Польза динамической гимнастики для грудничков. Комплекс динамической гимнастики включает. В каких случаях нельзя делать динамическую гимнастику

Понятие «динамическая гимнастика» у многих родителей сегодня на слуху. Однако далеко не все решаются проводить ее с грудничками. Почему? Есть свои объективные «за» и «против». Но существуют и субъективные страхи родителей.

Что такое динамическая гимнастика?

Это комплекс общеоздоровительных и развивающих физических упражнений для детей грудничкового возраста. Сюда входят элементы обычной гимнастики, массаж и упражнения на развитие вестибулярного аппарата. Основное отличие этого вида гимнастики от пассивной зарядки заключается в активной динамике (отсюда и название) упражнений. Одно дело, когда малыш пассивно лежит, а ему сгибают ножки и ручки. Это зарядка для ленивых.

Безусловно, в ней есть своя польза. И совсем другое, — когда ребенок делает пируэты в воздухе при помощи мамы или папы. При динамической гимнастике взрослый держит грудничка за одну (или обе руки), за одну (или обе ноги), за руку и ногу, за туловище. Чаще всего выполняются качания, вращения, висы, подбрасывания, забрасывания на плечо, руку или бедро взрослого. Несмотря на кажущуюся трудность этих акробатических номеров, они даются детям легко. Это связано с тем, что суставы малышей отличаются необыкновенной гибкостью и эластичностью.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА?

❀ Большинство детей приходит в неописуемый восторг, когда их вращают и подбрасывают. Это ценные моменты радости и возможность общения. Упражнения динамической гимнастики позволяют ощутить собственное тело, развивают доверие, помогают установить эмоциональный контакт с близкими людьми.

❀ У многих новорожденных сохраняется мышечный тонус. Малыш еще несколько месяцев после рождения сохраняет позу «эмбриона»: согнутые руки и ноги. Динамическая гимнастика — один из лучших способов снять и скорректировать мышечный тонус. Эти упражнения хорошо гармонизируют процессы возбуждения и торможения нервной системы.

❀ Малыш учится чувствовать границы собственного тела и взаимодействовать с пространством: верх-низ, право-лево.

❀ При выполнении динамических элементов укрепляются сердечно-сосудистая, иммунная и нервная системы. (Только вот у некоторых бабушек последняя лишь расшатывается при виде того, что вытворяют с их внуками.)

КАК НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Осваивать динамическую гимнастику нужно как можно раньше, постепенно увеличивая нагрузки и расширяя комплекс упражнений. Ведь если нетренированные связки, мышцы и суставы перегрузить, это может привести к травмам. Некоторые родители осваивают технику динамической гимнастики по книгам и обучающим видеофильмам. Лучше все-таки получать опыт непосредственно от инструктора, который объяснит все нюансы (например, как можно и как нельзя держать). Сегодня в развивающих школах много специалистов, поддерживающих эту практику. Ищите надежного и компетентного инструктора, который научит правильной, то есть безопасной технике. Наблюдайте внимательно за состоянием малыша во время занятий динамической гимнастикой. Какие упражнения ему нравятся, а чего он боится? Следите также за своими эмоциями: не передавайте малышу плохое настроение!

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА . Перед началом занятий динамической гимнастикой нужно проконсультироваться с педиатром и узкими специалистами — в первую очередь, с ортопедом и невропатологом. Каждому родителю важно знать противопоказания к этому виду упражнений. Их устанавливает врач. Нужно также помнить, что существуют разные виды динамической гимнастики: от примитивных и простых вещей до экстремальных элементов. Можно выбрать то, что подойдет вашему малышу и не навредит его здоровью.

Доверяй, но проверяй!

Кстати, далеко не каждому взрослому ребенок предоставит свое тело. Как правило, максимального доверия заслуживает самый близкий человек — мама или папа. Статистика показывает, что папы чаще занимаются динамической гимнастикой со своими детьми. У них больше физической силы и уверенности в своих действиях, меньше страхов, что ребенок упадет или травмируется. Очень важно при выполнении динамических упражнений устанавливать контакт «глаза в глаза» с малышом. Именно в глазах он читает уверенность и спокойствие своего «тренера».

Динамическая гимнастика для грудничков. Видео

Читайте в этой статье:

Как только малыш появляется на свет, он начинает познание окружающего мира, используя органы чувств и движений. Для скорейшей адаптации к тому миру, который его окружает, и гармоничного развития ему нужно в этом помочь. Одним из лучших методов освоения окружающей среды и вместе с этим укрепления здоровья является гимнастика для грудничков. В чем же отличие динамической от обычной гимнастики и какие упражнения можно делать малышам?

