Можно ли прыгнуть с парашютом без подготовки. Как подготовиться к первому прыжку с парашютом. Советы экспертов. Приземление в экстремальных условиях

? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

Минусы

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

Плюсы

  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

Минусы

  • Высокая стоимость прыжка.

Плюсы

  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

  1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
  2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
  3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
  2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

  1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  5. Эпилепсия.
  6. Сахарный диабет.
  7. Проблемы с координацией движений.
  8. Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Приземление в экстремальных условиях

Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

Решившись на первый прыжок с парашютом, мы представляем себе идеальную картину. Но каждый раз кто-то из «перворазников» уезжает с аэродрома разочарованным:

    Никита мечтал испытать себя: подойти к обрезу, прыгнуть и «дернуть кольцо», - но за него все сделал тандем-мастер.

    Алена хотела красивых карточек: заплела волосы, сделала маникюр и позвала друга-фотографа, а на складе ей выдали грязно-зеленый комбинезон и берцы на 3 размера больше. Да еще и любимое колечко в поле потеряла.

Избежать этих неприятностей легко - перед поездкой на дропзону (аэродром, где прыгают парашютисты) найдите немного времени и подготовьтесь к прыжку.


Главная сложность, с которой сталкиваются все желающие познакомиться с небом, - это выбор прыжка: самостоятельный или в тандеме с инструктором.

Тандем

Часто на дропзонах советуют начинать с тандем-прыжка.

На будущего парашютиста (тандем-пассажира) надевают специальную подвесную систему. Она крепится с помощью карабинов к подвесной системе тандем-мастера, к которой присоединен парашют. Не бойтесь, такая конструкция надежна: один карабин способен выдержать до тонны груза, а в подвесной системе их четыре.

Инструктор контролирует весь процесс прыжка: отделение, свободное падение, раскрытие парашюта, полет под куполом и приземление на безопасную площадку.

Требования к пассажирам минимальны: дети с восьми лет, пожилые люди, люди с лишним весом, слабой физической подготовкой или ограниченными возможностями - могут прыгать с парашютом в тандеме с инструктором.

Свободное падение длится 30-60 секунд - в зависимости от того, на какую высоту поднимается самолет на выбранной вами дропзоне. Под куполом полет длится 2-3 минуты. Если пассажир хорошо себя чувствует и ведет себя адекватно, тандем-мастер может разрешить поуправлять парашютом на безопасной высоте.

Стоит такой прыжок 7-8 тысяч рублей. Инструктаж минимальный и занимает 5-10 минут непосредственно перед прыжком: главное - не мешать инструктору выполнять свою работу в небе.

Ограничения для прыжков тандеме с инструктором

Возраст: с 8 лет (до 18 лет нужно разрешение родителей)

Вес: до 120 кг

Медицина:

    заболевания сердечно-сосудистой системы

    наркотическое или алкогольное опьянение

    черепно-мозговые травмы

    насморк (да-да, не удивляйтесь - из-за резкой смены высоты в свободном падении и перепада давления насморк может привести к тяжелым осложнениям - проблемам со слухом и зрением)

Одежда

    Одежда не должна стеснять движений. Лучше всего спортивный костюм или джинсы и ветровка.

    Обувь без каблука, которая не слетит в свободном падении, в идеале - кроссовки или кеды.

    В холодное время года захватите перчатки - на высоте температура ниже, чем на земле.

    Снимите цепочки и сережки, чтобы не потерять во время прыжка.

Фото- и видеосъемка

Тандем-прыжки можно запечатлеть двумя способами:

    ваш инструктор снимет прыжок на экшен-камеру (она будет закреплена на его руке или на селфи-палке) - стоить это будет 1-2 тысячи рублей

    профессиональный воздушный оператор полетит рядом с вами и будет снимать - такая услуга обойдется в 3-4 тысячи рублей

Самостоятельный прыжок

Начинающие парашютисты старше 14 лет могут прыгать с парашютом самостоятельно.

Как правило, первые прыжки совершаются на круглых неуправляемых парашютах: Д6 серии 4 , Д5 серии 2 , Юниор или на новом десантном парашюте Д-10 .

«Неуправляемый» парашют - это тот, который летит туда, куда дует ветер.

