Противопоказания для езды на велосипеде. Мышцы, суставы и велоспорт. Каким должен быть велосипед для города

Любительский спорт тем хорош, что нет никаких ограничений и жестких требований. Вы можете заниматься в свое удовольствие и не стремиться к победным вершинам. Хотя при желании спортсмен-любитель может принять участие в соревнованиях, заняв призовое место и получить награду, удовлетворение от достигнутого результата.

Что нужно знать любителю велосипедного спорта?

Человек, который ведет активный образ жизни, более вынослив, стрессоустойчив, имеет хороший иммунитет и крепкое здоровье. Велоспорт - один из видов активного времяпровождения, который обеспечивает вышеперечисленные плюсы. Для регулярных велозаездов понадобиться хороший байк. Многие пользуются услугой аренды, но лучше купить модель, подходящую именно вам по всем анатомическим особенностям. Для этого нужно выбрать подходящий магазин велосипедов и протестировать несколько вариантов. Совершив покупку, можно приступать к освоению просторов города, загородной территории, горной местности и т.д. Чтобы езда приносила удовольствие, а главное - пользу, нужно опираться на следующие рекомендации:

1. Предварительная подготовка. Перед выездом нужно отрегулировать каждый механизм. Седло должно соответствовать анатомии человека (узкие - для мужчин, широкие - для женщин). Высота седла регулируется под рост пользователя. Вы должны спокойно доставать до земли во время сидения. Руль должен находиться на таком расстоянии, чтобы руки были слегка согнутыми в локтях. Расстояние между седлом и рулем зависит от модели. В прокате не всегда будет удобная рама с подходящими для вас параметрами, поэтому лучший приобрести собственный велосипед.

2. Тормозим правильно. Даже самые качественные дисковые тормоза могут быстро износиться, если пользоваться ими слишком часто. Поэтому, желая сохранить работоспособность колодок, тормоза нужно использовать только по необходимости. Идеальный вариант - перестать крутить педали за 200 метров до препятствия и плавно нажать на тормозные ручки. Помните, что воздействие на передние и задние тормоза должно быть равномерным. Если препятствие появилось внезапно или вы его не заметили, нажимая на тормоза, корпус нужно сдвинуть максимально назад, чтобы не вылететь из седла.

3. Стиль езды. Кто-то любит ездить медленно, оглядываясь по сторонам, кто-то предпочитает скоростную езду, но для максимальной пользы нужно правильно крутить педали. Равномерность - залог максимальной пользы от велосипедного спорта. Но как быть в случае с разными участками дороги (вверх/вниз, качество дорожного покрытия)? Под равномерностью подразумевается не скорость движения, а частота оборотов.

4. Постепенно увеличиваем темп. Если вы без труда осваиваете 20-30 км езды, значит настал час для увеличения темпа. Старайтесь заставить себя ехать чуть быстрее, чем обычно. Уместно использовать пульсометр. Таким образом, вы сможете зафиксировать свой рабочий пульс. Желательно, чтобы он не выходил за пределы 150 уд/сек. Скорость нужно увеличивать постепенно. Изменение показателя сразу на 5 км - достаточно большое. Привыкнув к 25 км/час, сразу освоить 30 км/час будет очень сложно. Поэтому допустимым увеличением скорости считается 2-3 км/час.

5. Не бойтесь потеть. Многие велосипедисты в результате появления влажных пятен на футболке расценивают как стоп-фактор, прекращая нагрузки. Некоторые рассматривают даже возможность простудиться. Но потеть - это важно. Это говорит о том, что вы достигли своего рабочего пульса, на котором нужно продолжать работать.

6. Катайтесь в плохую погоду. Пасмурно и холодно? Мелкий дождь? Ветер? Все это не должны быть препятствием для велотрекинга. Крутить педали в теплый солнечный день может каждый. Езда во время плохой погоды вырабатывает стойкость характера. 7. Имейте цель! Например, на сегодняшний день вы проезжаете 25 км за один заезд. Поставьте цель проехать 70 км и постепенно идите к ней. Имея мечту достигнуть большего, процесс езды будет всегда интересным.

8. Велопоход на пару дней. Один из вариантов шагнуть на одну ступень выше в велоспорте - участие в заезде на несколько дней. Мы сможете мобилизировать силы характера и испытать свои возможности. Время от времени нужно практиковать выход из зоны комфорта.

9. Питьевой режим. Во время тренировки нужно пить воду. Если вы катаетесь в жаркий день, с собой нужно взять двухлитровую бутылку. Возобновление водного баланса очень важно и сказывается на утомляемости и продолжительности тренировки. Пейте столько, сколько требует организм. Важно замечание: вода должна быть без газа и не сладкая. Газированные напитки могут вызвать вздутие кишечника и болевые ощущения. От сладкой воды пить будет хотеться еще больше, к тому же количество сахара в составе запредельно высокое.