Динамическая гимнастика и ее особенности

Уже исходя из названия можно предположить, что эта гимнастика заключается в применении энергичных, немного более сложных, чем в обычной гимнастике, упражнений. К таковым можно отнести переворачивания, подбрасывания малыша, кувырки. Однако последнее необходимо делать только под наблюдением инструктора, по крайней мере в первое время. Стоит заметить, что подобная гимнастика для грудничков является не таким уж сложным занятием, справиться сможет любой. Главное, что стоит учесть, — не надо бояться совершать неловких движений и тех, которые могут навредить младенцу.

На сегодня существует достаточно много видов динамической гимнастики, наиболее распространенными из которых являются упражнения на мяче и в воздухе. Такие занятия по своей пользе ничем не уступают, к примеру, плаванию или массажу новорожденного. На протяжении всего времени применения гимнастики на практике подтвердилось ее благотворное влияние как на умственное развитие ребенка, так и на физическое. Заниматься упражнениями можно уже с 1 месяца, хотя отдельные специалисты утверждают, что в этом возрасте суставы малыша не совсем сформированы, а поэтому лучше подождать до 3-6 месяцев. Однако все главным образом зависит от индивидуального развития ребенка, готов ли он к таким нагрузкам.

Польза для грудничка от динамической гимнастики

Что касается физического развития ребенка, то в данном случае динамическая гимнастика влияет на организм многогранно. В процессе занятий происходит укрепление суставов, улучшается ориентация в пространстве, а также работа всех органов ребенка:

  • при гипертонусе мышц гимнастика позволяет снять или, наоборот, повысить тонус;
  • это положительно влияет на нервную и сердечно-сосудистую систему;
  • улучшает координацию движений, а также вестибулярный аппарат;
  • укрепляется иммунная система;
  • гимнастика с помощью мяча позволяет предотвратить колики у грудных малышей.

Гимнастика улучшает снабжение органов кислородом, что, конечно, оказывает благотворное влияние на умственное развитие малыша. Она позволяет снять психоэмоциональное напряжение, что способствует лучшему засыпанию и пробуждению. Малыши, занимающиеся такой гимнастикой, отличаются более здоровым аппетитом.

Правила, которых следует придерживаться при проведении динамической гимнастики:

  1. Прежде чем приступать к занятиям, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром для выяснения необходимости для малыша таких упражнений.
  2. Занятия можно начинать даже с 4-недельного возраста.
  3. Первые занятия по динамической гимнастике должны быть не дольше 10 минут. С каждой последующей неделей следует добавлять к продолжительности 2-3 минуты до того момента, пока занятие не будет длиться 20 минут.
  4. Динамическая гимнастика для грудничков рассчитана на детей до годовалого возраста.
  5. Перед началом упражнений нужно обязательно сделать массаж.
  6. Нельзя делать упражнения сразу после еды, нужно подождать около часа и только тогда приступать к занятиям. Особенно если речь идет о гимнастических упражнениях с фитболом.

В каких случаях нельзя делать динамическую гимнастику

Даже несмотря на то, что такой вид гимнастики только положительно влияет на весь организм малыша, существуют ситуации, когда заниматься ей нельзя:

  • нарушения в сердечно-сосудистой деятельности;
  • болезни из области невралгии;
  • повышение внутричерепного давления.

Кроме того, если малышу до 6 месяцев не приходилось заниматься такими упражнениями, то после этого возраста начинать уже нельзя. Также не стоит проводить занятия в том случае, если ребенок чувствует недомогание после окончания упражнений или ему просто не нравится.

Упражнения динамической гимнастики

Разобравшись немного в особенностях, можно смело переходить непосредственно к упражнениям.

  1. Положите малыша спиной на кровать и дайте ему схватиться руками за свои большие пальцы рук. Свободными пальцами нужно взять малыша за запястья и плавно начинать поднимать с дивана или с кровати. После чего вскиньте малыша вверх так, чтобы его руки были разведены по сторонам. Упражнение нужно повторить 2-3 раза и положить малыша обратно.
  2. Ребенок тоже лежит на спине. В данном случае брать нужно не за руки, а за ноги в щиколотках. После этого нужно вскиньте малыша вверх, разведя в стороны ножки. Количество повторений в этом случае составляет от 3 до 4 раз. Главное в этом упражнении — не растянуть мышцы с сухожилиями, а для этого нужно рассчитать размах ног.
  3. Положите ребенка животом вниз, возьмите одной рукой за запястье руки и второй за ногу в районе икры. После этого поднимите малыша вверх, не касаясь поверхности кровати, несколько раз. После завершения необходимо провести аналогичную процедуру с другой стороны.


Данные упражнения считаются базовыми, на самом деле их огромное количество. Чтобы научиться делать все, лучше обратиться за помощью к инструктору, чтобы тот, во-первых, показал, как нужно правильно делать упражнения, а во-вторых, расписал комплекс именно для вашего малыша.

Динамическая гимнастика с помощью фитбола

Заниматься на мяче можно начинать практически с рождения, однако с 3-6 месяцев упражнения можно немного усложнить и добавить динамичности.

