс асан Раджа йоги для начинающих

Эти упражнения позволяют любому человеку, вне зависимости от вероисповедания и возраста, профессии и должности, освоить систему самосовершенствования умственного, физического и духовного.

Упражнение для начинающих

  1. Встаньте к стене и выпрямите позвоночник.
  2. Взгляд направьте вперед. Выпрямитесь, чтобы почувствовать растяжение позвоночника.
  3. Направьте лопатки друг к другу и опустите руки вниз. Раскройте грудную клетку, но без перенапряжения.
  4. Выпрямите ноги и напрягите колени, пятки придвиньте к стене. Большие пальцы ног соединены вместе.
  5. На вдохе поднимите руки вверх. Согните ноги в коленях и присядьте. Останьтесь в позе 30-60 секунд, затем медленно поднимитесь вверх, опустите руки вниз через стороны. Глубоко выдохните.

Повторите 5-6 раз.

Поза горы (Тадасана)

  1. Встаньте прямо. Вытяните спину.
  2. Колени подберите. Руки вдоль туловища, ладони повернуты внутрь.
  3. Задержитесь в положении 1-2 минуты.

Поза треугольника (Уттхита Триконасана)

Это упражнение йоги обычно осваивается несколько месяцев. И чтобы правильно выполнить его, учителя йоги рекомендуют визуализировать стену позади себя. Поза треугольника - это положение, которое занимает тело перпендикулярно полу и параллельно стене.

  1. Встаньте возле стены, лопатки сомкните, ягодицы подтяните.
  2. Отставьте правую ногу в сторону на ширину плеч или больше, ступня правой ноги параллельна стене.
  3. Плавно по стене наклоняйтесь в сторону правой ноги, скользя ладонью правой руки по бедру в направлении колена. Левая рука – прямая – скользит по стене и занимает положение перпендикулярно полу.
  4. Вернитесь в исходное положение и повторите в другую сторону.

Поза орла (Гарудасана)

  1. Встаньте в Тадасана.
  2. Немного присядьте и переплетите ноги, обвив одной ногой другую в районе колен.
  3. Руки также переплетите друг с другом и поднимите вверх, перпендикулярно полу.
  4. Старайтесь стоять ровно, взгляд направьте вдаль, удерживайте равновесие.
  5. Выполните позу орла в другую сторону. Отдохните.

Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)

  1. Встаньте прямо. Ноги – на ширину 1 метра друг от друга.
  2. Прямые руки разведите в стороны.
  3. Разверните правую стопу на внешнюю сторону на 90 градусов, левую – на 45.
  4. Наклоняйтесь в правую сторону, вытягивая корпус и сохраняя положение рук, голова повернута в левую сторону, взгляд направлен в сторону большого пальца левой руки.
  5. Попытайтесь правой рукой дотянуться до пола, если тяжело, можно до конца не наклоняться. Руки занимают положение перпендикулярно полу, все тело находится в одной плоскости.
  6. Согните правую ногу в колене, поставьте ладонь правой руки на пол на расстоянии 20-30 см от стопы и чуть-чуть наискосок. Поднимите прямую левую ногу вверх, одновременно выпрямляя правую.
  7. Задержитесь в позиции на несколько секунд (это укрепит мышцы всего тела).
  8. Опустите левую ногу на пол и выпрямите туловище.
  9. Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.

Поза дерева (Врикшасана)

  1. Асана помогает развить равновесие и сохранить устойчивость не только тела, но и психики.
  2. Встаньте прямо. Согните правую ногу в колене.
  3. Ступню поместите на бедро левой прямой ноги, старайтесь разместить ее ближе к промежности, при необходимости помогите правой рукой.
  4. Удерживайте равновесие и поднимите прямые руки вверх.
  5. Смотрите вдаль, чтобы сохранить баланс. Задержитесь в асане 1-2 минуты.

Выполните Врикшасана в другую сторону.

Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)

  1. Асана учит управлять собой, формирует устойчивость на физическом, психическом и эмоциональном плане.
  2. Встаньте прямо. Стопы ног на расстоянии 120 см.
  3. Поднимите руки вверх, разверните в правую сторону туловище и стопы.
  4. Согните в колене переднюю ногу и опустите туловище чуть поглубже, левая нога – прямая (Вирабхадрасана I).
  5. Задержитесь в положении 30-60 секунд, наклонитесь ниже в правую сторону.
  6. Поднимите левую ногу вверх и выйдите в позу ласточки (Вирабхадрасана III).
  7. Возвращайтесь в исходное положение в обратном порядке.