Возьмите паспорт. Если вам нет 18 лет - зовите кого-нибудь из родителей или опекуна (обязательно с паспортом) - от них потребуется написать разрешение.

Приведите вес к норме: до 120 кг для прыжка в тандеме, 45-90 кг для самостоятельных прыжков.

Снимите украшения. Выберите подходящую одежду и обувь: спортивный костюм и берцы для самостоятельного прыжка, джинсы и кроссовки для прыжка в тандеме.

Приготовьте бутерброды и вкусный чай в термосе - кафешки на аэродромах обычно предлагают скудное меню и довольно дороги.

Захватите флешку или карту памяти, а еще лучше - ноутбук. Так будет проще получить заветные фотографии.

Не планируйте других мероприятий на день прыжка: парашютный спорт очень метеозависим и ждать подходящей погоды нередко приходится до самого вечера.

Страшно

Боитесь? Правильно делаете. Нужно бояться: страх обостряет чувства и позволяет получить наибольшее удовольствие от прыжка. Некоторые опытные спортсмены даже отказываются идти во взлет и предпочитают пересидеть какое-то время на земле, если понимают, что не испытывают страха.

Если же ваши чувства и так обострены до предела, а прыгнуть все-таки мечтаете, немного логики:

Конструкция любого парашюта (и круглого , и типа крыло) гораздо проще, чем конструкция самолета. А чем проще система, тем меньше вероятность ее отказа или поломки. Значит, если уж вы сели в самолет и взлетели, то приземляться с парашютом безопаснее, чем в самолете.

(Все время так себя успокаиваю - помогает;)


P.S.: Бояться нужно не первого прыжка, а того, что понравится.

Разные виды экстрима и парашютный спорт, в том числе находятся на пике популярности. Огромное количество людей стремится хотя бы один раз посмотреть на мир, как птица, и ощутить новые эмоции. Если нет проблем со здоровьем, то есть шанс примерить на себя экипировку и сделать шаг в облака.

Вид спорта – прыжки с парашютом

Парашютный спорт постоянно развивается и по всему миру регулярно открываются школы, чтобы каждый смог при желании осуществить свою мечту. Важно знать, что у этого экстремального занятия есть противопоказания: диабет, обострение хронических заболеваний, травмы, неустойчивая психика, проблемы с координацией и плохое зрение. Если нравится парашютный спорт, тогда следующие факты будут интересными:

  1. Наибольшее количество прыжков – 13800 и выполнил их Юрий Баранов.
  2. Приземление на точность – старейший вид спорта, при котором человек должен приземлиться в отмеченное место. На соревнованиях используется специальный электрический датчик, в который человек должен попасть пяткой.
  3. Основные виды парашютного спорта: свободное падение и пилотирование.
  4. Расстояние в 3 км до того, как откроется парашют, спортсмен преодолевает за минуту.
  5. Во время прыжка не получится разговаривать, хоть в фильмах показывают другое.
  6. Джордж Мойз – самый старый парашютист, который прыгнул вместе с инструктором с высоты 3 тыс. км в возрасте 97 лет. Это был его подарок себе на день рождения.
  7. Японские спортсмены выдумали прыжок «Банзай». Для его выполнения сначала из самолета выбрасывается парашют, а затем прыгает спортсмен, который должен догнать его, надеть и раскрыть.

Отдельно стоит поговорить о безопасности парашютного спорта. Важно четко следовать правилам и контролировать прохождение всех этапов: подготовку оборудования, укладку парашюта и прыжок. Есть особые нормы, касающиеся укладки, проверки, просушки и хранения парашюта. Чтобы обезопасить себя от непредвиденных ситуаций, важно посещать тренировочные курсы и знать правила поведения. Спортсмен должен иметь устойчивое психологическое состояние и высокий уровень самодисциплины.

Одиночные прыжки – парашютный спорт

Самостоятельно можно прыгнуть с парашютом, начиная с первого раза, но в таком случае требуется подготовка, которая длится от 4 до 7 ч. В парашютном спорте важно, чтобы человек обязательно прошел практику и сдал теорию. Только выполнив все задачи, можно получить разрешение на прыжок и экипировку. Если есть страх, то инструктор может прыгнуть тоже и лететь рядом, чтобы контролировать действия. Максимальная высота прыжка с парашютом не ограничивается, и рекорд составляет 39 км. Что касается новичков, то для них есть лимит, так высота прыжка не превышает 1 км.