  1. Положить малыша на гимнастический мяч вниз животом, после чего, взявшись за щиколотки, медленно приподнимать. Делать это нужно до тех пор, пока ребенок не упрется своими руками в мяч. Далее нужно резко подбросить малыша вверх и плавно опустить, чтобы он снова уперся руками в фитбол.
  2. Положить грудничка на мяч животом вниз, взяться за запястья. Далее нужно сделать движения от себя, чтобы малыш уперся ногами в пол, и обратно к себе. Упражнение нужно повторить около 7 раз.
  3. Исходное положение — лежа на мяче спиной вниз. Поднимаем малыша и после покачиваний кладем уже животом на мяч. Поднимать нужно за запястья. После этого то же нужно сделать, держа грудничка за икры. Повторять нужно от 3 до 4 раз.

Гимнастика на мяче для грудничков является одним из самых любимых занятий для малышей. Для грудничков 6 месяцев это своего рода занимательная игра. К тому же такое занятие является очень полезным абсолютно в любом возрасте, однако не старше 1 года. Динамическая гимнастика позволяет укрепить спину и шею малыша, улучшить работу внутренних органов, закаливает и укрепляет иммунную систему.

После такой гимнастики детишки крепко и легко засыпают, что дает возможность маме заняться своими домашними делами или позаниматься гимнастикой с фитболом. Такие упражнения позволяют более быстро восстановиться после родов, избавиться от лишнего веса и негативных эмоций. А как известно, если здорова мама, здоров и ребенок.

После появления на свет кроха нуждается не только в питании, сне и маминой заботе. Ей жизненно необходима двигательная активность. Для развития костно-мышечной системы и суставов грудничка можно использовать стандартные упражнения, рекомендованные педиатром. Но многие родители прибегают к помощи динамической гимнастики – очень энергичного комплекса упражнений. Ее применение требует от родителей особых навыков; в противном случае можно нанести вред ребенку.

Что такое динамическая гимнастика?

Уникальный комплекс разработан нашими соотечественниками Л. Китаевым и М. Труновым в конце 80-х годов прошлого столетия. Его задача – формирование и укрепление мускулатуры младенца, а также тренировка его вестибулярного аппарата.

Динамическая гимнастика (ДГ) рассматривается как способ взаимодействия родителя и ребенка первого года жизни для более гармоничного развития малыша.

Со стороны упражнения могут показаться не совсем обычными, ведь они включают активные вращения и подбрасывания крохи. Родителям, решившим практиковать ДГ, очень важно тщательно изучить последовательность применения упражнений и нагрузки в целом во избежание нежелательных последствий.

Никто не утверждает, что малыш, с которым занимались гимнастикой, впоследствии станет чемпионом, но его развитие будет более полноценным и глубоким.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

ДГ – это методика, которая является эффективным инструментом для решения широкого круга задач, непосредственно связанных с физическим развитием ребенка.

Патологии, которые помогает корректировать динамическая гимнастика:

  • асимметрии;
  • гипотонус мышц;

Ряд упражнений направлен на активизацию функциональной активности кишечника, помогая при частых и .

Важно: можно с уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика применима во всех областях, где помогает массаж, и ничуть не уступает ему в эффективности. Вместе с этим, она рассчитана не на специалистов, а на родителей. Все упражнения легко осваиваются и могут практиковаться ежедневно в домашних условиях.

Динамическая гимнастика характеризуется универсальностью с точки зрения общего развития маленького ребенка . В ходе занятий не только укрепляются кости и мускулатура, но и оказывается позитивное воздействие на все органы и системы малыша. У него совершенствуется вестибулярный аппарат, а улучшение координации движений благотворно влияет на психику. Кроме того, он начинает быстрее и лучше ориентироваться в пространстве.

ДГ играет важную роль в профилактике детского травматизма. У грудничка, который регулярно выполняет с родителями комплекс упражнений, гораздо лучше реакция и крепче суставы. Он уверенно управляет своим телом в потенциально опасных ситуациях.

Обратите внимание: существует мнение, что ДГ в определенной мере компенсирует нехватку т. н. «родового опыта» у детей, появившихся на свет посредством .

Гимнастика прекрасно сочетается с . При выполнении комплекса ребенка рекомендуется полностью освобождать от одежды . Во время занятий на улице к физическому воздействию добавляется такой важный фактор как инсоляция. Время пребывания на холоде можно постепенно увеличивать, что будет способствовать адаптации организма к температурным факторам и укреплению иммунной системы.

Несомненно, динамическая гимнастика способствует развитию сердечно-сосудистой системы.

В ходе выполнения комплекса ДГ нервная система маленького ребенка получает огромное количество разнообразных сигналов, что способствует ее развитию в целом. У малыша регулярно стимулируются двигательные рефлексы, и постоянно происходит тренировка реакций на воздействия внешних факторов.

