Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления. (Доклад) "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!». О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи. Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

1. Правильная.

2. Неправильная.

В первом случае - это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот. Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью. При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.

Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили. Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены. Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности. Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.

Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.

Необходимо верно обустроить сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).

Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.

Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.

Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки - они тоже пойдут на пользу осанке.

Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.

Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.

Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.

Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше - на спине, а не сворачиваться калачиком.

Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку. Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).

Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Естественно, плоскостопие - не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени. Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда. И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания. Мы выяснили, каких рекомендаций стоит придерживаться людям, желающим сохранить ровную и Узнали также о том, какая существует связь между плоскостопием и осанкой.

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двига­тельного аппарата и всего организма».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

У РЕБЕНКА»

Что такое осанка?

«Осанка это правильное положение тела человека в покое и при движении; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма».

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая.

При нарушении осанки происходит изменение костного скелета, ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

К нарушению осанки приводят некоторые заболевания, например: рахит, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, врожденная слабость опорно-двигательного аппарата, а также неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов, неравномерное распределение нагрузки (неправильно подобранная мебель, неудобная одежда, обувь, длительное катание на велосипеде, прыжки на одной ноге, неправильная поза при рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах).

Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменяют рессорную функцию позвоночника, что в свою очередь отражается на деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушение осанки относится к предпатологическим состояниям, некоторые при своевременно начатых реабилитационных мероприятиях проходят бесследно.

При незначительном нарушении осанки назначают лечебную гимнастику.

Воспитание правильной осанки можно рассматривать как важное условие общего укрепления организма между тем не во всех семьях уделяется этому внимание. За положением спины многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает из-под контроля. Нельзя сидеть скрестив голени, зацепившись ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот возникают в результате неправильной позы ребенка. Со слабостью мышц надо бороться с помощью утренней гимнастики, подвижных игр, катания на санках, лыжах, коньках, игр с мячами, скакалками.

После долгого сидения ребенку необходимо подвигаться, выполнить несколько упражнений.

Во время ходьбы ребенок должен идти, не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы научить ребенка не наклонять голову, надо предложить ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 г).

При прыжках в длину, с высоты, со скакалкой надо следить за мягкостью приземления. При этом надо упражнять правую и левую руки, чтобы развивать мышцы симметрично.

Для контроля за осанкой применяется такой прием: ребенка ставят спиной к стене, чтобы он касался затылком, спиной, ягодицами и пятками. Отойдя от стены, ребенок должен сохранять эту позу. Хорошо подвести ребенка к зеркалу в этой позе, поставить боком, чтобы он сам посмотрел, какая у него прямая спина, как это красиво смотрится.

Во время сна ребенок должен лежать вытянувшись на спине, на животе, на боку, но не «колокольчиком». Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка - высокой.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом,

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; - расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно

соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Расстояние между грудной клеткой ребенка и краем стола - ладонь прижать во внутрь большим пальцем.

Дома можно использовать любой стол, подложив на стул деревянные дощечки, а под ноги ребенка - скамеечку.

Освещение должно находиться слева от ребенка. Кроме настольной лампы должен быть включен и общий свет.

Укреплению осанки способствуют занятия любым видом спорта, особенно плаванием.

Хорошо дома иметь спортивные снаряды в виде качелей, каната, веревочной лестницы, колец. Если условия в квартире не позволяют разместить домашний стадион, то всегда можно укрепить хотя бы перекладину в коридоре или дверном проеме. Укрепляйте осанку у детей и Вы сохраните им здоровье.

ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

1. Проверка осанки у шведской стенки или у стены без плинтуса - прижаться затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.

2. Сделать шаг от стены и закрепить спинку, точно также, как у стены: - подняли руки вверх и отвели ногу назад на носок, посмотрели на руки, приняли исходное положение (повторить 5 -7 раз).

3. И.о.: руки на пояс, пятки вместе, носки врозь, - приседания с прямой спиной, руки вперед.

4. Ходьба по залу, следить за осанкой.

5. Правую руку вверх, левую вниз, рывки руками.

6. «Цапля» руки на пояс, высокое поднимание колена.

7. Ходьба по залу на носочках, руки в замок, поднять вверх и вывернуть. Ходьба на пятках, руки на пояс.

8. И.п.: лежа на полу, на животе, руки под подбородком, пятки вместе, поднять правую ногу, затем левую.

9. То же, только поднять обе ноги вместе, руки вытянуть вперед.

10. И.п.: то же, но руки вытянуть вперед, - поднимаем правую руку и левую ногу одновременно и наоборот.

11. И .п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

12. «Пистолетик» - руки вдоль туловища, лодыжки вниз, правая нога вверх, левая нога согнута к колену правой ноги, затем наоборот.

13. «Полумостик» - руки вдоль туловища, ноги согнуть и поставить на стопы (повторить 5 - 7 раз).

14. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, сесть по-турецки, затем опять лечь.

15. Лечь на живот, руки под подбородок, ноги работают как в воде, дыхание произвольное («кролем»).

16. Поплыли брассом, работают руки и ноги.

17. Проверка осанки, руки под подбородком, пятки вместе, дыхание произвольное.

18. Взяли палочку и положили на лопатки, приподняли плечевой пояс, голову повыше (повторить 5 - 7 раз).

19. Лежа на спине, руки за голову, «Велосипед» (медленно).

20. Диафрагмальное дыхание, ноги согнуть и поставить на стопы, одна рука лежит на животе, другая - на груди. При вдохе надувается живот и при этом же сдувается.

