Как вырастить чемпиона рассказ мамы. О самой трудной части в спортивной карьере. Что же выбрать

При выборе вида спорта учитывайте не только природные данные и характер ребенка, но и его вкусы и желания. Конечно, дошкольник еще не слишком хорошо ориентируется в тонкостях спортивных дисциплин, но понять, нравится ему хоккей или прыжки в воду, он уже в состоянии.

2. Следите за образом жизни

Убедитесь, что юный спортсмен успевает не только тренироваться и учиться, но и отдохнуть, даже побездельничать. Если после тренировки школьник вынужден до полуночи готовиться к контрольной, возможно, стоит обсудить с учителями ребенка возможность гибкой формы обучения.

3. Тщательно выбирайте клуб и тренера

Хороший руководитель — один из гарантов успеха. Тренер должен уметь объективно оценивать возможности ребенка, создавать равные возможности для группы детей, стараться раскрыть талант каждого. Кстати, и критика, и мотивация — тоже задачи тренера, а родителям стоит направить усилия на создание комфортного тыла и обеспечение психологической поддержки.

4. Помните о радости

Конечно, в спорте больше работы, чем развлечений, но удовольствие от занятий — важнейший аспект спортивной жизни. Именно поэтому, например, на тренировках для дошкольников больше игры, чем серьезных упражнений, а цель первых соревнований — не конкуренция и победа, а возможность почувствовать азарт, единение с командой, восторг от успехов.

5. Ставьте реалистичные цели

Постоянное требование быстрых и высоких результатов без учета индивидуального темпа может привести к противоположному эффекту — потере ребенком интереса и веры в себя. И не забывайте хвалить даже за незначительные на первый взгляд достижения — абсолютное большинство детей лучше реагирует на поощрение, а не на постоянную критику и жесткое давление.


Как вырастить чемпиона? Наталья БОБРОВА, мама фигуристки Екатерины Бобровой:

CАМОЕ ВАЖНОЕ для юного спортсмена — самодисциплина, и без поддержки семьи ему в этом не обойтись. Ведь предстоит строго соблюдать режим, научиться экономить время, дорожить свободными минутами, правильно распределяя силы и возможности! Мама ребенка-спортсмена должна быть психологом, интуитивно знать, когда и как поддержать его. У всех бывают и спады, и поражения, несколько раз дочь в сердцах даже говорила: «Брошу!» Но тренер однажды сказала им замечательную фразу: «Дети, вы себе не принадлежите. Вы принадлежите стране». И это так. Родителям же хочу сказать: да, будут тяжелые времена, вам придется жить надеждами имечтами ребенка. Но самая большая награда — видеть, как ребенок идет к заветной цели, как побеждает, и услышать: «Спасибо вам за ваших детей!»


Благодарим компанию P&G и программу «Спасибо, мама!» за помощь в организации интервью.


Еще 5 важных советов

6. Создайте «зону развития»

Вместе обсуждайте соревнования, читайте тематические книги, смотрите фильмы и видео-ролики, изучайте теорию спорта и знакомьтесь с жизнью знаменитых спортсменов. Все это и расширяет кругозор, и повышает интерес к выбранной области, и стимулирует желание развиваться.

7. Поддерживайте решения ребенка

Пусть он имеет возможность попробовать разные дисциплины. Правило «не бросай на середине» тут может сыграть против вас: возможно, настаивая на продолжении нелюбимых занятий, вы лишаете его шанса достичь успеха в другом виде спорта. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок может прекратить занятия: в конце концов, его задача — вырасти счастливым, а не реализовать родительские амбиции. И, даже бросив тренировки, он не перестанет ставить и достигать цели.

8. Не зацикливайтесь на победе

Хотя соревнования, турнирные таблицы и рейтинги — это значительная часть жизни спортсмена, ориентировать его строго на выигрыш — не самая удачная стратегия. Есть риск заработать «комплекс отличника»: завышенные требования к себе будут держать ребенка в постоянном стрессе, а поражение приведет к краху самооценки. Дайте ему понять, что ценен любой результат — ведь он помогает выявить слабые стороны и поставить новые цели.

9. Научите переживать волнение и страх

Будьте рядом: напомните ребенку, что тревога и неуверенность — чувства, имеющие право на существование, что вы любите его вне зависимости от результата. Помогут техники расслабления, например, чередование ритмов дыхания. А еще можете придумать особый ритуал, о котором будете знать только вы (скажем, смешное рукопожатие). Важно научить ребенка осознавать свои эмоции, называть их: «я расстроен», «я чувствую волнение».

10. Помогайте справляться с неудачами

Ошибки и поражения неизбежны! Но не ищите причины проигрыша во внешних обстоятельствах: строгом судействе, погодных условиях. Пусть спортсмен проанализирует ситуацию и ошибки, почувствует желание продолжать заниматься.

Большой спорт — большие деньги. Не говоря уже о престиже и удовлетворенном родительском самолюбии. Но просто отвести дитя за руку в спортивную секцию, интересоваться его успехами, болеть на соревнованиях — уже вчерашний советский день. В будущего чемпиона нужно вкладываться по полной программе. Есть такая профессия — родители спортсмена.

Инвестор

А что вы хотите? В любого спортсмена вложены немалые деньги. Особенно в модных видах спорта. Только потом, когда ваш ребенок будет замечен, на него обратят внимание спортивные менеджеры и спортивные чиновники. А пока, как в любом виде бизнеса, надо составить свой бизнес-план лет так на десять вперед. И посчитать все четко и целенаправленно, включая инфляцию, риски травм и политические колебания. Возможно, это будут все ваши деньги и средства.

Вот Николай Круглов-старший, двукратный олимпийский чемпион 1976 года по биатлону продал свои медали, чтобы купить сыну Коле лыжи, экипировку и обеспечить поездки на турниры. За Николая Круглова-младшего теперь болеет вся страна. В 1995 году 11-летней Саше Костенюк пришлось играть в шахматы за деньги на площади Звезды в Париже. Им с отцом не хватило денег на автобус до аэропорта, и будущая шахматная звезда заработала к утру несколько сот франков. А если верить семейной легенде, папа Анны Курниковой когда-то продал телевизор, чтобы купить дочке ракетку.

И если уж мы заговорили о большом теннисе, то вспомним слова Шамиля Тарпищева: «Если у вас нет денег, но вы хотите вырастить из ребенка профессионального игрока, вы можете отдать его в спортивную школу, чтобы он участвовал в детских турнирах внутри страны и набирал очки с целью попасть в юношескую национальную сборную. Но этот путь только для талантливых и упорных. Здесь не будет мам, вытирающих сопли и устраняющих конкурентов, а будет настоящая спортивная борьба».

Но в любом случае есть постоянные расходы: начиная от формы и спортивного снаряжения до оплаты поездок на внутренние и зарубежные турниры. Расходы на занятия в группе неизбежно сменяются расходами на личного тренера. От тысяч рублей совершается переход к тысячам долларов. И это касается всех детей — даже самых способных. «К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что сегодняшние родители хотят получить все малой кровью, — говорит тренер Ирины Слуцкой Жанна Громова. — Многие не понимают того, что, как бы талантлив ребенок ни был, настает момент, когда они тоже должны подключаться к процессу. Не только морально, но и материально».

Можно, конечно, и поторговаться, как Майк Агасси, который умудрился устроить своего Андрэ в самое крутое теннисное заведение в мире — академию Ника Боллетьери во Флориде. Он сумел скостить стоимость обучения с 3000 до 800 долларов в месяц (самый низкий тариф в истории академии!), потребовав исключить из программы все предметы, не относящиеся непосредственно к теннису. Впрочем, о Майке Агасси мы еще скажем.