ДГ – это прекрасная возможность для установления доверительных отношений новорожденного с окружающими.

Обратите внимание: упражнения могут способствовать нервной релаксации, что важно для . Грамотно подобранный комплекс, напротив, будет способствовать активизации слишком вялого малыша.

Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают.

Несмотря на огромные возможности, динамическую гимнастику не нужно рассматривать как самодостаточную систему. Она прекрасно сочетается с активным и пассивным массажем, закаливанием и занятиями в бассейне (). Любая активная работа с крохой всегда может проводиться параллельно; целесообразно лишь смещать акцент в ту или иную строну в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Комплекс динамической гимнастики включает:

  • массаж;
  • закаливающие процедуры;
  • упражнения в воздухе;
  • упражнения с мячом большого диаметра.

Все виды занятий важно совмещать для комплексного и наиболее эффективного воздействия на организм.

Вероятные негативные последствия

У любой системы занятий имеются противники. Одним из основных аргументов недоброжелателей является возможный стресс, поскольку ДГ рекомендуется начинать уже спустя 4 недели после рождения. Есть мнение, что увеличение синтеза и высвобождения стрессорных гормонов у новорожденного может стать причиной гиперактивности в старшем дошкольном возрасте.

Ряд упражнений ДГ базируется на рефлексах, которые в норме пропадают в возрасте 2-4 месяцев. Считается, что их излишняя стимуляция ни к чему.

Важно: если с ребенком не занимались, начиная с 4 недель, то в полугодовалом возрасте лучше не начинать – такие упражнения принесут больше вреда, чем пользы!

Некоторые психологи полагают, что быстрые упражнения без опоры препятствуют формированию страха высоты, что в свою очередь расценивается как одна из причин повышенного травматизма в подростковом возрасте.

Главный аргумент «против» – это вполне возможная недостаточная подготовка родителей . Чрезмерно активные упражнения могут стать причиной растяжений связок и даже вывихов суставов. Кроме того, не исключены хронические микротравмы, которые в будущем могут спровоцировать развитие серьезных патологий.

Приветствую вас, дорогие читатели!

Забота о здоровье и физическом развитии ребенка – нормальная реакция любой мамочки, на руках у которой находится грудной ребенок. В последнее время все большую популярность приобретает так называемая динамическая гимнастика, позволяющая добиваться невероятных результатов в развитии крохи.

Но как не переусердствовать и не нанести вред своему малышу. Что такое динамическая гимнастика для грудничков с чего начинать и когда, об этом и пойдет речь дальше.

Этот вид гимнастики, дорогие читатели, был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. Чтобы ответить, зачем нужна такая гимнастика, стоит задуматься, как вообще можно физически развивать младенца, ведь он еще не умеет ни ходить, ни даже сидеть.

Чтобы у малыша формировался крепкий мышечный корсет, и был создан специальный комплекс энергичных упражнений. Со стороны кажется, что родители проделывают с новорожденным какие-то акробатические номера, но кувырки, полеты лишь направлены на то, чтобы тренировать вестибулярный аппарат.

Чтобы понять, в чем польза гимнастики, не надо быть академиком:

  • развивает ориентацию в окружающем пространстве;
  • повышает гибкость суставов, тонус мышц;
  • совершенствует вестибулярный аппарат;
  • повышает иммунитет;
  • устанавливает доверительные отношения малыша с окружающим миром;
  • устраняет переломы и растяжения на протяжении всей жизни ребенка.

Так что заниматься можно и даже нужно. Но делать это надо осторожно, чтобы не навредить.

Как не нанести вреда?


Если с пользой упражнений, дорогие читатели, все ясно, то теперь следует отметить, чего следует опасаться при выполнении гимнастики. Несмотря на свою прогрессивность, динамические упражнения подвергаются строгому анализу и порой осуждению со стороны педиатров. Тому есть несколько причин:

  • Большая часть зарядки основана на рефлексах новорожденного – хватательном и Моро. В норме уже через пару недель (максимум через месяц) после рождения они должны угаснуть. Если учесть, когда лучше делать гимнастику (по совету авторов ее можно начинать через 2 недели после рождения малыша), становится понятным, что она искусственно стимулирует дальнейшее существование этих рефлексов, что не очень хорошо для развития ребенка.
  • Если родители сами никогда не занимались спортом и не имеют медицинского образования, они могут легко нанести травму крохе, не рассчитав свои силы. Среди наиболее часто встречающихся повреждений после проведения упражнений – травмы суставных тканей, связок, нарушение кровотока.
  • Чувство скорости, полета становится своеобразным допингом для человека. Во взрослом состоянии такие любители острых ощущений лишены чувства опасности.
  • Поскольку гимнастика – это стресс для малыша, при выполнении упражнений выделяются соответствующие гормоны. Их повышенное образование в младенческом возрасте может привести к гиперактивности в школьный период.