10. Имеющиеся травмы. Не злоупотребляйте велосипедом, если у вас есть травмы позвоночника. Во время езды спина находится в постоянном напряжении, что может быть опасно для поврежденного места.

11. Без остановок. Для большей эффективности старайтесь как можно реже останавливаться. Делая привал, а потом опять набирая скорость, вы даете мышцам отдых. Беспрерывная тренировка быстрее принесет результат. Кстати, велогонщики никогда не имеют лишнего веса, по крайней мере, история не знает таких случаев. Желая похудеть, велоспорт должен стать вашим любимым занятием.

12. Экстремальная езда. Катаясь на велосипеде определенное время и решив, что вы уже профессиональный любитель, не спешите осваивать экстремальные трюки, по крайней мере, без помощи настоящих профессионалов. В погоне за ощущениями адреналина многие пренебрегают правилами безопасности и как результат попадают в больницу. Если желание экстрима невозможно перебороть, запишитесь в школу велотрекинга, где под наблюдением специалистов вы сможете обучиться трюкам.

Велосипедный спорт (велоспорт) - перемещение по земле посредством использования транспортных средств (велосипедов - фр. velocipede, от лат. velox - быстрый и pes - нога), приводимых в движение силой мускулов человека через ножные педали или же ручные рычаги.

Велосипедный спорт, в отличие от многих олимпийских видов спорта, имеющих тысячелетнюю историю, возник не так давно - в конце XIX века. Не смотря на это, данный вид спорта был представлен в программе всех Олимпийских игр. Первые официальные соревнования по велоспорту - гонки на 2 000м - были проведены 31 мая 1868 года в пригороде Парижа Сен-Клу. Уже через год были устроены первые шоссейные гонки Париж-Руан. Для преодоления расстояния в 120 километров победителю соревнований, англичанину Дж. Муру, понадобилось 10 часов 45 минут.

Время шло, конструкция велосипедов становилась все более совершенной, а передвижение на них - быстрым и комфортным. Велоспорт обретал широкую популярность, в пользу данного утверждения свидетельствует тот факт, что с 1870 года в различных странах Европы начинается строительство треков, а уже в 1890 году в данном виде спорта произошло разделение гонщиков на профессионалов, любителей и независимых. В соответствии с вышеупомянутым разделением, проводились чемпионаты для различных категорий спортсменов. В 1893 году в Чикаго был организован первый чемпион мира по треку для спортсменов-любителей, с 1895года разыгрываются чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. С 1903 года проводится гонка для профессионалов "Тур де Франс" (5 000 км).

Первый чемпионат мира по шоссе для любителей был проведен в 1921г. 190км для гонщиков-профессионалов в 1927г. 185км для женщин-спортсменок в 1958 году. Как вид спорта, велосипедный спорт управляется основанным в 1900 году Международным союзом велосипедистов, штаб-кварира которого находится в Швейцарии.

Основные дисциплины велоспорта:

Гонки на треке (замкнутой овальной кольцевой дороге для соревнований, имеющей деревянное покрытие, длина которого составляет от 130 до 500 метров, ширина - от 5 до 7 метров, наклон на прямых участках - 12,5 градусов, на поворотах - 42 градусов) - преодоление дистанции за наиболее короткое время. Виды велотрековых гонок:
- Гит (с места или с ходу) на 500 или 1000 метров - индивидуальная дисциплина велоспорта, не требующая от гонщика применения особых тактик. Задача спортсменов - быстро преодолеть дистанцию (результат фиксируется до тысячной доли секунды);
- Индивидуальная гонка преследования (4000 метров для мужчин, 3000 метров для женщин), цель которой - догнать соперника или показать лучшее время. Гонка проводится по системе выбывания, включена в программу Олимпийских игр с 1964 года для спортсменов-мужчин, с 1992 года - для женщин;
- Командная гонка преследования;
- Кейрин - придуман в Японии в 1948 году. Одновременно стартуют 6-9 гонщиков, перед которыми движется мотоциклист (гонщики не имеют права его обгонять), постепенно увеличивающий скорость с 25 до 50 км/ч. Когда мотоциклист покидает трек (за 600-700 метров до финиша), гонщики стараются ехать как можно быстрее. Данный вид соревнований был впервые включен в программу Олимпиады 2000 года в Сиднее;
- Мэдисон (впервые был проведен в Мэдисон-Сквер-Гарден), 60 км - командный вид велотрековой гонки, в котором команда из двух гонщиков старается набрать как можно больше очков (начисление - через каждые 20 кругов);
- Гонка по очкам (40 км для мужчин, 25 км - для женщин) - индивидуальная гонка, олимпийский вид спорта. Количество участников не ограничено, цель - набрать максимальное количество очков (начисление - через каждые 10 кругов);
- Спринт - гонка на велотреке с участием 2-4 спортсменов, отобранных в квалификационных заездах. Самая старая дисциплина велоспорта - в программе чемпионатов мира с 1893 года (у женщин - с 1895 года), Олимпийских игр - с 1896 года (у женщин - с 1988 года);
- Олимпийский спринт;
- Скретч - групповая гонка, не относящаяся к олимпийским дисциплинам;
- Омниум - многоборье.