Тренер и психолог

Ситуация упрощается, если родители сами спортсмены, или имеют опыт тренерской работы. В любом случае они свободно ориентируются в своей сфере и могут найти нужного наставника, когда наследник уже превысил уровень их мастерства. А если нет, то родителям необходимо набирать нужный минимум познаний в выбранном виде спорта. Чтобы не лезть с кулаками на судью во время соревнований, чтобы трезво оценивать успехи чада и самое главное — понимать тренерскую кропотливую работу и делать выверенный шаг, связанный со сменой тренера, секции, клуба, города.

Но это еще полбеды. Ваш «бизнес» связан с двумя абсолютно нерациональными элементами: детство ребенка и родительская любовь. Имейте в виду: вы практически лишаете своего чемпиона нормальных детских радостей. (Тот же Майк Агасси создал для своего сына детскую, которая была выкрашена в зеленый цвет теннисной лужайки, на стенах были огромные портреты великих теннисистов прошлого, а вместо мишек и погремушек лежали мячики и ракетки). Вы не должны давать своему ребенку кукол или солдатиков, не читать на ночь «Аленький цветочек» или «Трех поросят». Вы должны твердить без конца спортивные истории с хэппи-эндом: золотые медали, первые места и счета в европейских банках. Тренировки до школы, после школы и чего греха таить — вместо школы. Вы готовы к этому? И готов ли к этому ваш «бизнес-объект»?

Ведь наступит знаменитый переходный возраст. И ваш будущий чемпион просто откажется быть таковым. Ему, видите ли, надоело, ему неинтересно. И все ваши вложения оказываются просто ничем. Удивительный момент: многие тренеры говорят о том, что будущие звезды и чемпионы выходят из семей с не очень большим достатком. Для них — маленьких мальчиков и девочек — появляется шанс в жизни: стать богатым. И они нередко сами заставляют своих родителей тратить деньги на очередную ступеньку к вершине, будь то поездка на соревнования или покупка новых коньков.

12-летний Женя Плющенко настоял на переезде к Алексею Мишину из Волгограда в Петербург. Его мама Татьяна Плющенко вспоминает: «Мы с отцом не хотели отпускать его в другой город.... И спустя полгода я, бросив работу в Волгограде, поехала к нему туда не потому, что у него пошли успехи, а потому, что он плакал там по ночам в подушку… Родители, которые отдают ребенка в спорт с желанием непременно сделать из него чемпиона, должны понимать: деньгами всех проблем не решить. Гораздо больше потребуется терпения, умения слышать своих детей, вовремя помочь им добрым словом... А первые серьезные призовые Женя заработал лишь два года спустя после переезда».

Толкач и фанатик

А еще вы должны заработать репутацию человека, который не остановится ни перед чем и ни перед кем, лишь сделать из своего ребенка великого спортсмена. На детских турнирах по теннису, куда судей не приглашают, матчи нередко заканчиваются конфликтами родителей. Дело доходит до маминых словесных «дуэлей» и отцовских потасовок. Но это, так сказать, на виду. Есть еще скрытые механизмы: дополнительные занятия, беседы с тренером на стадии отбора кандидатов на матч или соревнования… Опять понадобятся деньги, связи, искусство уговаривания.

Конечно, многое зависит от способностей ребенка. Но многое — и от родительского контроля. Если хотите, фанатизма. Кто готов подписаться под словами Джима Пьерса, отца французской теннисистки Мари Пьерс: «Мари — это прекрасно оттюнингованный спортивный автомобиль. Самый настоящий «Феррари», который построил лично я. Почему же у меня нет права иметь от него ключи?» Добавим только, что сама дочь разорвала все отношения с отцом, а WTA пожизненно запретила ему посещать матчи под эгидой профессионального тура. Поскольку папин крик с трибун «Мари, убей эту суку!» считался самым мягким из того, что он орал в адрес соперниц.

В шахматном мире появилось знаменитое выражение «Гатский папа». Мальчика-вундеркинда, блиставшего лет десять назад на шахматном Олимпе, полностью вылепил отец — бывший боксер, преподаватель физкультуры. По словам Гаты, его папа Рустем стал «товарищем, нянькой, поваром, менеджером и тренером...» Он научил сына читать в два года, в четыре тот уже музицировал на фортепиано. Искусство шахмат Гата освоил в семь. 8-летний Гата обыгрывал мастеров в сеансах одновременной игры, а в 13 победил на юношеском чемпионате страны. Отец забрал 13-летнего сына из школы, чтобы не отвлекаться от шахмат. Разработал специальную систему тренировок, в соответствии с которой мальчик двигал по доске фигурки практически круглые сутки. В 1989 году Рустем, сопровождая сына на турнир в Нью-Йорк, неожиданно попросил политического убежища. В том же 89-м Гата становится международным гроссмейстером.

Спустя два года получает титул чемпиона США. А Рустем Гатский стал самой скандальной фигурой в мире шахмат, выдвигая от лица сына массу требований. Встреча с Анатолием Карповым в битве за мировую шахматную корону в 1996 году в Элисте получила известность в том числе из-за «представлений» Рустема, которые едва не привели к срыву матча. Но Гата проиграл, получил полмиллиона призовых и по требованию отца оставил шахматы, получив образование юриста и врача. Теперь он изредка принимает участие в турнирах и по-прежнему находится под его опекой.

Другой фанатик из мира шахмат — майор Константин Костенюк. После того, как его дочь Александра проиграла в 2001 году в финале чемпионата китаянке Чжу Чэнь, он заявил: «Это даже хорошо, что победила китаянка. Пусть все знают, что успех приходит к шахматистам тех стран, где этой игре уделяют должное внимание. Россия просто недостойна чемпионства. Ради этой цели у нас никто не работает на шахматы. Но Александра станет чемпионкой мира, я вам обещаю». А что вы пообещаете миру, сжимая в руках маленькую ручку своего чада? Или лучше выполнить свои обещания не перед Вселенной, а перед собственным ребенком, который безгранично верит вам?

СКОЛЬКО СТОИТ ЮНЫЙ ТЕННИСИСТ

Ракетка — от $100 Кроссовки (одна пара на два месяца) — от $50 Форма для тренировок — от $80 Форма для соревнований — от $30 Услуги тренера — от $25 в час Личный тренер — $1000 в месяц Аренда корта — от $15 в час Поездки на международные турниры — $3000 в месяц Занятия в спортивной школе (в зависимости от престижа заведения) — от $200 до $1000 в месяц.

СКОЛЬКО СТОИТ ЮНЫЙ ФИГУРИСТ

Ботинки для фигурного катания — $300 - 500 Лезвия коньков — $250 Костюм для выступлений (как минимум три на каждый сезон) — $300 - 700 Тренировочный костюм — $150 - 300 Запись музыки на одну из трех программ — от $30 и выше. Постановка одной программы хореографом — от $100 Индивидуальная консультация тренера — от $20 до $100 за час Занятия в спортшколе (в группе) — от 700 руб. до $200 - 300 в месяц Индивидуальное вознаграждение тренеру — по договоренности, и зависит от категории специалиста. Поездки на соревнования в другие города и проживание в гостиницах родители оплачивают самостоятельно.