Чтобы не нанести вред крохе, не стоит забывать о противопоказаниях:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата, ;
  • болезни сердечно-сосудистой системы;
  • неврологические отклонения.

Учитывая, что далеко не всегда к 2-4 неделям все мамы знают о скрытых патологиях своих детей, перед тем, как начинать гимнастику, лучше пройти всестороннее обследование у педиатра, невролога, кардиолога и ортопеда.

Как выполнять?

Существует ряд элементарных правил, которые помогут снизить вероятность травм или ушибов:

  • Сделайте место для занятий безопасным на случай падения ребенка (постелите матрасы или проводите упражнения над кроватью).
  • Начинайте с минимального. Не рекомендуется сразу делать резкие движения.
  • Перед началом гимнастики сделайте разогревающий массаж. Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут. Далее темп и продолжительность можно увеличивать.
  • Если вы покормили малыша, приступить к упражнениям можно только через час.
  • Делайте гимнастику, когда ребенок полностью здоров и находится в хорошем расположении духа.
  • Осуществляйте правильный захват: большой палец вкладывается в ладонь малыша, а рука обхватывает его запястье.

Лучше перед занятиями проконсультироваться со специалистом. Но учтите: методика официально не признана медициной, поэтому консультантов в больницах вы не найдете. Но даже найденные по совету друзей могут оказаться шарлатанами. Так что хорошо изучите отзывы мам по поводу того или иного специалиста, прежде чем вручать мануалу своего ребенка.

Гимнастика включает в себя целый комплекс процедур:

  • массажи;
  • закаливание;
  • водные процедуры;
  • воздушные ванны;
  • упражнения на шаре.

Вот некоторые из наиболее доступных:

  • Крестик. Разведите ручки крохи в стороны. Аккуратно подкиньте тело так, чтобы в полете оно образовало крест с руками.
  • Пружина. Возьмите кроху за руки, его стопы должны упираться вам в живот. Медленно подтяните его к своей груди и верните в прежнее положение.
  • Обезьяна. Крепко обхватите ручки малыша и раскачивайте его из стороны в сторону.
  • Вправо-влево. В одну руку возьмите стопы ребенка, в другой будут находиться его руки. Покачайте малыша в таком положении из стороны в сторону.

Более сложные упражнения лучше изучать с опытным инструктором.

Вот на видео вы можете посмотреть элементы динамической гимнастики:

Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.

В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.

ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, ведь так заниматься удобднее,а пока вы занимаетесь вещи можно забросить в, которая их сама постирает, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.

Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.

Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, «заторможенного» ребенка.

Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями — акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.

Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.

Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.

Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, «раскрыть» ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей — вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.

Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас — получится в дальнейшем.

Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей — как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей — усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно «отозваться» на реакцию каким-либо способом — сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.

Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.

В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:

Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, «нормальности» занятия.
При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.
Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.

Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.

Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками — конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.

Возможна и другая ситуация: родитель «слишком хорошо» знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен — именно должен — эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.

Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.

Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.

Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем — растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую — его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.

На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача — установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях. Взяв ребенка за кисти рук, вложив ему в ладонь свои большие пальцы и почувствовав как он сжал их, начинаем потягивать его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней своими указательными пальцами, увеличивая продолжительность движения и стремясь приподнять ребенка за руки (Рис.4) . И так до тех пор, пока он свободно не будет висеть, удерживаемый за кисти рук. При этом важно, чтобы удерживающие руки не стесняли движений в лучезапястных суставах. Желательно, чтобы малыш находился лицом к родителю.

Далее можно выделить 6 элементарных движений (Рис.5):
1 разведение ручек в стороны;
2 покачивание вверх-вниз;
3 частичный перенос веса с одной руки на другую;
4 покачивание из стороны в сторону;
5 покачивание вперед-назад;
6 небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Постепенно увеличивая амплитуды этих простых движений, мы получаем 6 отдельных упражнений:

1. «Крестик».
Ручки ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис (рис. 6).

2. «Пружинка». Придав телу ребенка некоторое ускорение вверх, мы сгибаем его расслабленные ручки в локтях и встречным движение вниз и слегка в стороны опускаем его локти до уровня грудной клетки, держа предплечья вертикальными. Во второй фазе упражнения тело ребенка опускается в исходный вис. Важно выполнять это упражнение плавно, без рывков (рис. 7).

3. «Маятник», или «короткие раскачивания». При увеличении переноса веса с одной руки на другую малыш начинает раскачиваться в ту сторону, на какую приходится нагрузка, совершая маятникообразные движения (рис. 8).

4. «Обезьянка», или «длинные раскачивания». При увеличении амплитуды раскачивания из стороны в сторону равномерность нагружения ручек утрачивается, причем более нагруженной оказывается рука со стороны, противоположной отклонению тела ребенка. Тело ребенка при этом широко раскачивается, всегда сохраняя вертикальное положение (рис. 9).