Шоссейный велоспорт - наиболее развитая в коммерческом отношении и чрезвычайно популярная в Европе дисциплина велоспорта. Наиболее известные велогонки ("Тур де Франс", "Джиро д"Италия", "Вуэльта") с 2005 объединены в ежегодную серию гонок с общим зачетом - "Про Тур". Виды шоссейного велоспорта:
- Командная гонка на время с раздельным стартом;
- Групповая гонка;
- Индивидульная гонка на время с раздельным стартом;
- Критериум - групповая круговая (кольцевая) гонка по улицам города. Длина одного круга - 1-3 км, количество кругов - до 50. Отличается от групповой гонки по очкам на треке тем, что в критериуме возможен индивидуальный и командный зачет, в то время как на треке учитываются лишь индивидуальные результаты спортсменов.

Гонки по пересеченной местности - соревнования, проводимые на дистанции, изобилующей искусственно созданными или естественными препятствиями (канавы, крутые подъемы и спуски, поваленные деревья и т.д.). Для данного вида спорта используются чаще всего маунтинбайки (от англ. mountain bike - "горный велосипед"), отличающиеся упрочненной рамой, амортизационной задней подвеской, толстыми покрышками, прочными колесами и т.д. В данных соревнованиях различают несколько видов езды:
- Велотриал - преодоление искусственно созданных или естественных препятствий;
- Дёрт - прыжки по каскаду трамплинов, усложненные параллельным выполнением трюков различной сложности;
- Кросс-кантри - скоростная езда по пересечённой местности;
- Велокросс - езда по пересеченной местности (средняя скорость участников не превышает 20 км/ч). Спортсмены преодолевают кольцевой маршрут длиной в 2,5 - 3,5 км, изобилующий преградами различного рода (броды, грязь, рвы, холмы и т.д.);
- Байкер-кросс, параллельный слалом - одновременный спуск нескольких гонщиков, предусматривающий возможность контактной борьбы;
- Даунхилл - скоростной спуск.
Кроме того, следует упомянуть велополо - соревнования в фигурной езде и велобол - игру в мяч на велосипедах.

Мифы о велоспорте.

Первый велосипед изобрели в Германии. Действительно, официально датой "рождения" велосипеда считается 1814 год, когда немецкий лесничий Карла фон Драйса из Мангейма построил деревянный двухколесный велосипед (на котором человек мог ездить в любую сторону, отталкиваясь ногами от земли). Патент на это изобретение был выдан в 1817г. Однако существуют упоминания о том, что еще в 1800 году крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов создал на одном из заводов Нижнего Тагила "диковинный велосипед", на котором в 1801 году проехал более 5 тысяч километров по бездорожью до Москвы. За это изобретение мастеровому была дарована свобода, но запатентовано транспортное средство не было.

Изобретение шин сделало езду на велосипеде гораздо более комфортной. Это действительно так. Первые велосипеды, не оснащенные шинами, именовались "костотрясами". Потому в 1885 году ветеринар Денлоп из Шотладндии, желая сделать транспортное средство более удобным для своего сына, приспособил к колесам "костотряса" садовый резиновый рукав, применяемый для поливки цветов. Наполнив шланг водой, изобретатель свел тряску к минимуму, однако скорость велосипеда также сильно уменьшилась. Тогда находчивый доктор накачал новоявленные шины воздухом, снабдив их особым клапаном. Современные спортсмены порой используют для накачивания шин гелий, что позволяет им развивать несколько большую скорость и, соответственно, демонстрировать лучшие результаты в соревнованиях.

В спринте не имеет значения, где находится гонщик. На самом деле лучшей позицией считается место за спиной противника. В этом случае сопернику нелегко будет просчитать маневры спортсмена, находящегося позади. Иногда передний гонщик старается какое-то время балансировать на велосипеде, уменьшая скорость, чтобы дать возможность сопернику возглавить гонку. Однако второй гонщик делает то же самое, ожидая ошибки противника. Такое положение вещей, именуемое "сюрпляс" (от фр. surplace - "на месте") порой затягивалось на час, однако в наши дни существует ограничение на вышеупомянутый маневр - не более 3 минут.