Сегодня фигуристы, выступая на этапах коммерческой серии «Гран-при», могут заработать от $2000 до $30 000. Призовые на чемпионате мира еще выше — до $75 000. Есть масса коммерческих турниров, которые не входят в официальный календарь фигуристов-любителей, но пользуются у них популярностью как раз из-за возможности пополнить свой бюджет. Солидные денежные вознаграждения гарантируются и на совместных соревнованиях любителей и профессионалов. Иногда только за одно участие звезд спонсоры готовы выложить до $100 000. Но только «звезде».

Советы родителям

1. Лучший вид спорта тот, который нравится ребенку. Помните, что он — другой человек, и не пытайтесь выбирать за него.

2. Чтобы определить, к какому виду занятий ребенок предрасположен, какому виду спорта соответствует его физическая конституция, есть смысл создать в квартире пространство со спортивными снарядами и проследить личную траекторию ребенка: что он выберет?

3. Профессиональный спорт не отделим от перегрузок, к которым ребенок физически просто не готов. Не рискуйте его здоровьем ради будущих успехов. Они не стоят его боли и страха.

4. Отдавая ребенка в спорт, убедитесь, что рядом с ним будут находиться опытные взрослые, которые не заставят его рисковать здоровьем ради успехов.

5. Не заставляйте его продолжать заниматься спортом любой ценой. Если ребенок не хочет больше ходить в секцию, попробуйте понять, почему и найдите выход вместе.

6. Не пугайтесь, обнаружив у ребенка шишки. Падения и ушибы на тренировках — дело житейское. При условии, что так считает ваш ребенок.

7. Даже любительский спорт требует частого расставания с домом и поездок на соревнования. Готов ли ваш спортсмен к таким жертвам? Решать ему.

8. Дети — народ привязчивый. Постарайтесь, чтобы тренер не использовал это против них и вас самих. Лучший способ — доверительные партнерские отношения между всеми сторонами.

9. Хорошо, когда ваш ребенок занят. Но соблюдайте меру. Чередуйте интеллектуальную и спортивную нагрузку. И не забывайте: свободное время, в том числе и обычное сидение перед телевизором, нужно даже вундеркинду.

10. Нацеленность только на спортивный результат нередко выбрасывает людей на обочину жизни, после того, как они расстаются со спортом. Поэтому старайтесь, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на спорте и спортивные цели не были единственными в его жизни.

Алла Богданова, мама российского саночника Андрея Богданова,медработник

«Андрею было около 9 лет, когда я сказала ему, что надо бы заняться спортом. А тут как раз мальчик из квартиры напротив решил пойти в секцию саночного спорта – и Андрей вместе с ним. Мы тогда не очень хорошо представляли, что это, но пошли. Они попали к великолепному тренеру и вскоре вместе с ней поехали на Север. Честно говоря, я тогда чуть с ума сошла и подумала, что больше никогда и никуда Андрея не отпущу. Представьте себе: 9 лет, Север, почти на три недели... Спустя полтора года один мальчик-саночник получил очень серьезную травму, по-моему, даже ноги лишился, и тогда я запретила занятия этим видом спорта: «Все, ни в коем случае, это же так страшно!» Около года он ходил на картинг, а потом стал проситься обратно... Меня часто спрашивают, как воспитать спортсмена. Так вот, теперь я точно знаю: просто не мешать ребенку. Выбор Андрея был абсолютно осознанным, и я ему очень благодарна и убеждена, что все его достижения – его заслуга, не моя.

Вообще я даже не представляю, каким бы он вырос без спорта. Андрей всегда был очень скромным и стеснительным ребенком, совершенно несамостоятельным. А спорт и тренер его действительно воспитали, я всегда ей говорю, что она наша вторая мама.

То, что это очень серьезно для Андрея, стало понятно лет пять назад. Мы как-то сели, разговорились и проболтали с ним до 3 часов утра. Он мне тогда сказал: «Мам, у меня детства практически не было. Один спорт». (Это правда, даже если они на отдыхе, тренер обязательно узнаёт, где они, чем занимаются, как проводят время и так далее.) «Андрюх, ты устал?» – «Ага, устал». Я это и сама видела, мне по-матерински его жалко было, конечно, и я спросила: «Может, бросишь тогда?» А он мне ответил: «Нет, я уже без спорта не смогу. Это моя жизнь». Тогда-то и стало ясно, что он действительно весь в спорте, все его мысли там. И выбор, конечно, только за ним. Вообще, надо доверять выбору ребенка и самому ребенку. Как можно больше с ним общаться, но только тогда, когда у него есть желание. Не лезть к нему с расспросами, когда он этого не хочет. Сейчас он в отъезде, на отборочном туре, и мне, конечно, очень хочется знать, как у него дела, прошли ли они, но я себя сдерживаю, жду, когда Андрей сам выйдет на связь.

Проблема еще в том, что дома он бывает редко (вот с сентября приезжал два раза на 10 дней – и все), по телефону тоже особо не разговоришься. Но я очень рада и благодарна, что Андрей много общается со своим неродным папой, который воспитывает его с 9 лет. Они близкие друзья. А еще сам Андрей огромный авторитет для своего младшего брата. Ему всего 1 год 10 месяцев, но это уже видно. Так что мы уже предупредили тренера, что скоро приведем ей еще одного. Хотя, разумеется, мама любит любого ребенка, не обязательно спортсмена и призера. Да мы даже до сих пор не верим, что Андрей столького достиг, даже попасть на отборочный тур уже большая честь для нас. И конечно, большой неожиданностью и радостью было, когда сразу после рождения младшего брата Андрей поехал выступать на Кубок мира, его показали крупным планом на старте, и мы вдруг увидели, что у него на перчатке было написано «Семен». Так много, оказывается, для него значит брат».

Любовь Рязанова, мама российской фигуристки Екатерины Рязановой, колорист

«Быть мамой спортсмена – большой труд. Это требует много времени, много терпения, много сил. Мы постоянно в дороге, постоянно в каком-то стрессе, в сплошных переживаниях, ни на что другое не хватает времени. Я пошла работать, только когда Катя уже подросла и смогла ездить самостоятельно, а до этого десять лет жизни я занималась только ею. Но это все было совершенно точно не зря: моя дочь многого добилась в жизни, я горжусь ею, ее мужеством, умением преодолевать себя.

Иногда Кате кажется, что у нее ничего не получается, но в таких случаях я говорю: смотря с чем сравнивать. Возможно, ее личные амбиции не удовлетворены, а по моим меркам Катя достигла достаточно высоких вершин. Хотя, конечно, всегда хочется выше, быстрее, сильнее.

Спорт так засасывает, что в какой-то момент перестаешь бояться и просто помогаешь, становишься опорой дочки-спортсмена. Несколько лет подряд мы каждое утро вставали в 6.00 и ехали из Зеленограда на каток на «Динамо», вместе катались. Мое плечо было рядом и в физическом смысле, и в моральном. Кстати, благодаря такому непростому распорядку я научилась водить машину.Катя несколько раз просила меня прийти посмотреть программу, которую они обкатывают, спрашивала, нравится ли. А во время соревнований говорит, что мое присутствие вселяет в нее уверенность».

Елена Сидорова, мама керлингистки Анны Сидоровой, домохозяйка

«Мой муж играл в молодежной хоккейной команде «Крыльев Cоветов», сын занимался плаванием, баскетболом и рукопашным боем, я – фигурным катанием. И Аня без малого в 7 лет привела меня в секцию по фигурному катанию. Нам тогда ответили: «Да вы что, она же уже старушка». Она хотела еще раньше, с 5 лет, но никак не получалось из-за сотрясений мозга. Ее взяли в группу с трехлетними малышами, и она совершенно из-за этого не комплексовала, потому что такой был настрой: хочу – и все. И никакие сотрясения, никакие малыши-одногруппники не могли ее остановить. Уже через 2 месяца Аню зачислили в группу ее сверстников.