5. «Повороты» ребенка вокруг вертикальной оси при увеличении объема движения переходят во вращение, а сопровождаемые переносом веса на одну руку — во вращение за одну руку (рис. 10).

6. «Покачивания» вперед-назад при увеличении амплитуды элементарного движения переходят в движение с горизонтальными в крайних точках положениями. Руки взрослого при этом постепенно выпрямляются и вытягиваются вперед (рис. 11).

Дальнейшее увеличение амплитуды движений в некоторых из описанных упражнений дает ряд новых, более сложных упражнений:

«Забросы».
Амплитуда «маятника», изображенного на рисунке 8, увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. В этом положении рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья (рис. 12). Затем следует возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

«Боковые прокруты». Когда при выполнении «маятника» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя (рис.13а).

Когда прокрут совершен в полном объеме, можно, опустив верхнюю руку и приподняв нижнюю, привести тело ребенка в симметричное положение и совершить обратное движение в другую сторону, при этом естественно продолжающее прокрут (рис. 13б).

«Прямые прокруты». Увеличиваем амплитуду раскачивания вперед-назад, пока малыш не будет совершать сальто назад между рук родителя (рис. 14а).

В конечной фазе нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша (рис. 14б). Возврат в исходное положение осуществляется либо отпусканием одной из ручек ребенка, либо обратным движением. Это упражнение сначала нужно осваивать вдвоем, когда партнер медленно проводит ребенка по всей траектории. Затем с фиксированием в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

«Перебросы». Увеличивать амплитуду покачиваний вперед-назад таким образом, что в итоге ребенок широким движением перебрасывается над головой родителя и опускается за спиной (рис. 15). При этом в верхней точке ребенок уже полностью теряет скорость. Во втором полукруге родитель гасит скорость падения, добиваясь мягкого спуска в вертикальное положение за спиной. Для страховки ребенка от удара об спину родителю следует прогнуться, слегка согнув колени. Возврат в исходное положение производится либо обратным движением, либо через плечо.

«Солнышко». Это упражнение вырастает из «длинных раскачиваний», изображенных на рисунке 9, когда увеличение амплитуды приводит к полному круговому движению во фронтальной плоскости (рис. 16).

«Карусель». Это другой вариант развития «длинных раскачиваний», когда увеличение амплитуды «уводит» движение назад, переводя сначала в своеобразные «захлесты», а потом в полный горизонтальный круг, описываемый телом ребенка вокруг взрослого (руки взрослого переносятся над головой) (рис. 17).

Эта серия упражнений, как нетрудно видеть, направлена в основном на развитие мышц и суставов рук и плечевого пояса ребенка, затрагивает также дыхательную и сердечно сосудистую систему и вестибулярный аппарат. Упражнение «забросы» дает массаж живота и хорошо помогает при проблемах с пищеварением.

Взяв ребенка в вис лицом от себя, можно выполнять те же движения, получая сходные, но несколько иные по характеру нагрузки упражнения.

Вообще же большинство упражнений укладывается в довольно простую для запоминания схему, позволяющую подбирать упражнения. Это таблица, «столбцами» которой являются различные захваты, а «строками» — так называемые базовые движения. Это служит основой структуры ДГ. Описанные выше упражнения заполняют один столбец в таблице «двойных захватов». Название этого столбца «захват за ручки лицом к себе», а названия строк соответствуют названиям упражнений. Следующий столбец — «захват за ручки лицом от себя».

Некоторые упражнения не вписываются в эту таблицу. Например, следующие два движения.

«Боковой прокрут». При его выполнении тело ребенка движется так же, как и в захвате «лицом к себе» — делает «сальто» назад, поэтому ножки, двигаясь носками вперед, проходят по кругу снизу вперед-вверх и к груди взрослого вниз, причем плоскость этого круга несколько наклонена в сторону.

«Прямой прокрут» упражнением, позволяющим освоить прямой прокрут, является подбрасывание ребенка так, чтобы поймать его ножки своими руками — указательными и большими пальцами («полупрокрут»). Ручки ребенка при этом охватывают средние пальцы родителя (рис. 18).

Следующая пара захватов, в которых выполняются описанные выше 12 базовых движений, — захваты за ножки лицом к себе и лицом от себя.

В вис на ножках лицом от себя ребенка приводят из положения лежа на спинке. Подготовительный этап — поглаживания, потягивания, приподнимания — проходит параллельно с аналогичными занятиями с ручками малыша. Как правило, висы на ручках и на ножках дети (и родители) осваивают практически одновременно.

Для того, чтобы иметь возможность проводить занятия с ножками ребенка, необходимо научиться их предварительно расслаблять (с ручками, как правило, такой проблемы не возникает). Здесь помогут потряхивания, пошлепывания, поглаживания, массирующие движения. При некотором навыке, выполняя эти приемы спокойно, нежно, соблюдая меру в интенсивности и продолжительности, постоянно их чередуя, удается расслабить до «рабочего» состояния даже ножки детей с повышенным тонусом.