Для участия во всех подвидах гонок по пересеченной местности подойдет любой маунтинбайк. Это не совсем так. Следует четко определиться с тем, чем именно вы собираетесь заниматься, поинтересоваться, какие требования к используемому транспортному средству выдвигает та или иная дисциплина, а уж потом выбирать соответствующее транспортное средство. Ведь, например, для кросс-кантри главное достоинство велосипеда - низкий вес, а в даунхилле наиболее важна механическая прочность конструкции и хорошие амортизаторы.

Горный велосипед наиболее универсален для большинства людей. Данное транспортное средство довольно специфично, и не совсем эффективно для езды по шоссе или грунтовым дорогам. Наиболее универсальным считается велосипед типа "кросс", неплохо проявляющий себя и в езде по дорогам, и на бездорожье.

Дисковые тормоза - главное преимущество хорошего велосипеда. Действительно, дисковые тормоза лучше ободных, да и прослужат они дольше, и тормозное усилие дозируют точнее. Однако следует заметить, что вышеупомянутые преимущества действительно важны лишь во время соревнований, на высоких скоростях. В обычной жизни человек может и не заметить разницы. Кроме того, следует учесть, что на велосипед, оснащенный задним дисковым тормозом, довольно сложно установить багажник, да и обойдется такая покупка отнюдь не дешево - за велосипед придется выложить не менее 300-400 у.е. Если же вам предлагают модель подешевле - будьте осторожны, возможно, транспортное средство не совсем исправно.

Следует обязательно покупать велосипед с металлическими педалями. Этот миф родился в те времена, когда продукция советских велозаводов комплектовалась действительно очень некачественными, быстро приходящими в негодность пластиковыми педалями. Такого же качества были педали дешевых китайских велосипедов, буквально наводнивших рынок в конце прошлого века. Однако следует помнить, что современные велосипеды от известных производителей укомплектованы отличными пластиковыми педалями, которые будут служить вам верой и правдой в течение нескольких лет. Потому, покупая велосипед, следует обращать внимание не на педали, а на марку фирмы-производителя.

За хороший велосипед придется выложить довольно крупную сумму - не менее 300 у.е. Все зависит от того, зачем вы приобретаете данное транспортное средство. Скажем, прогулочный велосипед можно купить примерно за 150-200 у.е. Многоскоростной прогулочный велосипед обойдется несколько дороже - 250-350 у.е. Если же вы хотите приобрести транспортное средство для туризма или спорта - тогда действительно придется раскошелиться.

Китайские велосипеды качественными не бывают, потому лучше всего покупать транспортные средства, произведенные в Европе или Америке. Этот миф появился на свет благодаря предприимчивым дельцам, которые покупали в Китае велосипеды (точнее, модели велосипедов) по цене 10 у.е. и продавали на отечественных рынках по гораздо более высокой цене (200 - 300 у.е.). Этот товар, мягко говоря, не отличающийся высоким качеством, породил неправильное представление о том, что в китайские велосипеды хорошими не бывают. Однако следует учесть, что Тайвань - один из мировых центров высоких технологий, да и ведущие производители велосипедов разместили свои производства в странах Азии, в частности в Китае. Именно там производится около 70% велосипедов, причем очень высокого качества. Оставшиеся 30% собираются в Европе и Америке, причем, чаще всего из комплектующих, произведенных опять же в азиатских странах.

Следует использовать задний тормоз, передним опасно тормозить. Это не так, особенно если вы хотите научиться быстро и безопасно преодолевать крутые спуски. Именно передний тормоз предназначен для того, чтобы замедлять движение велосипеда вниз. Функция заднего - сдерживание заднего колеса, тем самым, улучшая управляемость на поворотах. Особо значимо умение использовать и передний, и задний тормоз в даунхиле.

На заблокированных колесах не съедешь. Действительно, вниз по скалистому или земляному холму спуститься не получится. А вот для спуска по глубокому снегу или песчаным дюнам данная техника вполне применима.

Езда на велосипеде укрепляет здоровье. Действительно, данный вид спорта оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека (например, улучшает обмен веществ, ускоряет метаболизм, способствует похудению), однако если вы решили заняться велотуризмом или велоспортом (особенно экстремальным) серьезно, а то и профессионально - обратите внимание на некоторые важные моменты. Во-первых, езда на велосипеде предъявляет повышенные требования к костно-мышечному и связочному аппарату плечевого пояса, позвоночника и ног, так как нагрузка во время передвижения распределяется неравномерно, а постоянная вибрация и статическое положение туловища через определенный промежуток времени способны стать источником довольно неприятных ощущений. Во-вторых, сама по себе езда на велосипеде - прекрасный тренинг вестибулярного аппарата. Но если с координацией движений у вас по какой-либо причине возникают проблемы - от велотуризма (а уж тем более фрирайда или даунхилла) придется отказаться, ограничившись лишь небольшими велопрогулками на умеренной скорости. В-третьих, при потере равновесия (которое порой не удается сохранить даже опытным спортсменам) неподготовленный человек может получить ушибы, а то и переломы. Потому, собираясь освоить велотуризм или экстремальный велоспорт, следует критически оценить состояние своего здоровья, обязательно проконсультировавшись у специалиста. Кроме того, обязательно нужно за 2-3 месяца до похода или соревнований уделить внимание комплексу упражнений, укрепляющих мышцы рук, ног, спины и плечевого пояса.