Когда Аня начала заниматься спортом, я «отошла от дел»: уже в 7.00 начинались тренировки, потом была школа, потом обед, который надо было приготовить дома и взять для Ани с собой в термосах, еще в чем-то, потом опять тренировки… В общем, сплошные разъезды. Да, быть мамой спортсмена тяжело. Ребенок жертвует здоровьем ради успеха. Для здоровья – зарядка, а большой спорт – это травмы. Нам, мамам, остается только молиться, чтобы их не было.

Собственно, из фигурного катания Аня ушла как раз из-за серьезной травмы. Ей нельзя было прыгать, а значит, обратной дороги не было. Тогда я посадила дочь перед телевизором, включила спортивный канал и сказала: «Выбирай». Аня выбрала волейбол, стала заниматься, вскоре стала капитаном команды. Но все-таки нога давала о себе знать. И тут подвернулся керлинг. Я уважаю любой вид спорта, будь то шахматы, будь то керлинг (хотя, честно говоря, до того момента я даже не представляла, что это такое).

Так как для нас это уже вторая Олимпиада, речь просто об участии уже не идет – держим курс строго на победу. В спорте многое зависит не только от техники, но и от удачи. Будем надеяться, что все сложится. В Ане я уверена, потому что она с малолетства трудолюбивая и целеустремленная, долго переживает из-за неудач и тщательно разбирает свои ошибки».

Светлана Зайцева, мама сноубордиста Никиты Автанеева, домохозяйка

«Первую доску мы подарили сыну по инициативе папы. Они с Никитой вместе начинали кататься, но муж потом вернулся на лыжи, а Никита «поехал» дальше. Мы уже и шестилетнюю дочку на доску поставили, она уже пару раз занималась с тренером, говорят, из нее тоже может что-то получиться. Надеемся, Никита как-нибудь тоже с ней повозится, но пока у него нет времени. Его и в Москве-то не бывает никогда.Вообще, когда сын занялся сноубордом, он стал взрослеть, как-то по-другому ко всему относиться. Не зря говорят, что спорт дисциплинирует. После рождения сестры он сказал, что уже взрослый, и с 13 лет стал ездить на тренировки сам. Честно говоря, я даже не ожидала от него такой собранности и выносливости, но он смог совмещать и уроки, и тренировки.

Я никогда не сомневаюсь в решениях сына: он принимает их сам, и я уверена, что у него получится реализовать все, что он задумал. Конечно, мы очень рады и гордимся Никитой, ведь в Олимпиаде участвует далеко не каждый.

Он не всегда рад нашему присутствию на соревнованиях, потому что чувствует тогда большую ответственность. Пару раз мы делали ему сюрпризы и, не предупредив, приезжали, скажем, на чемпионат мира в Италии. Никита увидел нас уже после и очень удивился: «А вы откуда здесь?» Вот так вот: к нам родители в пионерлагерь ездили, а теперь мы на соревнования ездим».

Беседа состоялась в рамках презентации Семейного дома P& «Спасибо, мама!». Благодарим компанию Ketchum Maslov за помощь в организации интервью.

По большому счету в этой статье я ничего нового не скажу. Попробую лишь систематизировать или алгоритмизировать действия родителей, которые смогут привести ребенка если не к чемпионству, то хотя бы к ощутимым результатам в области спортивных танцев. Сразу оговорюсь, что это чисто мое мнение, основанное только на наблюдениях за детскими парами и их родителями.