Тандемные прыжки – парашютный спорт

Прыгать с парашютом можно не только в одиночку, но и в тандеме с другим человеком. В большинстве случаев первый раз это рекомендуется делать вместе с инструктором, что будет более безопасно, поскольку большинство действий осуществляется специалистом. Полет на парашюте с инструктором совершается после регистрации на аэродроме, прохождения медосмотра и небольшой наземной тренировки. Опытные спортсмены могут прыгать с другими людьми, например, парень с девушкой.

Свободное падение – парашютный спорт

Этот вид включает ряд дисциплин, и основные разновидности парашютного спорта следующие:

  1. Индивидуальная акробатика . Спортсмен должен за определенный промежуток времени выполнить некоторые движения: сальто, вращения, спирали. При прохождении сертификации парашютистов обязательно используются элементы этого вида спорта.
  2. Групповая акробатика . Этот парашютный спорт подразумевает выполнение разных фигур и перестройки в горизонтальной плоскости несколькими спортсменами.
  3. Фрифлай . Такое скоростное падение в парашютном спорте сопровождается выполнением фигур акробатики при вертикальном положении тела. Во фрифлайне в команде находится два человека.
  4. Фристайл . Во время полета человек может воплощать собственные идеи, выполняя разные движения и демонстрируя собственную пластику, координацию и грацию.
  5. Скайсерфинг . Этот вид парашютного спорта основан на выполнении разных фигур, когда спортсмен надевает специальную лыжню. На соревнованиях применяется обязательная и произвольная программа.

Как заняться парашютным спортом?

Если появилась уверенность, что хочется прыгнуть с парашютом, тогда важно выбрать подходящий клуб. Сначала можно ознакомиться в интернете с отзывами, а затем рекомендуется самостоятельно съездить на место, поговорить с персоналом и задать возникшие вопросы. Убедитесь в том, что парашютный клуб имеет все разрешения. Обучение парашютному спорту может занимать от одного до нескольких дней.


Первый прыжок с парашютом

Правила, касающиеся первого прыжка, используются во всех клубах:

  1. Парашютный спорт допускает к прыжкам только людей, которые прошли медицинский осмотр, поэтому начинать нужно с него. В клубе происходит заполнение необходимых документов.
  2. Обязательно проводится специальный инструктаж, который включает пару занятий по 2-2,5 ч. Преподаватели объясняют, как вести себя в самолете, как работать с парашютом и приземляться, а еще что нужно делать при нештатных ситуациях. Кроме этого, важна минимальная спортивная подготовка.
  3. Перед тем как прыгнуть с парашютом человек пишет расписку на случай возникновения проблем. Это обязательная формальность, но не переживайте, поскольку парашютизм не так опасен, как другие экстремальные .
  4. Первый прыжок совершается с парашютом десантников, который имеет круглый купол. Он раскрывается автоматически, после 3 сек. интервала. Важно знать о правилах приземления, так ноги следует удерживать вместе под углом в 30°. Для уменьшения горизонтальной скорости следует тянуть вниз передние лямки парашюта.

Как получить разряд по парашютному спорту?

Есть мнение, что для получения разряда нужно просто три раза самостоятельно прыгнуть, но на самом деле не все так просто, поскольку нужно соответствовать разрядным нормам и требованиям. Для получения звания или разряда следует выполнить:

  1. Прыжки на точное приземление, которые соответствуют программе индивидуальной точности и нормативам.
  2. Прыжки с выполнением фигур и по программе индивидуальной акробатики.

Разряды в парашютном спорте дают только, если хотя бы один из них совершается в соревнованиях, что заносится в зачетную классификационную книжку спортсмена. Получить их можно, начиная с 15 летнего возраста. Стоит учитывать, что для присуждения 1 разряда среди судей должны быть 2 человека республиканской категории, а для 3 разряда это правило не должно соблюдаться. Если спортсмен хочет получить разряд, то сначала участники совершают прыжки, составляет протокол результатов и по ним проводят присуждение титулов.