На одном заднем колесе можно проехать, сидя в седле велосипеда. Нет, чтобы успешно ездить серфом (другое название - мэнуал), райдер должен стоять на педалях, слегка переместив свое тело на заднее колесо. В идеале серф должен выполняться без участия тормозов, но по началу палец на тормозной ручке все же следует держать. При этом придется удерживать равновесие не только сразу после выдергивания (т.е. перехода к балансированию на одном колесе), но и на протяжении всего серфа, используя для этого ноги (сгибая и разгибая их в нужный момент) и руль. Новичкам лучше всего тренироваться, съезжая с горки - в этом случае появляется возможность проехать серфом довольно большое расстояние.

Лучше всего выполнять прыжок (особенно с высоты около метра и более) на песок - он самортизирует удар. Да, однако следует учесть, что при этом теряется большая часть скорости. Неопытным райдерам лучше всего совершать прыжки (дропы) с большой высоты на грунт - он мягче асфальта. Амортизировать приземление вполне способна широкая покрышка с не слишком высоким давлением. Кроме того, помните: заблокированное заднее колесо - залог чрезвычайно жесткого приземления.

Если после прохождения дистанции на велосипеде у спортсмена сводит ногу, надо ущипнуть мышцу, а в промежутках между соревнованиями есть бананы (глюконат кальция, продукты, богатые калием и т.д.). На самом деле не все так просто. Ведь причиной судорог может быть, например, заболевание щитовидной железы, плоскостопие, нарушение обменных процессов в мышцах, болезни сердца, варикозное расширение вен, дефицит минеральных веществ, усталость ног, а также обильное потоотделение, в процессе которого организм теряет магний, натрий, калий и кальций. Потому, прежде всего, следует выяснить причину судорог, а уж потом изыскивать методы лечения.

Если судороги возникают просто из-за потери жидкости и полезных веществ, выделяющихся вместе с потом, специалисты советуют выпить изотонический напиток или любой солевой раствор (чайная ложка поваренной соли на стакан воды). Препараты, содержащие калий и кальций следует принимать с осторожностью, так как избыток минеральных солей в организме может привести к еще более неприятным последствиям, чем их недостаток. Лучше всего употреблять продукты, богатые необходимыми организму минеральными веществами: фасоль, крупы и творог содержат кальций, картофель и бананы - калий, семечки, йогурты и орехи богаты магнием и т.д. Однако даже в этом надо знать меру - например, чрезмерное количество бананов может спровоцировать рак почек. В том случае, когда судороги уже начались, а под рукой нет стаканчика с солевым раствором, нужно выпрямить ногу и потянуть пальцы ноги на себя вместе со ступней, ущипнуть за больное место, после чего встать на сведенную ногу. Потом следует помассировать больное место, растирая его ладонями. Перед тренировкой (особенно если вы собираетесь ездить по улице в морозную погоду) надлежит использовать разогревающие мази, нанося их на наиболее часто сводимые места.

Чтобы победить на соревновании, нужно тренироваться как можно больше. Это не совсем так. Залогом победы могут стать не просто длительные, а, к тому же, рационально построенные тренировки, основной целью которых является совершенствование тех качеств, которые необходимы для победы в той или иной дисциплине велоспорта. В любом случае, тренировки должны быть регулярными, наращивать нагрузки следует постепенно, кроме того, тренер должен учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, да и сам спортсмен обязан следить за своим самочувствием, соответственно, корректируя планы занятий.