На сегодня я не имею богатого практического опыта занятия с детьми как тренера, но имею достаточно богатый опыт тренировок на одном паркете вместе с ними. Часто мысленно ставлю себя на место родителей тех детей, которые могли бы развиваться лучше. Часто понимаю, что упущенные шансы детей-танцоров - это промахи их родителей. Регулярно становлюсь свидетелем того, как родители оправдывают свои действия перед тренером, приводя «железобетонные аргументы» в оправдание своих действий. В результате 90% талантливых детей «пролетают мимо кассы»… Одним из основных условий хорошего развития ребенка в спортивных танцах является четкое понимание родителями того, куда они его привели, зачем они его туда привели и что это им будет стоить. Как показывает практика, 95% родителей представляет это достаточно смутно или совершенно не так, как оно есть на самом деле. Рассмотрим, прежде всего, эти моменты:1. Зачем они его привели и что это будет стоить. Почти наверняка все скажут, что для общего развития как личности, для хорошей осанки, умения преподнести себя на людях, да просто потому, что бальные танцы это красиво. Очень немногие в самом начале скажут, что им нужен результат от занятий спортивными танцами. Большой спорт, как правило, не очень способствует ЖЕЛЕЗНОМУ здоровью. Чаще он выявляет физические изъяны или приводит к травмам как физическим, так и психологическим. Поэтому первые полгода-год с детьми работают в формате танцоров массового спорта. В спортивных танцах это 2 общих занятия в неделю и минимум одно индивидуальное. Участие в турнирах желательно, но не обязательно. НО!!! Вернемся к вопросу: зачем вы привели ребенка именно в Спортивные бальные танцы, а не в танцевальную студию, все равно какую? Почти наверняка, каждый родитель, ведя свое чадо в танцевально-спортивный клуб, хоть в тайне мечтает увидеть его в шикарной паре, на шикарном паркете, и чтоб все вокруг, захлебываясь слюной выдыхали: «ВАУ!…» Понятно, что в простой танцевальной студии такому вряд ли научат… Как правило «аппетит приходит во время еды»: чем лучше будет танцевать ваш ребенок, тем большего вы будете хотеть от него увидеть. Но надо с первого дня понять сразу, что за умение придется платить!Какие расходы вас ожидают? Может я неправ, расписывая именно этот пункт, который отпугнет достаточно много народу из нашего красивого и техничного спорта, но, на мой взгляд, терять ребенка, который имеет способности, в которого уже вложена душа тренера, которому уже самому хочется результата из-за несостоятельности родителей крайне жаль. Лучше уж совсем не пробовать, чем наблюдать потом «ломку» как ребенка, так и его тренера из-за вынужденного прекращения танцевальной карьеры. Итак Вам предстоят два вида затрат: финансовые и ваше свободное время.1.1. Финансовые затраты. Если в первый год вы будете платить за занятия почти символические деньги, практически не будете тратиться на костюм, кроме тренировочной специализированной обуви, то от года к году траты будут заметно возрастать. Причем, чем выше будет уровень танцевания вашего ребенка, тем затрат будет больше. Скажем прямо, что с момента перехода в самый низший класс спорта высших достижений имеет смысл заниматься не реже 5 раз в неделю. Из них не менее 2х индивидуальных занятий. Часто в один день придется заниматься сразу и индивидуально, и на группе. Причем, чем выше уровень пары, тем дороже преподаватель. Хорошим парам приходится на сегодня в Перми выкладывать от 600 до 1500р с пары за одну «индивидуалку» (45 минут или час, в зависимости от клуба и тренера).Далее костюм. Мальчикам это удовольствие выходит чуть дешевле, но к возрасту Ю-2 (14-15 лет) мальчики вынуждены шить фраки (цены на сегодня от 20000 р), девочки - платья со стразами (средняя цена от 35000р за новое). Плюс латинский костюм, который чуть дешевле, но тоже кусается, и тренировочный, плюс 2 пары тренировочной обуви и 2 пары конкурсной. Это минимум.Далее в спорте высших достижений (это еще не совсем большой спорт для большинства) обязательно приходиться посещать семинары, а с Д-класса на этих семинарах обязательно брать сколько-то часов индивидуальных уроков. Как правило, семинары проводят топовые танцоры страны и занятия с ними в разы дороже занятий с родным тренером. Но без этих занятий развитие будет оставлять лучшего… К финансовым затратам относятся и выездные турниры, на которые приходится ездить не только детям, но и родителям в качестве «нянек». А это: билеты на транспорт, гостиница, входной билет зрителя помимо билета участника… В общем, вылетает в реальные деньги, если учитывать, что выездной турнир внутри страны у пары среднего пошиба должен быть не реже раза в месяц.Заграничные турниры вылетают совсем в неприличные для большинства суммы, но это уже большой спорт и можно пока в расчет не брать, а иметь в виду эту перспективу. В конечном итоге, очень часто все заканчивается ситуацией, что оба родителя только и работают на танцы. Естественно таких психов по жизни найти сложно, но нас много, если присмотреться. На самом деле все не настолько печально, как я озвучил. Верней настолько, если ребенка слишком сильно оберегать и опекать сверх меры. Пути решения финансовых проблем следующие: На занятиях сэкономить не получиться! Даже не пытайтесь. Особенно вредна ситуация, когда родители отказываются либо от «индивидуалок» в пользу группы, либо наоборот. Только сделаете хуже для развития своего ребенка. Но можно здраво подойти к выбору тренера. Не нужно сразу ломиться к самому крутому преподавателю клуба (он как раз самый дорогой и самый востребованный). С ним имеет смысл посоветоваться. Как правило, в клубе есть куча спортсменов от С-класса и выше, которые занимаются с новичками и берут меньше. Действующий спортсмен очень часто учит очень даже прилично, ибо сам еще танцует. Есть еще тренеры, ведущие именно начальный уровень танцоров, они тоже дешевле ведущего. За группу обычно плата идет помесячная и пропущенные занятия - это потерянные вами деньги (поэтому в спортивных группах пропуски занятий крайне редки)! Сэкономить можно на спортивном костюме. На обуви экономить не советую, но тренировочную обувь можно брать недорогую. Как правило, костюм с рук (сэконд-хэнд в простонародье), стоит почти в 2 раза дешевле нового. Не всегда это идеально подходящий вариант вашему ребенку, но это лучше чем купить новый костюм и сэкономит на семинаре или забить на выездной турнир! Можно разрешить ребенку (в возрасте, когда траты уже вполне солидные, это Ю-2 и выше), если тренер не против, подрабатывать, давая индивидуальные уроки более младшим детям с меньшим классом мастерства. Как показывает практика, грамотный подход к соотношению количества своих занятий и чужих, позволяет ребенку «тренировать и себя за чужой счет», и с заработанных денег оплачивать свои тренировки. Есть только подводный камень! Родителям очень четко надо «держать руку на пульсе», чтоб ребенок не увлекся преподаванием в ущерб своих занятий. Из детей самостоятельно с этим справиться не может никто. Тут без родительского контроля никак. Имеется в виду не надо лично его отслеживать, надо четко представлять: сколько и когда он занимается сам и сколько часов тратит на других. Имеет смысл также регулярно общаться с его тренером, чтоб вовремя заметить перегибы. Через какое-то время ребенок сам привыкнет к нужному соотношению и перестанет закатывать вам скандалы по поводу «я сам уже большой и знаю что делаю». Рекомендую применять и непопулярные меры воздействия, чтоб этого перегиба избежать. Дети часто не понимают, что творят, осознают это потом, но бывает уже поздно… На выездных турнирах можно сэкономить за счет очередности, кому быть «нянькой» в этот раз. Есть еще вариант - выбирать «делегата» на роль сопровождающего из 2х семей и вскладчину гасить его расходы. В любом случае будет в 2 раза дешевле. К Молодежи, имеет смысл вообще рискнуть дать шанс кататься самостоятельно без опеки. Страшно конечно, зато самостоятельность развивает. Обычно на выезд гоняют группами и совсем бесхозной пара не останется. Но на это, как минимум, надо решиться. 1.2. Свободное время. Понятно, что ребенка, особенно в 5-6 лет, одного не отпустишь. Приходиться терять свое время пока он тренируется. У кого есть «улетевшая по танцам» бабушка, которой дома все равно скучно, тому повезло! Единственный реальный способ свести к минимуму эти затраты - это развивать самостоятельность в ребенке. Отговорки, что мол «мы жили в другое время» есть не что иное, как оправдание своих страхов. Дети, которые ходят в школу, вполне могут добираться на занятие на общественном транспорте. Вечером можно их забрать на автомобиле или лично, если страх перебороть не удастся или у ребенка с «царем в голове» совсем плохо. Надо заметить, что лишняя опека как раз таки этому «царю в голове» и не даст стать ЦАРЕМ. Вы, как минимум, сэкономите свое время на продолжительность тренировки. Как я уже писал выше, в идеале заняться имеет смысл 6-7 раз в неделю, включая турниры. Это имеется в виду дни, а не количество занятий. Надо четко понимать: чтоб научиться говорить на каком-либо языке, надо практиковаться в этом каждый день, лучше научиться думать на нем. Вариант спортивных танцев это то же самое! Чем чаще, тем лучше! 2. Куда они его привели. Для общего развития ребенка совсем не обязательно тащить его в спортивно-танцевальный клуб! В спортивно-танцевальных клубах ребенка обязательно попытаются приобщить к спорту высших достижений и рискнут сделать из него чемпиона, если способностей у ребенка будет для этого достаточно. Поэтому ничего особенного в том, что преподаватель будет вас агитировать «за Советскую власть», то есть заниматься больше и вдумчивей, нет! Если он этого не делает, стоит задумываться туда ли вы попали… Очень часто приходится слышать от родителей, мол мы и так тут аж 3 раза в неделю время теряем, а вы нас еще напрягаете. Сколько в конечном итоге вас будут напрягать, я описал выше. А делается это для того, чтоб окружающие, видя, как танцуют ваши дети, теряли дар речи от восхищения. Иначе таких результатов не добиться, будь ваш ребенок суперталантлив!!! Если вышеописанные основные условия вам неподъемны, дальше можете не читать. Невыполнение любого из них ставит крест на танцевальной карьере вашего ребенка. Все, что будет описано ниже для тех, кто в здравом уме и твердой памяти готов «сунуть голову в петлю». Самым главным не материальным подспорьем вашему ребенку будет ваша психологическая поддержка! Совершенно недостаточно просто читать нотации о полезности спорта в целом и СБТ в частности, проявлять волевое решение, чтоб ребенок ходил на занятия, а не бросил. Вряд ли это принесет тот результат, на который вы рассчитываете. Ваша задача поставить его в такие условия, чтобы он сам хотел этого результата. Для тех, у кого в СБТ шансы есть, особо и делать ничего не надо. Достаточно просто «жить» психологически той же спортивной жизнью, что и ребенок: интересоваться всеми веяньями танцев, радоваться успехам, сопереживать неудачи, обсуждать танцевальные проблемы с позиции не родителя, а товарища или подружки, не стесняться дискутировать на эту тему без нравоучений. Просто выскажите, как бы вы поступили на их месте и обоснуйте. К советам друзей дети очень серьезно прислушиваются, а на нравоучения включают юношеское противоречие. В идеале, неплохо было бы быть в теме таких дебатов. То есть иметь личный опыт. Потому как часто вижу, как мамаши или папаши оттягивают своих детей, сами ничего не понимая в предмете наезда. Поэтому имеет смысл, перед тем как отдать ребенка в спортивные танцы, позаниматься сперва самому, но в таком же месте, где с вас будут требовать результата, а не там, где вас будут развлекать. Как правило, в течение 2х лет большинство нюансов тренировочного процесса, финансовых затрат, выбора тренера, участия в турнирах становятся более или менее понятны для адекватных разговоров с будущими чемпионами. В общем-то, все остальное вытекает именно из здорового психологического климата между танцором и его родителями. На мой взгляд, очень важно, чтоб молодого танцора поддерживал именно папа. Очень часто мама является вдохновителем, «локомотивом», «жандармом» развития ребенка-танцора. Папы чаще всего выступают в роли «дойной коровы» дающей деньги на танцы, особо не заморачиваясь самим процессом. Сами того не понимая, они расхолаживают отношения своих детей к спорту, не проявляя должного внимания. Для ребенка, особенно мальчика, очень важно, чтоб папа, который в его глазах имеет могучий авторитет, не просто одобрял его занятия спортивными танцами, а всей душой сопереживал его победы и неудачи. Если этого нет (а чаще всего папы вообще этот вид спорта за спорт не считают), ребенок достаточно быстро охлаждается и бросает, так ничего и не добившись. Некоторые потом возвращаются во взрослом возрасте, но время уже упущено. Уже пора создавать семью, детей заводить, да и нужного количества финансов и времени уже выделить становиться совершенно нереально. Как показывает моя практика, именно мужики, пришедшие на танцы во взрослом возрасте, «улетают» от этого занятия гораздо чаще женщин. Я не хотел бы останавливаться на вопросе выборе клуба, тренера, партнера для максимально эффективного развития. Все мысли по этому поводу расписаны в немногочисленных статьях, написанных для взрослых. Все это актуально и для детей. Хотелось бы заострить внимание на тех качествах ребенка, которые следует развивать. Для хорошего роста ребенка как танцора наибольшее внимание следует обратить на развитие: 1. Целеустремленности. Здоровая доля амбиций просто необходима для развития спортсмена. Необходимо всеми силами помогать вырабатывать бойцовский характер. Это как раз проще всего делать папам. Неважно, девочка у вас или мальчик, характер должен быть именно бойцовский. К сожалению, у слишком скромных и тихих по жизни людей шансов сколь-нибудь хорошо затанцевать крайне мало. Большинство хороших танцоров по жизни очень обходительные и спокойные в общении люди, но пусть вас это не обманывает, просто они учатся виртуозно прятать бойца и включают его по мере необходимости, не выпячивая его на показ на каждом углу. Но это развивается в процессе обучения и детям обычно не свойственно. Это проявится потом, когда они станут взрослей и почувствуют свою СИЛУ. Но, чтоб они ее почувствовали, ее надо наработать. Без цели и амбиций этого не сделать.