21. Горизонтальные ножницы - приподнять ноги невысоко и скрестные движения ногами.

22. Лежа на спине, руки вверх - вдох, вниз руки - выдох.

23. Повернулись на живот, руки под подбородок - проверка осанки.

24. Проверка осанки у шведской стенки.

25. Ходьба по залу, руки вверх - вдох, вниз - выдох.

26. Махи рук в правую и левую сторону, с закручиванием корпуса.

Для детей с нарушением осанки не реже 2 раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского и педагогического персонала. Для эффективности работы в выходные дни мы рекомендуем Вам проводить вышеуказанные мероприятия.


Двигательная деятельность человека является основой здоровой и гармоничной жизни. За свою жизнь человек совершает бесчисленное количество всевозможных движений, однако полная двигательная активность приходит не сразу после появления младенца на свет, а несколько лет формируется, в зависимости от развития опорно-двигательного аппарата. По мере развития малыш учится ходить и удерживать свое тело стоя на ногах. В этот момент у ребенка начинается процесс формирования осанки – наиболее привычного положения тела. О проблемах данного развития, а также о формировании правильной осанки узнаем из данной публикации.

Нарушение осанки – причины и следствия

В основе полноценной двигательной деятельности лежит слаженная работа мышечно-связочного аппарата. Многие удивятся, но для осуществления одного единственного шага при ходьбе задействуется более 300(!) мышц. Однако если мышечный аппарат ребенка развит слабо, да к тому же часто подвергается чрезмерным и длительным нагрузкам, происходит искривление позвоночного столба. Так, при боковом искривлении позвоночника у подростка формируется , а в случае увеличения изгиба в поясничном либо шейном отделе – лордоз. Более того, к нарушению осанки приводит развитие плоскостопия, то есть деформация стопы вплоть до исчезновения ее свода.

При нарушении осанки человек начинает сутулиться, что не только портит внешность, но и грозит проблемами с внутренними органами. К тому же из-за развития идет повышенная нагрузка на ноги, из-за чего они начинают быстро уставать и болеть при ходьбе. С развитием недуга плоскостопие может привести к деформации стопы и пальцев ног, что исправляется лишь хирургическим вмешательством.

Формирование правильной осанки

Медики утверждают, что причиной развития неправильной осанки становится слабая двигательная активность человека в юном возрасте. Профилактика предупреждения нарушения осанки – это целый комплекс мер, который направлен на создание необходимых гигиенических условий для ребенка. Данный комплекс должен включать в себя соблюдение режима дня (организм ребенка не должен перегружаться), правильное питание с оптимальным содержанием витаминов, минералов и белков, а также подбор удобной мебели для ребенка, соответствующей его росту.

Более того, ключевое значение в формировании осанки имеет укрепление мышц спины, а также свода стопы. Для этого важно регулярно заниматься гимнастикой, носить жесткие массажные тапочки вместо мягких домашних, а также чаще ходить босиком по гравию и песку. Более того, для повышения тонуса спины ребенку полезны , ежедневные прогулки, а также занятия спортом.

Лечение нарушения осанки

Чтобы предупредить нарушение осанки у ребенка важно регулярно показывать его врачу-ортопеду, который проведет клинический осмотр и даст необходимые рекомендации по укреплению мышц спины и стоп, а при необходимости, направит в кабинет лечебной физкультуры.

В случае диагностирования первой степени нарушения осанки, а также начальной стадии плоскостопия у ребенка, ему необходимо регулярно выполнять комплекс корригирующих упражнений под руководством специалистов по лечебной физкультуре. Подбирается он с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени искривления позвоночника. Входящие в комплекс физические упражнения обязательно должны иметь направленность воздействия (укрепление мышц живота, спины, нижних конечностей) и быть строго дозированными. Регулярное выполнение комплекса упражнении вкупе с соблюдением гигиенических норм дают прекрасные результаты в плане исправления недуга. Берегите своих детей!

1. Значение правильной осанки

5. Практическое задание

Литература

1. Значение правильной осанки

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

· при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемоестатическое плоскостопие.

Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: "весь день на ногах".

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

На подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

На тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

Под внутренней и наружной лодыжками;

Между головками предплюсневых костей;

В мышцах голени из-за их перегрузки;

В коленном и тазобедренном суставах;

В бедре из-за перенапряжения мышц;

В пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны.

Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого "цемента" для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Профилактика плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

5. Практическое задание

1. Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки).

В обследовании принимало участие 6 детей. Были получены следующие результаты: Весельева К. - нормальная осанка, Скобелев Ю. - сутулая осанка, Тюрина А. - нормальная, Гладун А. - сколиотическая, Плешков И. - сутулая, Кожухов К. - нормальная.

2. Выявить все нарушения осанки у детей вашей группы и дать рекомендации по их исправлению или коррекции.

В обследовании участвовало 10 детей. Из них 2 ребенка имеют сколиотическую осанку (Гладун А., Румянцева М.), 4 ребенка сутулую осанку (Скобелев Ю., Чебкасова Л., Сучкова Н., Плешков И.).

1. Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

2. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

3. Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

4. Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

5. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

6. Определить стопу ребенка (5 детей).

В обследовании принимало участие 5 детей. Из них 3 ребенка имеют плоскостопие: Плешков И., Зенкова Н. - статическое плоскостопие, Кожухов К. - врожденное.

Литература

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

5. Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!