Лучше всего во время занятий велоспортом отдавать предпочтение изотоническим напиткам известных фирм-производителей. Спортивные (изотонические) напитки, иногда ошибочно называемые эрготониками, были разработаны в 1960 году в одном из университетов штата Флорида исключительно для нужд университетской футбольной команды "Gators" - чтобы уберечь спортсменов от обезвоживания, возникающего во время игры. Через некоторое время напиток, позволяющий во время длительных физических нагрузок легко пополнять запас жидкости, углеводов и солей, пробрел широчайшую популярность во всем мире. Во время спортивных соревнований такие напитки - действительно наиболее оптимальное средство для восполнения водно-солевого баланса организма, препятствующее обезвоживанию. Однако следует быть внимательным при выборе изотоника. Внимательно прочтите этикетку, на которой должен быть указан состав спортивного напитка. Он может содержать не более 4-8% углеводов (порядка 10-19г на стакан), электролиты (0,1% натрия и 0,03% калия, а также магний, кальций и др.) и воду. Кроме того, обратите внимание на тип использованных сахаров. Следует учесть, что, например, фруктоза может вызывать у некоторых людей расстройство желудка, да и усваивается она несколько медленнее. Потому желательно предпочесть изотоник с глюкозой или сахарозой. Профессиональные спортсмены, особенно в жаркую погоду, следуют таким правилам употребления жидкости: 2-3 стакана нужно выпить за 2 часа до состязания, 1 стакан - за 15 минут до гонки (можно добавить также пару соленых крекеров, если нет склонности к повышенному давлению). Во время соревнований полстакана жидкости следует употреблять каждые 15 минут, и, наконец, по окончании мероприятия необходимо выпить не менее 3-6 стаканов жидкости. Это позволяет велогонщикам надежно защитить организм от обезвоживания, теплового удара и других неприятностей такого рода.

Спортсмены-велосипедисты должны полностью отказаться от употребления алкоголя. Действительно, алкоголь вполне способен оказать негативное воздействие на организм, так как, во-первых, служит источником бесполезных калорий, которые плохо усваиваются организмом, во-вторых, способствует повышению уровня высокоплотного липопротеинового холестерина в крови (вследствие чего существенно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний), может спровоцировать повышение кровяного давления, привести к инфаркту и поражению печени. Кроме того, нужно помнить, что алкоголь обладает мочегонными свойствами, следовательно, употребляемый до или после тренировки усиливает обезвоживание, снижает энергетические запасы, замедляет тонкие моторные способности. Однако все вышесказанное касается лишь спиртного, употребляемого в больших дозах. А в умеренных количествах алкоголь вполне может быть одной из составных частей спортивной диеты для взрослых. При этом следует помнить, что на каждую условную порцию спиртного должен приходиться большой стакан воды. Кроме того, нужно учитывать, что скорость расщепления алкоголя зависит от комплекции спортсмена. Например, организм высоких мужчин атлетического или плотного телосложения способен расщепить за час примерно рюмку спиртного, а вот мужчинам меньшей комплекции и представительницам прекрасного пола придется потратить для нейтрализации того же количества горячительных напитков гораздо больше времени.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ , пользование велосипедом для упражнения в езде с различной скоростью и на различные расстояния (катание, гонки и пр.) или в качестве средства передвижения при прогулках и более длительных и даже кругосветных путешествиях (туризм). В движение велосипед приводится работой ног. Сохранение равновесия и управление велосипедом достигается координированным движением рук, туловища и ног и имеет целью удержание центра тяжести. Езда на велосипеде, требующая работы всего организма, а при быстрой и продолжительной езде вызывающая сильное, часто и чрезмерное его перенапряжение, может быть использована в качестве средства улучшения здоровья и общего физ. развития, укрепления нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем и упражнения функции равновесия (статического чувства) только при соблюдении ряда гиг. правил. Согнутое и неподвижное положение туловища при посадке на велосипеде, особенно гоночного и полугоночного типов, с приведенными к туловищу плечами, ограничивает дыхательную экскурсию грудной клетки, затрудняет глубокое и полное дыхание, ведет к недостаточному и неправильному развитию грудной клетки и изменяет форму позвоночника (сутуловатость, круглая спина). Значительная мышечная работа при быстрой езде на велосипеде предъявляет повышенные требования к кровоснабжению и сердечно-сосудистой системе, работа к-рой, вследствие затрудненной вентиляции легких, протекает в особо неблагоприятных условиях и часто, при чрезмерном увлечении начинающих и чрезмерном напряжении у гонщиков, ведет к пат. изменениям сердечной мышцы и сосудов. Преимущественная нагрузка мышц нижних конечностей (ног и нижнего отдела поясницы) ведет к одностороннему их упражнению и развитию. Езда на велосипеде, несмотря на то, что кажется легкой, вызывает значительные изменения в организме. Изменения эти, как показывают врачебные наблюдения, носят острый характер: при быстрой езде даже на короткие дистанции тела повышается до 40°, пульс резко учащается; езда на большие расстояния сопровождается, кроме того, значительной потерей веса; поэтому тренировка в этом виде спорта должна носить осторожный и постепенный характер и ход ее должен оцениваться результатами врачебного наблюдения за состоянием организма не только непосредственно после работы, но и в состоянии покоя (размеры сердца, функциональная проба и др.). Рациональные занятия В. с, с учетом индивидуальных особенностей спортсменов (возрастных, половых, состояния здоровья и крепости физ. развития), связанные с пребыванием на свежем воздухе, с переменой обстановки, с физ. нагрузкой (что особенно ценно для работников умственного труда) и т. д., способствуют повышению обмена веществ, укреплению нервной, мышечной и серд.-сосуд, систем, упражнению мышечного чувства и выработке общей выносливости организма. Занятия В. с, в соответствии с индивидуальными особенностями, должны дозироваться в отношении общего времени езды, скорости движения, соблюдения отдыхов во время езды. Для начинающих необходимо в первый период, связанный с излишней мышечной работой при езде на велосипеде, вследствие недостаточной координации движений, ограничивать время езды (не более!-I 1 /* часа), не злоупотреблять быстрой ездой (не свыше 15 км в час) и не увлекаться гонками, стремясь занятия свои В. с. свести к систематическим неутомительным прогулкам. Женщинам в менструальный период езда на велосипеде не разрешается. Для предупреждения одностороннего влияния на физ. развитие занятий В. с. нужно настойчиво рекомендовать одновременные занятия другими видами физ. упражнений-гимнастикой, греблей, играми в ручной мяч и др. Подготовка к участию в скоростных состязаниях (ца разные расстояния от 30 до 100 км) и в длительных путешествиях (звездные пробеги, путешествия и пр.) должна проводиться под постоянным врачебным контролем, а участие в них может быть разрешено только вполне физически развитым и здоровым людям. При длительных велосипедных пробегах и путешествиях особое внимание нужно обращать на рациональное питание участников, питьевой режим, распределение времени работы и отдыха и создание наиболее благоприятных условий для использования отдыха. Более узкое значение имеет велосипедный спорт с использованием велодромов (специальных сооружений для велосипедных и мотоциклетных гонок, состоящих из деревянной, цементной или асфальтовой прямой дорожки с особо рассчитанными поворотами и трибун для публики). Лит.: Блажевич Ю., Материалы к вопросу о влиянии велосипедной езды на организм, в особенности на органы кровообращения и дыхания, СПБ, 1894; Ипполитов П., Велосипед и вело-экскуреии, М., 1925; его же, Велосипедный спорт, М.-Л., 1927; Правила велосипедных и мотоциклетных соревнований и правила организации и проведения пробегов, М., 1927.И. Залкинд.