Повторите связку в другую сторону.

Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)

  1. Растягивает мышцы задней поверхности тела и спины.
  2. Встаньте прямо. Ноги поставьте как можно шире.
  3. Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
  4. Прогните спину и, не сгибаясь, наклоняйтесь вперед. Руки свободно опускайте на пол, ладони установите одну линию со ступнями.
  5. Тяните корпус как можно ниже. Задержитесь в положении 1-2 минуты.

Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)

  1. Встаньте в Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
  2. Прямые руки разведите в стороны.
  3. Разверните только стопы, правой ноги – на 90 градусов, левой – на 45.
  4. Голову поверните вправо и взгляд направьте на правую ладонь. Шея расслаблена.
  5. Правую ногу согните в колене, присядьте как можно ниже. Левая нога вытянута прямо, голень правой ноги перпендикулярна полу, бедро – параллельно (Воин II).
  6. Наклонитесь вперед, правую руку опустите на пол за ногу, а левую руку тяните над головой, не сгибая ее.
  7. Задержитесь в положение 1-2 минуты и выйдите из положения в обратном порядке без всякой суеты.

Повторите упражнение в другую сторону.

Поза посоха (Дандасана)

Асана хорошо раскрывает и расслабляет суставы нижних и верхних конечностей.

  1. Сядьте на пол. Прямые ноги вытяните перед собой.
  2. Спину выпрямите. Стопы вертикальные, натянутые, руки опустите вниз, не напряжены, ладони положите на пол, пальцы направьте вперед.

Коровья морда (Гамукхасана)

Полезная асана для всех суставов тела и позвоночника, все суставы расслабляются. Не рекомендуется выполнять тем, у кого были серьезные травмы спины и шеи. Излечивает судороги в ногах, хорошо раскрывает грудь и делает мышцы ног эластичными и гибкими.

  1. Согните ноги в коленах и подтяните к себе. Затем уложите правую ногу на пол под левую ногу.
  2. Левую ногу, согнутую в колене, уложите на правую так, чтобы колено легло над другим.
  3. Правую руку поднимите над головой и согните в локте, левую руку заведите за спину. Пальцы рук соедините за спиной между собой.
  4. Раскройте плечи, взгляд направьте вперед.
  5. Поменяйте положение ног.

Связка поза плуга (Халасана) и Березки (Сарвангасана)

Помогает при остеохондрозе и расслабляет все тело.

  1. Лягте на коврик, выпрямив ноги и положив прямые руки вдоль туловища.
  2. Согните ноги в коленках и переведите их за голову.
  3. Туловище поднимите в вертикальное положение, помогая руками и максимально расслабляя и растягивая тело и спину, шею.
  4. Прямые ноги запрокинуты за голову, пальчиками дотрагивайтесь до пола. (Поза плуга).
  5. Задержитесь в положении 30-60 секунд.
  6. Поднимите прямые ноги вверх, заняв вертикальное положение, поддерживая положение туловища руками (асана березка).

Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана)

    1. Лягте на пол и выполните простую березку.
    2. Поддерживая спину руками, поочередно опускайте ноги в положение мостик.
    3. Прогнитесь вверх, растягивая переднюю часть тела.
    4. Задержитесь в положении мостик.
    5. Выполните асану плуг, которая расслабляет все тело.
    6. Стойка на плечах без опоры (Нираламба Сарвангасана).
    7. Выходя из позы плуга, выполните простую березку.
    8. Хорошо укрепите баланс тела, помогая руками сохранить равновесие.
    9. Скользите руками вверх вдоль по телу и бедрам и задержитесь на несколько секунд в этом положении.
    10. Легким перекатом, сгибая туловище и ноги, возвратитесь в исходное положение. Отдохните, приняв асану Шавасана.