2.Коммуникабельности. Из всех танцевальных направлений, спортивные бальные танцы, пожалуй, один менее всего располагающий к коммуникабельности вид. Каждая пара, выходя на паркет, мечтает «порвать всех соперников на британский флаг». В жизни они, конечно, все друзья, но чувство соперничества въедается очень глубоко. Подводный камень тут кроется в том, что ради результата многие танцоры готовы «идти по трупам». То есть не щадя себя и партнера продираться к великой цели. Очень важно родителям «держать руку на пульсе пары» и принимать превентивные меры к тому, чтоб дети не изводили друг друга придирками. Нужно любыми методами дать понять ребенку, что только в команде он имеет шанс на успех. А в команде надо требовать прежде всего с себя, а партнера всячески поддерживать и давать право на ошибку. Только лень партнера может вызывать праведный гнев и ничего более. Если ваш ребенок научиться ценить своего партнера как себя любимого, вы, как минимум, получите хорошего человека и с большой долей вероятности хорошего танцора.

3. Выносливости и работоспособности, упертости в хорошем смысле слова. Это почти одно и то же только вид под разными углами. Мало чтоб ребенок был талантлив и силен от природы. В технических видах спорта очень важно, чтоб он умел работать. Часто это приходится делать через «не могу» и «не хочу». Порой приходится выступать в роли «жандарма», чтоб он не опустил руки при возникновении трудностей. Как в любом спорте, в танцах часто грузят детей на пике их физических и умственных возможностей. Только так можно добиться роста мастерства. Дети обычно воспринимают это как насилие над собой. Если родители идут у них на поводу, то дело кончается бросанием тренировок или «валянием дурака» за родительский счет. Опять-таки, тут важна роль именно папы, который сильный и перед которым стыдно выглядеть слабаком (это намек на то какими аргументами можно заставить ребенка не опустить руки без применения формулы: «я сказала: будешь ходить и точка!»).

4. Обязательности.Ребенок должен уметь отвечать за свои слова и действия. Необязательным людям очень сложно стать нормальным танцором. Во-первых, нормальный тренер не будет терпеть необязательную пару. Во-вторых, нормальный партнер не простоит долго в паре с необязательным. Причем, очень часто дети страдают не от того что сами необязательны, а от того что необязательны их родители. Если вы привели ребенка в спорт, должна быть система тренировок, а не дыры, выкроенные из вашего свободного времени. Сплошь и рядом родители этого даже не понимают, удивляясь потом: почему их бросил партнер, да и тренер особо не напрягается, занимаясь с их ребенком.

5. Железных нервов. Так уж построен у нас тренировочный процесс, что тренер «цепляясь» к проблемам ребенка в том или ином движении, доводит ребенка до нервного срыва. Чаще это делается неосознанно, но нередки случаи, когда это делается намеренно, чтоб сбить излишнюю эйфорию у ребенка на занятии. Есть определенная тонкость: для качественного танца необходимо строго дозировать эмоции, поэтому на начальных этапах стараются подавить у ребенка эмоции, а потом научить его контролировать их во время танца, то есть включать ровно столько, сколько необходимо, чтоб не корежило во время танца. Но ребенку это объяснить нереально, и тренер часто вынужден бить по нервной системе, придираясь к мелочам. Нередко это заканчивается слезами и заявлением, что на танцы больше не пойду. Задача родителей - помочь ребенку восстановиться психологически к следующему занятию. Методы для каждого разные. Проще всего упирать на чувство соревновательности. Ребенок ради того, чтоб выиграть у другого, готов пожертвовать многим. Став старше, он сам прекрасно будет это делать без посторонней помощи, что и приведет к тем качествам танцора, когда они «белые и пушистые» на людях, но всегда знают свою СИЛУ и применят ее при необходимости.