Снаряжение для парашютного спорта

Основная часть снаряжения – парашютная система, которая включает в себя основной и вытягивающийся парашют, запасной парашют и автоматический страхующий прибор. Все это упаковано в рюкзак или его еще называют ранцем. Еще один важный момент – обувь для парашютного спорта, которая должна фиксировать голеностоп, чтобы снизить риск и перелома при приземлении. Лучше всего приобрести берцы. Опытные спортсмены рекомендуют покупать перчатки, для хорошего сцепления и управления парашютом. Они имеют два слоя: синтетический и хлопковый.

Если человек планирует заниматься этим спортом, то обязательно следует приобрести специальный комбинезон, который не будет стеснять движений, сохранит тепло, защитит от ветра и от царапин во время приземлений. Костюм для парашютного спорта имеет специально проработанную форму, которая улучшает аэродинамические характеристики. Есть разные модели комбинезона, которые подходят для разных видов парашютного спорта.


Шлем для парашютного спорта

Обязательная деталь экипировки – шлем, который может быть мягким и жестким. В первом случаев для изготовления используется кожа и текстиль. Мягкие шлемы являются самыми популярными, так они защищают от ветра и собирают волосы для того, чтобы они не мешали (что особо актуально для девушек). Экипировка для парашютного спорта включает и жесткие шлемы, которые могут быть открытыми или полностью закрытыми. Для изготовления используется пластик и карбон. Внутри таких шлемов могут устанавливаться наушники и микрофон, а снаружи – крепиться камера и сигнализатор высоты.


Очки для парашютного спорта

Если парашютист надевает открытый шлем, тогда обязательно нужно использовать очки, которые защитят от ветра и солнечных лучей. Есть разные аксессуары для парашютного спорта, но не рекомендуется покупать слишком узкие очки, поскольку они не будут давать необходимую защиту. Один важный момент – очки должны быть выполнены из ударопрочных материалов, чтобы в случае чего стекла не разбились и не травмировали. Мерить их рекомендуется вместе со шлемом, чтобы было комфортно и ничего не мешало.


Главное, чтобы в этот момент за спиной был проверенный и верный друг-парашют, а душа не дрогнула в последний момент.

Приступим!

Самое первое, что хотелось бы посоветовать «перворазнику», это не забывать, что вы пока всего лишь новичок. Никаких безрассудных поступков, всё по инструкции и только после команды.

Первый ваш прыжок вполне может сразу стать самостоятельным, то есть с 800 метров, без инструктора и с принудительным раскрытием парашюта, либо всё же в тандеме с инструктором, но с большей высоты. Всё будет зависеть только от вашего понимания и восприятия ситуации.

О подготовке

Спешу заметить, что самый первый ваш прыжок не обойдётся без предварительной подготовки в школе парашютизма либо в аэроклубе.

Вы обязательно должны будете пройти короткий инструктаж на поле. Если в ваших планах всего один прыжок, то данной экспресс-подготовки будет вполне достаточно. С обыкновенным десантным парашютом типа Д1−5у или Д6 всё намного проще. Но если всё-таки вы по-настоящему загорелись стать профессионалом в данной области и прыгнуть с «крылом», то подобных «полевых учений», конечно же, не хватит.

Инструктор — он же учитель

Во время инструктажа внимательно слушайте всё, о чём говорит инструктор. От этого может зависеть, насколько удачным окажется ваш прыжок. На собственном примере могу сказать, нештатные ситуации, к сожалению, случаются. И нужно знать, как из них выйти достойно, либо вообще не допустить оных. Так что не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы специалисту. Он просто обязан отреагировать на них и всё разложить по полочкам.

Не пейте для храбрости…

Нельзя упускать из виду и тот факт, что при осуществлении парашютных прыжков существуют противопоказания . Укажу основные из них.

1. Соискатель (вы) не должен быть обременён какими-либо серьёзными хроническими заболеваниями, например, такими как сердечно-сосудистые и психические.

2. Из ряда вон плохое зрение также не есть хорошо. Очки могут повредить глаза, а линзы могут быть выбиты сильным потоком воздуха. Скорость падения с высоты 800 метров равна 5−8 метрам в секунду.