Поза трупа (Шавасана) – техника релакса

  1. Лягте на коврик. Ноги на ширине 50-60 см.
  2. Стопы ног лежат свободно. Руки под углом 45 градусов от тела.
  3. Ладони расслаблены и направлены внутренней стороной к потолку.
  4. Голова с позвоночником образовывает одну прямую линию. Закройте глаза.
  5. Осознайте свое дыхание, дышите носом. Вдох - поднимайте живот, выдох - опускайте.
  6. Если практикуете диафрагмальное дыхание, положите руку на живот, чтобы чувствовать подъем и спад.
  7. Дышите глубоко, медленно и равномерно, глубоко и сознательно.

Представьте себе, что с каждым вдохом в ваше тело входит ум, сила, внутреннее равновесие. А каждый выдох снимает напряжение, стресс, в результате чего происходит расслабление и обновление.

Глазные упражнения - раджа йога при компьютере

Выполняя ежедневно простые и надежные упражнения для улучшения зрения, ваши глаза будут надежно работать в течение многих лет.

  1. Когда вы чувствуете, что глаза устали и чтобы улучшить зрение, придать ему остроту, закройте их на минуту с его руками.
  2. Для того, чтобы увлажнить глаза, через каждые полчаса делайте и перерывы для быстрого мигания.
  3. Как можно чаще отрывайте взгляд от монитора и смотрите вдаль, лучше всего на природу за окном.
  4. Через час работы за монитором сделать 5-минутный перерыв. За это время рисуйте своим пальцем на столешнице окружности различного диаметра. Не отрывая глаз следите за движением пальца.
  5. Через каждые полчаса работы останавливайте свой взгляд на каком-нибудь объекте и обрисуйте контуры глазами.
  6. Сядьте на стул, совершите последовательные движения глазами: вверх, затем вниз, влево и вправо, по диагонали в верхний левый угол экрана, затем по диагонали в правый верхний угол, в нижний левый угол и в нижний правый угол.
  7. В конце сделайте глазами круговое движение, как будто вы вычерчиваете окружность - один раз, начиная с правой стороны и двигаясь в левую, другой раз - с левой стороны, в правую.
  8. Несколько раз глубоко и ровно вдохните.
  9. Откройте глаза, поморгайте.

Внимание! Люди, у кого наблюдается тенденция к отслоению сетчатки и есть глаукома, упражнение не рекомендуется.

Палминг

  1. Удобно сядьте на стул. Спину держите прямо.
  2. Глаза закройте ладонями, не оказывая давления, пальцы расположите на лбу, локти разместите на столе. Вообразите, что вас охватила и поглотила темнота.
  3. Чем глубже чернота перед глазами, тем упражнение более эффективно.
  4. Вспомните самые приятные моменты из жизни.
  5. Дышите спокойно, регулярно, глубоко. Ощутите комфорт, теплоту и уют.
  6. Используйте звуковую стимуляцию.
  7. Визуализируйте приятные моменты, старайтесь, чтобы под влиянием музыки, перед вашими глазами создавались изображения. Позвольте мыслям свободно бродить.
  8. Осторожно откройте глаза и снимите ладони и несколько раз моргните. Если ваши глаза слезятся, это знак того, что они отдохнули.
  9. Повторяйте пальминг 4-5 раз подряд.

Моргание

  1. Очень простое упражнение, которое очищает глаза.
  2. Старайтесь не морщить лицо. Моргайте осторожно и плавно, плотно закрывая веки.
  3. Откройте один глаз, а другим моргайте, одновременно можно массировать лоб.
  4. Повторите действие, закрыв второй глаз.
  5. Помните о том, что не рекомендуется моргать слишком быстро.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Американский писатель Вильям Аткинсон (йог Рамачарака) активно занимался популяризацией индийской философии в стране. Его книга «Раджа-йога» необычайно популярна, написана доступным языком и объясняет, что сознание не зависит от тела. В ней также указано, каким образом люди могут получить совершенные знания о самих себе и отделаться от ошибочных знаний.

Упражнение 1

Найдите такое положение, чтобы было удобно и вы свободно себя чувствовали, чтобы тело не отвлекало внимание, полностью расслабьтесь, чтобы ликвидировать любое напряжение в мускулах и почувствовать легкость.