Что вредно для полноценного развития в спортивных бальных танцах? Прежде всего, вредна ситуация: "...драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота..." Спортивные танцы отнимают настолько много времени, физических и умственных сил у ребенка, что, нагрузив его еще чем-либо кроме школы, вы просто угробите его детство. Он будет, как бы, более развит в общем, но вряд ли добьется результатов в танцах. Так что рекомендую сразу решить: насколько вы хотите видеть в своем ребенке классного танцора. Совсем недавно у меня бросила девочка 14 лет. Кроме танцев она серьезно занималась плаванием и на тренировку приходила уже как выжатый лимон. Конечно, бойцовский характер не позволял ей совсем ничего не делать, но я прекрасно видел, что она уже вынуждена все делать через «не могу». Лично у меня не хватило мужества заставлять ее работать на том уровне, который нужен для полноценного развития. В результате ей пришлось оставить танцы, что я считаю правильным, так как в плавании результаты у нее выше. Есть куча примеров тех детей, с которыми я успел позаниматься в одной группе или в одном клубе. Все дети, занимаясь вторым видом спорта, никаких реально хороших результатов не добились. Причем ни там, ни тут. Опять же, каждый ребенок это уже личность. С точки зрения любого родителя личность пока бесправная, хотя и часто балуемая. Так вот, у меня детство было! Я тоже серьезно занимался спортом, но кроме этого ничем больше меня не грузили и свободное время я проводил так как считал правильным. Последняя мода в воспитании детей: загрузить его как солдата-срочника, чтоб на горшок сходить некогда было. А ведь у него тоже есть свои интересы, и реализовывать он их будет чаще всего за счет спортивных занятий, что не добавит ему мастерства.

Хотелось бы обратить внимание, что не только лишняя физическая нагрузка вредна для спортивных танцев, но и чрезмерная умственная. Толпа репетиторов чаще развращает ребенка, чем организует. Зачем учиться в школе, если мама все равно заставит заниматься с репетитором, который в персональном порядке будет вколачивать школьную программу? Для тех, кто сам не занимался спортивными танцами, скажу, что на каждой тренировке ребенка пытаются загрузить в умственном плане до степени «взрыва мозга». В это конечно тяжело поверить, но попробуйте поговорить на эту тему с ребенком! Попросите его научить вас тому, чему его учат. Почти наверняка он и вас загрузит информацией, которую вы не сможете переварить сходу. Я не хочу сказать, что танцы должны стоять во главе воспитательного процесса, но уж точно они должны быть не на задворках. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы донести в первую очередь. Резюмируя все написанное, можно оставить один тезис: «для развития чемпиона нужна комплексная система занятий, а не вариант «авось чему нибудь научат»». И за эту систему придется реально заплатить как вам, так и вашему ребенку. Поэтому принимайте решение осознано, а не спонтанно!

3 июля 2013 12:35 Павел Мирный, [email protected]

Что важно понимать родителям, отдающим ребенка в этот вид спорта.

В каком возрасте следует начинать заниматься плаванием?

Оптимальный возраст для начала занятий плаванием - шесть‑восемь лет. Но нет никаких противопоказаний к тому, чтобы отдать родителям дочку или сына в плавание и в более младшем возрасте. На начальном уровне - пока детей учат держаться на воде - занятия проводятся два-три раза в неделю.

А если у ребенка есть способности, его возьмут в спортивную школу. И там тренировки проводятся четыре раза в неделю, потом переходят на ежедневный режим. Бывает и так: приходит на плавание мальчик или девочка 10‑11 лет и через пару годков обгоняет тех, кто начал тренироваться значительно раньше. Но это говорит лишь о наличии у него больших природных способностей.

И все же есть определенный порог, после которого уже поздно начинать заниматься плаванием в плане надежд на высокие результаты в будущем, каким бы талантом он ни обладал. Таким критическим возрастом специалисты называют 12 лет.

Ведь перед тем, как давать юному пловцу большие функциональные нагрузки, его нужно научить правильно выполнять все движения, в том числе и правильно дышать. А уже потом скрупулезно работать над его техникой во всех стилях плавания - кроль на груди и потом на спине, затем брасс, а потом и баттерфляй.

Как распознать талант

Примерно через два года занятий плаванием становится совершенно ясно, сможет ли в будущем ребенок показывать высокие результаты в плавании или ему лучше перейти на другой вид спорта. К этому времени юные спортсмены должны уверенно владеть всеми четырьмя способами плавания.

И тогда тренер не только выбирает самых талантливых для того, чтобы начать задавать им интенсивную работу, но и определяет каждому из них оптимальный стиль плавания.

Добавим, что, отзанимавшись один год в «лягушатнике», дети сдают тесты на дистанции 20 метров кролем на груди и на спине. Потом еще через год - всеми четырьмя способами.

Кроме результатов первых соревнований тренеры и методисты могут определить склонность молодого человека к успехам в плавании также по антропометрическим данным. Обращают внимание на большие кисти и ступни, широкие плечи на фоне узкого таза, на гибкость в определенных суставах, особенно в плечевом.

О мальчиках или девочках, предрасположенных к плаванию, тренеры говорят: «Тонкий, звонкий и прозрачный».

Еще применяют специальные приборы, с помощью которых можно определить плавучесть и другие природные качества.

Конкуренция

С 13‑14 лет особо одаренные пловцы начинают выступать на международных соревнованиях, а некоторые самые талантливые попадают во взрослую национальную сборную с 15 лет. Девочкам проще: на каждую очередную ступень мастерства они восходят на год или два раньше мальчиков, но при этом принципиально тренировки у них не отличаются. Порой занятия происходят совместно.

Сегодня все чаще родители приводят детей в бассейн лишь для того, чтобы те научились плавать, и не думают о высоких спортивных результатах. Но если тренер посоветует вам перевести ребенка в спортшколу, то лучше прислушаться к подобному совету. Ведь в обычной школе трудно совмещать занятия с интенсивными и продолжительными тренировками.

Ожидаемые расходы

В Москве начало обучения в большинстве бассейнов для малышей платное: до двух-четырех тысяч рублей в месяц за абонемент. Когда тренер отобрал ребенка в дет­скую спортшколу, занятия становятся бесплатными. Обычно это бывает на третий год. Тесты по окончании первого сезона обучения по сути и есть первые соревнования. А в первые поездки на всероссийские турниры, куда пловцы могут попадать уже лет с 11, их возят бесплатно. Родители

тратятся лишь на летние лагеря - как правило, 30‑40 % путевки. Пока спортсмена не по­ставили на полное обеспечение, за форму придется платить. Плавки (примерно 500 рублей), купальник (700 рублей), очки (300 рублей), шлепанцы (400 рублей), халат (1000 рублей), спортивный костюм (2000 рублей).

Продолжительность карьеры

В 1960–1980‑е годы была обычная практика: очередная олимпиада завершилась - и из плавания уходит целое поколение спортсменов международного класса. Но в последние время у пловцов значительно увеличилась продолжительность карьеры. В основном это связано с коммерциализацией.

Раньше в плавание приходили и уходили достаточно молодыми. А теперь если человек старше 30 лет способен показывать высокие результаты, то он охотно продолжает свою карьеру.

Перспективы

Около 100 человек из сборной России получают неплохие призовые и зарплаты (от 100 тысяч рублей). В основном они имеют возможность хорошо заработать на коммерческих стартах - на крупном турнире есть премии в десятки тысяч евро. Но и пловцы среднего уровня получают стипендии, зарплаты, премии. Многие вузы страны охотно принимают на учебу пловцов.

В плавании проще совместить спорт и учебу. Часть «крепких середняков» из секций плавания переходят на современное пятиборье, триатлон, водное поло и даже на академическую греблю и там быстро добиваются успеха. Что касается девочек, то их раньше активно переманивали и в синхронное плавание, но сейчас в этом виде спорта начинается очень ранняя специализация.