Катание на велосипеде - процесс, представляющий собой непрерывное получение положительных эмоций. Но если отнестись к этой забаве немного серьезнее, можно получить результат, который проявится в здоровом цвете лица и подтянутом силуэте без всяких диет и походов в спортзал. Достаточно знать простые правила профессионального велоспорта и применять их на практике. Для тех, кто хочет посвятить остаток теплого времени года исключительно правильному и продуктивному катанию, мы составили краткое руководство по оздоровительному кручению педаль.

1. Следи за пульсом

При езде на велосипеде важно следить за показаниями пульсометра и варьировать нагрузки, исходя их этих данных. Для этого отлично подойдут фитнесс-трекеры, смартфоны, умные часы и датчики, встроенные в велокомпьютер. Частота пульса велосипедиста в среднем ниже, чем у бегуна на 15-20 ударов. 120 ударов в минуту считается идеальной частотой пульса для жиросжигания и профилактики вегето-сосудистой дистонии.

2. Катайся в горку

Мало кому нравится ездить в горку, но помни, что именно затяжные подъемы по-настоящему тренируют тело и дух. Организм учится правильно расходовать энергию в условиях продолжительных нагрузок, главное - следи за дыханием.

3. Переходи на спортивный режим питания

Совсем необязательно покупать протеины или аминокислоты, достаточно завязать с джанк-фудом и хорошо поесть за пару часов до заезда. Тут все просто - медленные углеводы (крупы, злаки, овощи и фрукты) для энергии, белок (мясо,рыба, яйца) после тренировки для роста и тонуса мышц.

4. Чередуй нагрузки

Как и любой вид спорта, велосипед требует техники и регулярного подхода. Очередной визит в спортзале может стать решающим в деле роста мышц, так и лишний километр в парке станет хорошей добавкой к привычной нагрузке. Важно помнить о том, что следует чередовать типы нагрузки от медленной езды до взрывного ускорения. Это благотворно скажется на мускулатуре ног, но прежде всего - на сердечно-сосудистой системе. Интенсивная интервальная аэробная нагрузка поможет насытить организм кислородом и увеличить выносливость, которая так важна в достижении велорекордов.

5. Дыши

У многих непрофессиональных спортсменов есть плохая привычка задерживать дыхание в особо тяжелые моменты. Ни в коем случае не делай так и старайся соотносить нагрузку и частоту дыхания. Приучив себя к этой простой привычке, ты будешь ездить по дорогам с четкостью часов. А для поездок вдоль шоссе рекомендуем приобрести велореспиратор.