  1. Найдите спокойное тихое место и выбросьте беспокоящие мысли, позвольте уму свободно плавать в пространстве.
  2. Когда ум перестанет метаться и успокоится, все внимание уделите мысли «Я есть». Созерцайте себя как нечто отдельное от тела, свободное, неуязвимое и бессмертное.
  3. Подумайте о себе в таком ключе некоторое время, затем воспримите свою бестелесную оболочку, как нечто особенное, способное управлять умом.
  4. Убедитесь, что ваш ум перестал метаться, стал умиротворенным, вас не так сильно тревожат мысли, поступающие из вне.
  5. Стимулируйте ум и укажите путь к рассмотрению своего «Я», как единого целого с жизнью, силой, разумом и бытием. Ощутите, как вас переполняет спокойствие, неизвестное вам ранее – ваш ум будет подвластен вам.
  6. Ликвидируйте мысли о суетном мире, сосредоточьтесь и погрузитесь в свое «Я есть».

Опыт придет со временем. Целью является суммировать энергии вместе и сосредоточить их внутри человека.

Отождествите ум со своей сущностью, своим «Я», а затем перейдите к «есть, есмь», означающим реальность. Объедините эти два слова в единое целое - создайте сильное средство сосредоточение мысли внутри себя.

Повторяйте занятия пока не выработается практика легко входить в состояние фокуса. Действие приносит облегчение и отдых уму, утомленному телу, нервам.

Упражнение 2 (Дхарана)

Необходимо всю силу ума собрать вместе, сосредоточить и остановить внимание на выбранном вами объекте. Несмотря на кажущуюся легкость, на практике осуществить действие достаточно трудно, т.к. вниманию свойственно рассеиваться и направляться к другим предметам. Постоянные тренировки позволят вам достичь желаемого результата.

Некоторые, постигнув науку сосредоточения, забывают о контроле над умом и начинают зависеть от него, позволяя стать уму практически непроизвольным, забывают о себе и необходимых делах. Ум начинает властвовать над ними.

Те, кому удалось обуздать ум, мысли и рассуждения, направленные в нужное русло. Они всегда помнят, что умом нужно управлять, не позволяя ему взять верх над вами.

  1. Упражнение полезно начинающим, делающим первые попытки удержать внимание и сосредоточиться.
  2. Выберите объект и удерживайте ваш ум только на нем, абстрагировавшись от всего.
  3. Рассмотрите форму предмета, его величину, материал из которого он сделан. Подумайте, для чего он предназначен, из чего состоит, рассматривая каждую составляющую в отдельности.
  4. Подумайте о людях, которые его изготовили, о том, как получился этот материал, об истории подобных ему предметов: сам предмет, как он получился, для чего предназначен, его комплектация.
  5. Сосредоточьте внимание на одной части своего тела. Удержите или ликвидируйте ощущения, которые посылают вам остальные части тела. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
  6. Рассматривайте любые предметы, которые окружают вас. Но не ставьте целью саму вещь, она не играет роли, надо научиться пользоваться своими скрытыми умственными способностями, сделать ум послушным вашей воле.

Практикуйте много и не пренебрегайте данным упражнением, т.к. оно открывает неограниченные уникальные возможности.

Сосредотачивайте внимание на интересных и развивающих темах для вашего ума, разбирайте процесс по отдельным пунктам, следуя то одним, то другим путем, пока не почувствуете, что вам известно по этой теме все. Вы будете удивлены насколько больше вы узнаете.

Из потайных комнат вашего ума после окончания практики, вы почерпнете много интересных и полезных сведений, уделив внимание упражнению, почувствуете, что о данном предмете или теме вы знаете все.

Упражнение помогает стимулировать скрытые интеллектуальные силы, расширяет границы ума, делает устойчивой память и добавляет уверенности в себе. Вы приобретете неоценимый опыт в «дхаране» или сосредоточении.

Мантра от Рамачарака

Я имею волю - это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля - это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.

Раджа-йога - это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям. Считается, что раджа-йога - это последние 4 ступени восьмиступенчатой Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть .

Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу "сила есть - ума не надо")

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. ).

Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Раджа-йога - это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога - йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя.

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги - это "постановка ума", сознания, аналогичная "постановке голоса" у певцов.

Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной "постановке", удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его "лучше звучать" и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, - это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, - это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.