Упражнения также развиваются из элементарных вариаций в висе (лицом от себя) (рис. 19). Принципы их выполнения те же, что и для ручек, внешний вид их понятен из рисунков, поэтому подробные описания упражнений не приводятся.

Так же, поскольку, как правило, внешний вид упражнений не сильно меняется в зависимости от того, как держать ребенка за ножки — лицом к себе или от себя — рисунки приводятся лишь для одного варианта захвата (рис. 20-31).

«Крестик». рис. 20

Рис. 21. показывает, как, видоизменяя «пружинку» в захвате за ножки лицом к себе, можно выйти на «лягушку»: для этого «пружинку» делают не вертикально вниз, а чуть вперед, постепенно доходя до горизонтального положения. Довольно часто такие вариации базовых движений, свойственные именно данному захвату, позволяют получать упражнения, дополняющие те, что «вписаны в сетку». Подчас оказываются реализуемы несколько различных вариаций и в одну клетку таблицы может попасть несколько совершенно разных упражнений.

«Маятник». рис. 22

«Обезьянка». рис. 23

«Вращение за одну ножку». рис. 24

«Раскачивание вперёд-назад». рис. 25

«Боковой прокрут». рис. 26

«Заброс». рис. 27

«Прямой прокрут». рис. 28

«Солнышко». рис. 29

«Карусель». рис. 30

«Переброс». рис. 31

Следующие два столбца нашей таблицы заполнят упражнения, выполняемые в захватах за одну ручку и одну ножку ребенка в положениях лицом к себе и лицом от себя. Эти захваты существуют в двух зеркально симметричных вариантах, отдельно не классифицируемых. Обычно эти захваты осваиваются тогда, когда ребенок привык к висам на руках и на ножках, и на первых порах оказываются промежуточным положением при переходах из одного виса в другой. Вариации базовых движений выполняются как бы между прочим, постепенно время пребывания в этих захватах, количество и амплитуда вариаций возрастают, работа в этих положениях занимает равноправное место в общей структуре занятий, особенно удобны эти захваты в тех случаях, когда в тонусе или развитии ребенка отмечаются асимметрии. На рисунках 32-36 выборочно приведены упражнения в этих захватах.

«Крестик». рис. 32

«Обезьянка». рис. 33

«Маятник». рис. 34

«Вращение». рис. 35

«Заброс». рис. 36

Завершают перечень этого списка захваты, в которых задействованы все четыре конечности ребенка — это два захвата типа «в каждой руке взрослого ручка и ножка малыша»: головой к себе и от себя — рис. 37 (а, б, в).

Захват «в каждой руке взрослого ручка и ножка ребенка»- головой к себе, вид спереди (рис. 37а).

Тот же захват, вид сбоку (рис. 37б).

Захват тот же, головой от себя, вид спереди (рис. 37в).

Когда в одной руке взрослого две ручки, а в другой две ножки младенца (рис. 38).

В каждом из этих захватов также выполняются все 12 базовых движений, кроме того, есть значительное количество упражнений — вариаций. Наиболее интересные из них приведены на рисунках 39-46.

«Крестик» в захвате рис. 37а
(рис. 39).

«Прямой прокрут» в захвате рис. 37а (рис. 40).

«Лягушка» в захвате рис. 37а
(рис. 41).

«Солнышко» в захвате рис. 37в
(рис. 42).

«Заброс» в захвате рис. 37в
(рис. 43).

«Обезьянка» в захвате рис. 37в
(рис. 44).

«Карусель» в захвате рис. 37в
(рис. 45).

«Прямой прокрут» в захвате
рис. 37в (рис. 46).

Осваивать эти захваты нужно как можно раньше, одновременно с висами за ручки и ножки. Сложность их в том, что необходимо привыкнуть удерживать мягко и надежно в одной руке одновременно две конечности. Кроме того, в этих захватах ребенок первое время может ощущать себя скованно. Однако есть смысл приложить усилия к их освоению, поскольку именно таким способом можно, не очень нагружая малыша, выполнять движения максимальных амплитуд, тренируя вестибулярный аппарат ребенка, а также давая ему возможность познакомиться с ощущениями полета, взлета и падения, скорости. Такой опыт позволит ребенку быстрее осваивать упражнения, выполняемые в висах за ручки и ножки.

Выполняя упражнения во всех захватах, нужно правильно удерживать ребенка за конечности. Практически всегда, за очевидными исключениями, ребенок удерживается за кисти рук или стопы ног, т.е. необходимо следить, чтобы лучезапястные и голеностопные суставы малыша были адекватно нагружены, а не заблокированы в руках родителя и не исключены из работы. Кроме того, захваты за ручки должны способствовать реализации хватательного рефлекса (Робинсона) у младенца. Как правило, в удержании конечности ребенка задействованы не все пальцы взрослого. В этом случае свободные пальцы располагаются, не фиксируя, около предплечья или голени малыша, обеспечивая страховку.