3. После любых недавних переломов в течение года прыжки также противопоказаны.

4. Ни о каком прыжке с парашютом не может идти речи, если вы употребили алкоголь, и неважно в каком количестве.

5. Сахарный диабет — существенное препятствие на пути к вашей мечте, равно как эпилепсия и любые проблемы, связанные с координацией движения.

6. Вес и возраст также играют важную роль. Надо знать, что парашютные прыжки разрешены соискателям не младше 6 лет и имеющим вес не менее 40 и не более 95 кг.

Помните, укладывать ваш парашют должен именно ваш инструктор. Набирая в свою группу желающих, он отвечает за каждого своего подопечного.

Экипировка — не последнее дело

Не лишним будет напомнить об экипировке. Неважно, лето на улице или зима, плотная и удобная одежда с длинными рукавами и длинными брючинами, заправленными в высокие берцы, — лучшее спасение от любых нештатных ситуаций. Обувь должна быть прочной и на толстой подошве, надёжно фиксирующей голеностоп. И не забудьте про перчатки, они вам очень пригодятся.

Собственно, сам прыжок

Прыжок скорее всего будет осуществляться с самолёта (Ан-2(12) или Яка), хотя кое-где и с вертолёта Ми-8. Всех парашютистов инструктор рассадит, согласно их весовой категории — самые тяжёлые идут первыми. Самолёт по кругу набирает высоту. Инструктор после сообщения командира экипажа о соответствующей высоте (2 коротких сигнала зуммера) открывает люк и знаками показывает очерёдность прыжков.

Перед прыжком руки должны быть скрещены на груди. По команде инструктора — прыжок вперёд. Открытие парашюта сопровождается небольшим рывком вверх. Поднимаем голову, убеждаемся, что парашют вышел правильно. Стягиваем чулки на стропах вниз — для увеличения площади купола. Вот и всё. Наслаждайтесь красотами с высоты птичьего полёта.

Приземляйтесь правильно

Перед приземлением приготовьтесь, сомкнув ноги, слегка расслабив и полусогнув в коленях. Подбородок обязательно прижать к груди. Посадка должна быть осуществлена на обе ноги одновременно. Она подробно отрабатывается еще до вылета, примените свои знания.

Всё, сгребайте парашют в сумку и отправляйтесь к месту укладки.

Поздравляем! Вы стали ещё одним покорителем небесного океана.

Парашют - от французского parachute (от греческого para - «против» и французского chute - «падать») - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Парашюты используются для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов и т. п.

Историки свидетельствуют, что впервые идея прыжков с парашютом пришла легендарному Леонардо да Винчи. И первое упоминание о безопасной возможности «спуститься с небес» есть в его рукописи (1495 год): «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности».

Сегодня у нас больше нет необходимости бросаться с неба с палаткой, а, взвесив все за и против, решиться на прыжок под руководством надежных инструкторов. Что для этого нужно, какие бывают прыжки и кому прыгать нельзя - все эти вопросы волнуют каждого желающего получить свою порцию небесного . Итак, два варианта прыгнуть с парашютом впервые.

Самостоятельный прыжок с десантным парашютом

В этом случае вы самостоятельно совершаете прыжок с военно-десантным парашютом на круглом куполе с принудительным открытием или трехсекундной задержкой перед открытием парашюта. Считается, что такой вариант выбирают по-настоящему смелые и решительные люди.

Особенности прыжка:

Перед прыжком вам необходимо пройти подготовку: оформление документов, медицинскую комиссию, обстоятельный инструктаж длительностью 3–4 часа (иногда более). Прыжок совершается с высоты 800 метров над землей, скорость самолета при выброске - 160 км/ч. Свободное падение длиться 3 секунды, скорость 50 м/с. Скорость падения при приземлении 5 м/с, именно поэтому этапу приземления уделяется особое внимание во время инструктажа. Невнимательное отношение к инструктажу может повлечь за собой довольно неприятные последствия!

После инструктажа по команде выпускающего инструктора «На борт!» вас посадят в самолет (как правило, Ан-2, известный как «кукурузник») в порядке построения (первыми прыгают самые тяжелые). При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

Ограничения по погоде: ветер не более 6 м/с. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют довольно трудно.