Чем полезно

Занятия плаванием гармонично развивают почти все группы мышц и сердечно-сосудистую систему. Плавание хорошо фиксирует момент расслабления. Люди, серьезно позанимавшиеся хотя бы короткое время, намного увереннее себя чувствуют на любом водоеме, хорошо там ориентируются.

Плавание вообще очень полезно для общего здоровья и самочувствия. Причем не только детей, но и взрослых, пожилых людей и инвалидов.

Характерные травмы и их профилактика

Надо всегда помнить: плавание является циклическим видом спорта, то есть постоянно идет развитие силовой выносливости путем чередования нагрузок и восстановления. И потому с раннего детства необходимо придерживаться режима по части сна и приема пищи.

Когда это происходит в непривычное время, то либо сон получается недостаточно продолжительным, либо организм получает дополнительный стресс, которых и без того в жизни ребенка достаточно. Еда должна быть простой, но качественной, а продукты натуральными. Например, сардельки, сосиски и прочие продукты неизвестного происхождения лучше заменить отварным куриным и говяжьим мясом с минимальным содержанием животных жиров.

Обязательными блюдами должны быть каши, творог, фрукты и овощи.

Но в любом случае все компоненты этих напитков следует проверять, не числятся ли они в списке запрещенных (на сайте www.rusada.ru).

То же относится к лекарствам. Ваш участковый врач вполне может назначить лечение даже cамой заурядной болезни (простуда, гайморит и т. д.) препаратами, за которые антидопинговая комиссия может даже по прошествии большого периода времени дисквалифицировать.

Чаще всего пловцы страдают от повреждения плечевых суставов либо болезней уха, горла и носа.

И в 80‑85 % такие случаи происходят по беспечности спортсменов либо их родителей и тренеров. На тренировки всегда нужно носить с собой фен, особенно девочкам. А также следить, чтобы не оставалась вода в ушах.

Сплошь и рядом бывает, что тренер при большом количестве учеников в группах проводит с ними лишь основную часть тренировки, не успевая следить за тем, как спортсмены размялись. Так что сами уделяйте этому компоненту большое значение. А родителям начинающих пловцов следует приучить их регулярно выполнять упражнения на гибкость и силу (спины, рук и др.) даже в домашних условиях.

И это все важно не только для безопасности будущих тренировок в бассейне, но и их эффективности. Если в беге даже при самой плохой технике скорость спортсмена равняется произведению длины шага на частоту, то в плавании много зависит от эффективности этих движений.

То есть хорошая техника возможна лишь при хорошем чувстве воды. А его невозможно добиться при отсутствии разминки. Но в целом стоит отметить, что серьезные травмы у пловцов случаются относительно редко.

5 самых любопытных фактов о плавании

Самым титулованным спортсменом мира за всю историю является как раз пловец - американец Майкл Фелпс. За свою карьеру он завоевал 18 золотых олимпийских медалей.

Родоначальниками плавания являются японцы. Они проводили соревнования по этому виду спорта с 36 года нашей эры.

Капитан Мэтью Вебб стал первым человеком, который в 1875 году переплыл знаменитый пролив Ла-Манш, используя стиль брасс.

Легендарный пловец Марк Спитц носил усы. По его словам, они отталкивали воду и помогали плыть быстрее. Узнав об этом, все советские пловцы перед очередными соревнованиями отрастили усы.

Самым быстрым пловцом на земле является рыба-парусник. Эта рыба может развивать скорость до 110 километров в час и выпрыгивать из воды на большую высоту.

Где научиться плавать

Центральный округ

Школа плавания «Спорт-Лидер». м. «Проспект Мира», Олимпийский пр-т, д. 16, стр. 2. Тел. 8-909-904‑23‑76.

СДЮШОР № 5, м. «Таганская», Товарищеский пep., д. 23. Тел. 8 (495) 912‑72‑68. СДЮШОР № 23 «Олимп-Центр», м. «Белорусская», ул. Александра Невского, д. 4. Тел.: 8 (495) 250‑82-82, 250‑87‑29.

РОО МСК «Чемпион», м. «Воробьевы горы», Лужнецкая наб., д. 24, стр. 4. Тел.: 8‑926-106-32–08, 8‑910-445-03‑06.

СДЮШОР № 2, м. «Октябрьская», ул. Фотиевой, д. 16, к. 2. Тел.: 8 (495) 137‑73-88, 137‑35-02, 137‑00‑08.

Северный округ

СДЮШОР ЦСКА по плаванию и прыжкам в воду, м. «Аэропорт», «Динамо», Ленинградский пр-т, д. 39. Тел. 8 (495) 613‑25‑72.

ДЮСШ № 76, м. «Владыкино», «Отрадное», «Петровско-Разумовская», Бескудниковский б-р, д. 12А. Тел.: 8 (499) 487‑84–85, 487‑83‑43.

ДЮСШ № 77, м. «Алтуфьево», Керамический пр-д, д. 61, к. 3. Тел. 8 (495) 483‑17-30.

Бассейн спортивного комплекса им. И. Румянцева, м. «Савеловская», ул. Писцовая, д. 12. Тел. 8 (495) 685‑06-47.

Бассейн автокомбината № 3, м. «Петровско-Разумовская», 3‑й Нижнелихоборский пр-д, д. 1. Тел. 8 (495) 482‑54‑28.

Южный округ

Учебно-спортивный центр «Труд», м. «Нагатинская», Варшавское ш., д. 14. Тел. 8 (495) 954‑92-80.

Бассейн «Южный», м. «Царицыно», ул. Лебедянская, д. 14, к. 4. Тел. 8 (495) 328‑77-26.

ДЮСШ № 47, м. «Домодедовская», Каширское ш., д. 94, к. 1. Тел. 8 (495) 343‑20‑06.

Бассейн спорткомплекса «Братеево», м. «Марьино», ул. Борисовские Пруды, д. 20, к. 3А-Б. Тел. 8 (495) 340‑76-07.

Бассейн «Москворечье», м. «Тульская», ул. Лестева, д. 3. Тел. 8 (495) 954‑82-02.

Юго-Западный округ

ДЮСШ № 30, м. «Коньково», ул. Академика Бакулева, д. 5. Тел.: 8 (495) 438‑89-55, 438‑95-66.

Бассейн школы № 1945 «Синяя птица», м. «Бульвар Дмитрия Донского», ул. Старокачаловская, вл. 22. Тел. 8 (495) 713‑79-90.

Бассейн гимназии № 45, м. «Академическая», ул. Гримау, д. 8. Тел. 8 (495) 126‑95‑88.

Бассейн «Ясенево», м. «Ясенево», ул. Вильнюсская, вл. 6, к. 1. Тел. 8 (495) 427‑95-41.

Бассейн «Юность», м. «Коньково», ул. Академика Бакулева, д. 5. Тел. 8 (495) 438‑95-66.

Восточный округ

Экспериментальная СДЮШОР, м. «Семеновская», ул. Мироновская, д. 27. Тел. 8 (495) 369‑75-53.

СДЮШОР по водным видам спорта «Скифы«, м. «Измайловская», Сиреневый б-р, д. 2. Тел. 8 (499) 166‑57-33, 166‑00-49.

Московский олимпийский центр водного спорта, м. «Семеновская», ул. Ткацкая, д. 25. Тел. 8 (499) 369‑21-98.

Дом плавания, м. «Партизанская», ул. Ибрагимова, д. 32. Тел. 8 (495) 369‑06-49.

Дворец водного спорта, м. «Партизанская», ул. Мироновская, д. 27. Тел. 8 (495) 369‑74-44.