Общим для всех перечисленных захватов является то, что ребенок удерживается двумя руками взрослого, при этом руки родителя всегда удалены одна от другой.

Соответственно вышеописанная система упражнений получила название «Сетки двойных захватов». Помимо этого варианта возможем иной — когда ребенок удерживается либо одной рукой взрослого, либо двумя, но при этом они сведены вместе. Совокупность таких захватов позволяет построить еще одну систему упражнений, называемую «Сеткой одинарных захватов».

Базовых движений здесь всего 5. Это:

1 покачивания вперед-назад,
2 покачивания вправо-влево,
3 покачивания вверх-вниз,
4 вращения,
5 кружения,
(рис. 47).

Эта нумерация также относится к рисункам 49-53.

В отличие от «двойных», «одинарные» базовые движения легко совмещаются. Так, выполняя, к примеру, раскачивания из стороны в сторону, можно «наложить» на них вращения, либо покачивания вверх-вниз, усложняя при этом движение и получая совершенно новые упражнения.

«Одинарных» захватов значительно больше, чем «двойных». Здесь приведены лишь наиболее существенные. В подавляющем большинстве их реализуются все базовые движения, способ их выполнения сложности не представляет и понятен из рисунков.

На рисунке 47 представлено выполнение базовых движений в захвате «одной рукой за две ножки ребенка». Удерживая малыша таким образом, взрослый проводит указательный палец сзади между лодыжками ребенка, упирая его пяточки в свою ладонь, большим пальцем фиксируя тыльную сторону одной стопы малыша, а средним (возможно, вместе с безымянным) — тыльную сторону другой стопы. Захват удобен, очень надежен, не дискомфортен для младенца. Удерживая в нем ребенка вниз головой, выполняя пять вышеописанных базовых движений, мы получим упражнения, хорошо расслабляющие ребенка, устраняющие повышенный тонус. Кроме того, приводя ребенка в «нормальное», вертикальное положение и удерживая его в этом захвате снизу, мы, реализуя опорный рефлекс новорожденного, достаточно рано можем отработать упражнение «стойка в руке» (рис. 48).

«Стойка в руке» (рис. 48).

Держа ребенка двумя руками за стопы лицом от себя и зафиксировав положение, из базовых движений мы получим упражнение, укрепляющее и развивающее его голеностопные суставы (рис. 49).

Взяв ребенка за голени лицом от себя, немного согнув в коленях его ножки, мы получим захват для выполнения упражнений, нагружающих коленные суставы
(рис. 50).

В захвате за бедра лицом к себе мы тренируем ребенку мышцы спины, ягодицы и тазобедренные суставы (рис. 51).

Удерживая малыша за таз (в положениях вниз головой лицом к себе и лицом от себя), мы тренируем ему мускулатуру корпуса, а также развиваем подвижность, гибкость позвоночника, начиная от поясничного отдела (где концентрируется нагрузка) и выше. (рис.52).

В положении «Стойка на плечах» мы наиболее эффективно тренируем мышцы корпуса малыша. Причем здесь тренирующим фактором является сопротивление ребенка, те компенсирующие усилия, которые он совершает, чтобы остаться в вертикальном положении. Нагрузка не должна превышать возможности ребенка сопротивлению, иначе он «сдается», полностью расслабляется, начинает «мотаться», при этом нагрузка на позвоночник может оказаться недозированной и чрезмерной. (рис. 53).

Взяв малыша, как обычно, под мышки вверх головой лицом к себе, можно выполнять упражнения, тренирующие его шейную мускулатуру. В этом захвате, как и в предыдущем, выполнение покачиваний вверх-вниз, а также вращений не затруднительно.

По мере роста малыша и его развития можно начинать использовать специальные приспособления или домашний спортивный комплекс. Освоение различных снарядов — дальнейший этап, связанный уже с собственными осознанными действиями ребенка. Поскольку основная работа со спорткомплексом или заменяющими его приспособлениями идет в возрасте после года, мы не будем останавливаться на этом вопросе, не выходя за рамки обозначенного нами возрастного периода. Обычно малыш, начиная изучать и осваивать спортивный комплекс, своими действиями прекрасно подсказывает родителям различные упражнения и задачи.

И еще одно замечание. Обычно родители с удовольствием осваивают ДГ с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. ДГ не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, к «накачиванию», а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения. Вспомним также, что в естественных условиях новорожденные мальчики и девочки оказывались в одинаковом положении — без различия пола. Кроме того хрупкие и нежные «женственные» создания, которые для многих ассоциируются с женским идеалом, доставляют в дальнейшем множество хлопот акушерам и создают проблемы своим детям. Так что следует подумать и о внуках.