6. Держи осанку

Неправильная посадка на велосипеде заведомо опасна для позвоночника и внутренних органов. Опущенные плечи и сгорбленный силуэт не только опасны, но и ужасно смотрятся со стороны. Поэтому сведи лопатки и крути педали с гордостью.

7. Следи за расходом энергии

И не только следи, но и исправно восполняй запас энергии, если не хочешь обессилить и возвращаться обратно на попутном транспорте. Количество расходуемой энергии (ккал/в час) при езде на велосипеде с различной скоростью можно узнать из таблицы.

8. Больше воды

В среднем за час езды ты тратишь около тысячи калорий. В визуальном виде это количество съеденной еды можно представить в виде огромного бургера. Поэтому для процессов расщепления еды в энергию потребуется немало воды. Всегда держи наготове бутылку с водой или изотоником и пей столько, сколько хочется. Организм скажет спасибо.

9. Расслабься

Велосипедист не должен напрягаться! Спокойствие и расслабленность помогут сохранить энергию, которая еще пригодится на дистанции. Не стоит напрягать мышцы на подъеме. Нужно стараться поддерживать глубокое и устойчивое дыхание. Эти меры помогут сохранить силы и воспрепятствуют появлению одышки. Спокойно согни в локтях руки, расслабь туловище, и почувствуешь, что сил осталось в избытке.

Велосипед - пожалуй, первое средство передвижения, которое осваивает человек еще в детстве. Если раньше ими пользовались, в основном, дети и подростки, то сейчас во многих странах взрослые люди используют велосипеды в качестве основного транспорта. Впрочем, даже среди тех, кто пользуется автомобилем или метро, много почитателей велоспорта в качестве активного отдыха или спорта. Всем известно, что езда на велосипеде полезна, и сейчас мы рассмотрим подробно, какие именно плюсы она в себе несет.

Езда на велосипеде: мышцы

Если вы используете велосипед не реже 3-4 раз в неделю, вы существенно укрепляете свои мышцы и повышаете энергию. Для того чтобы мышечная система функционировала нормально, она должна быть постоянно задействованной. Однако обычный образ жизни современного человека, как правило, связан с сидячей работой и перемещением на авто, отчего мышцы становятся слабыми и дряблыми. Езда на велосипеде – отличный способ добавить в свои дни немного движения! Самое приятное – во время такого перемещения задействованы большинство важных мышц тела, особенно ног, спины, живота и ягодиц. Это – простой и приятный способ поддерживать свое тело в форме!

Езда на велосипеде: польза для ягодиц и ног

Если ваш тип фигуры – «груша», и вы легко полнеете в бедрах и ягодицах, велосипед нужен вам, как никому другому! Активно задействуя мышцы проблемных зон, этот транспорт поможет вам легче справляться с особенностями фигуры и поддерживать стройность форм. для такого типа фигуры - одно из лучших решений.

Езда на велосипеде: польза для похудения

Езда на велосипеде – это прекрасная аэробная нагрузка, а если вы едете в гору – то и кардио-нагрузка. Как известно, именно это позволяет эффективно бороться с жировыми отложениями. К тому же, активная езда на велосипеде позволяет расходовать 300-500 калорий в час, что не может не привести к снижению веса.

Что тренирует езда на велосипеде?

Кроме мышц, что очевидно, езда на велосипеде позволяет тренировать массу других органов и систем организма. Польза оказывается настолько обширной, что даже сложно поверить в то, что все это – эффект от простой велопрогулки!

  1. Польза для костей и суставов. Благодаря тому, что при такой езде активно работают суставы, это отличная профилактика болей. А движение позволяет укреплять ткани, что делает организм более выносливым и стойким.
  2. Польза для сердечнососудистой системы. Благодаря тому, что езда на велосипеде дает эффект кардио-тренировки, сосуды укрепляются, а сердце начинает работать в здоровом ритме. Известно, что езда на велосипеде нормализует кровяное давление.
  3. Польза для нервов. Любой спорт помогает снимать стресс, создает хорошее настроение и расслабляет, а велопрогулки прекрасно помогут достигнуть такого эффекта.
  4. Польза для дыхательной системы. позволяют улучшить вентиляцию легких, освободить организм от токсинов и очистить легкие.
  5. Польза для иммунитета. Когда тело двигается, мышцы крепкие, а сердце здоровое, иммунные силы организма, защищающие нас от бактерий, очень велики. Езда на велосипеде косвенно способствует снижению риска простудных заболеваний.

Вы все еще задумываетесь о том, чем хороша езда на велосипеде? Просто представьте, как изменится ваша жизнь: вы станете стройнее, красивее, здоровее и жизнерадостнее, а значит, улучшится само качество вашей жизни!

Езда на велосипеде: противопоказания