Прыжок в тандеме с инструктором

Затяжной прыжок с парашютом «крыло» в паре с тандем-мастером. Очень надежный вариант первого прыжка с парашютом. Здесь вам, возможно, не придется проявить самостоятельность и героическую смелость, однако вы сможете гораздо дольше и в другом качестве наслаждаться полетом.

Особенности прыжка:

Перед прыжком вас также ждет подготовка: оформление документов, медицинская комиссия, краткий инструктаж.

Прыжок осуществляется с борта (самолета, вертолета), который позволяет набрать большую высоту (Л-410, вертолет Ми-8 и др.).

На борту инструктор соединит ваши подвесные системы. Вы отделяетесь от вертолета (самолета) на высоте 3500–4000 метров(!). Свободное падение длится 50 секунд. Всю работу по стабилизации падения и раскрытию парашюта выполняет опытный инструктор. Вам остается наслаждать ощущениями и открывающимися видами почти минуту!

Скорость падения при приземлении 1 м/с. По силе приземление можно сравнить с прыжком с дивана, поэтому ограничения по здоровью в тандемных прыжках менее строгие.

Ограничения по погоде: ветер до 10–12 м/c, облачность почти не играет роли, так как завозят и выбрасывают по GPS навигатору. Во время прыжка разрешена фото- и видеосъемка.

Осторожно, здоровье

Разумеется, вы пройдете медицинскую комиссию перед прыжком. Но местный врач не может диагностировать множество заболеваний, о которых знаете вы. Поэтому будьте сознательны и внимательно отнеситесь к своему здоровью.

Если вы носите контактные линзы, проблем нет. А вот очки необходимо заменить на очки с пластиковыми стеклами и резинкой вокруг головы. Если у вас сильная близорукость, от прыжка лучше воздержаться.

Имея травмы опорно-двигательного аппарата в прошлом, вам необходимо получить консультацию врача. Возможно, в этом случае для вас подойдет только прыжок в тандеме. А при переломе ног нельзя прыгать с парашютом в течение года после полного срастания костей.

Допустимый вес для самостоятельных прыжков с парашютом не менее 45 кг и не более 95. Для прыжков с парашютом в тандеме верхняя граница веса - 130 кг.

Так что далеко не все могут по состоянию здоровья позволить себе такое экстремальное развлечение, как прыжки с парашютом. Противопоказания вы найдете в следующем разделе.

Прыжки с парашютом: противопоказания. Кому прыгать нельзя?

Людям, страдающим психическими заболеваниями.

Больным сахарным диабетом.

Глухим или страдающим острыми или хроническими заболеваниями среднего уха.

К прыжкам с парашютом не допускаются люди с высоким артериальным давлением.

Вас не допустят к прыжку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Что еще нужно для прыжка

Подходящая одежда и обувь

С поднятием на 1 км температура уменьшается на 6 градусов, поэтому одежда должна быть закрытой даже летом, например, спортивный костюм, или комбинезон, перчатки, защитные очки. Спортивная обувь - кроссовки (при прыжках с 800 метров нужны ботинки с высоким голенищем, или кроссовки плюс эластичные бинты). Все мелкие вещи вытащите из карманов и оставьте на земле.

Состояние и настроение. Совершайте прыжок в хорошей физической форме - в здоровом состоянии тела и духа. Отдохните, выспитесь, накануне не пейте алкоголь. И впечатления, запомнившиеся на всю жизнь, вам обеспечены! Кто знает, может, вы откроете в себе талант воздухоплавателя?

Интересные факты:

Первой женщиной, совершившей прыжок с парашютом, была миссис Джоржия Томпсон, Хендерсон, Северная Каролина. В возрасте 15 лет, уже будучи женой и матерью, она присоединилась в 1908 году к группе парашютистов, и через пять лет, 21 июня 1913 года совершила свой первый прыжок над Лос-Анджелесом.

В настоящее время прыжки на точность приземления - одна из двух основных дисциплин классического парашютизма. Задача в прыжках на точность состоит в поражении мишени размером в 3 см. При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол парашюта не «погас».