Под давлением. Как физические нагрузки влияют на зрение. Можно ли заниматься спортом с плохим зрением

Быть в хорошей физической форме сегодня очень модно. Это не только хороший способ для того, чтобы укрепить свое здоровье или самореализоваться, а тенденция, охватившая людей всех возрастов. Проблемы со здоровьем могут ограничивать человека в возможности заниматься некоторыми видами спорта. Является ли такой проблемой плохое зрение?

Можно ли заниматься спортом с плохим зрением?

Жизнь современного человека представляется многими неполноценной без занятий спортом. Что же в таком случае делать людям с дальнозоркостью, близорукостью и другими зрительными патологиями? Можно ли заниматься спортом с плохим зрением? Ведь еще совсем недавно ребенок, который носит очки, освобождался от уроков физической культуры. К счастью, диагноз офтальмолога — теперь не приговор для людей с проблемным зрением. Они также могут посвятить жизнь спорту или просто проводить свой отдых активно и с пользой для здоровья.

Как влияет спорт на организм? Физкультура способствует общему укреплению здоровья и органов зрения в частности. Физическая активность улучшает кровообращение, благодаря чему осуществляется постоянное питание органов кислородом и другими важными для человека веществами. Таким образом, физическая активность увеличивает работоспособность всех систем организма. Это не означает, что она может исцелить от близорукости, дальнозоркости или астигматизма. Однако это хорошая профилактика и возможность укрепить и улучшить зрительные функции. Главное, чтобы физические нагрузки были умеренными. Если же заболевание глаз уже диагностировано, то выбор в пользу того или иного вида спорта стоит делать осмотрительней.

Какие виды спорта при нарушениях зрения опасны?

При тяжелых нарушениях зрительных функций и осложнениях физические нагрузки должны быть небольшими. Придется отказаться и от травмоопасных видов спорта: бокса и различных единоборств, тяжелой атлетики, футбола и пр. Все эти занятия способствуют увеличению давления, в том числе внутриглазного. Полностью отказываться от физкультуры даже на последних стадиях миопии не обязательно. Нужно просто выбрать вид активности, не связанный с поднятием тяжестей или резкими движениями, которые могут вызвать повышение давление или стать причиной механической травмы головы или глаз. Можно заниматься аэробикой, йогой, плаванием. Они безопасны и подойдут почти каждому.

Что касается профессиональных спортсменов, то они систематически проходят обследования. Офтальмолог вовремя обнаружит глазной недуг и назначит лечение, после которого можно будет снова приступить к тренировкам. Спортсменам-любителям также следует регулярно посещать кабинет окулиста, чтобы предотвратить ухудшение зрения. Если Вы еще не определились, каким спортом заняться, то полное обследование поможет Вам в этом. Врач посоветует тип физической активности, наиболее приемлемый при том или ином глазном заболевании.

Каким спортом лучше заниматься людям с близорукостью?

Медицинские исследования показывают, что не все виды спорта подходят пациентам с миопией. Самые полезные для них — бег, плавание и подобные физические нагрузки не очень высокой интенсивности, когда пульс не превышает 140 ударов в минуту. Во время тренировки циркуляция внутриглазной жидкости нормализуется, а работа цилиарной мышцы улучшается. Она отвечает за аккомодацию хрусталика — способность к эластичности и изменению своей формы при фокусировки на близком и дальнем расстоянии. Регулярные занятия могут остановить развитие близорукости. Если к тому же Вы выполняете глазную гимнастику, острота зрения будет повышаться.

Также при близорукости первой и второй степени полезны игровые виды спорта, требующие переключения внимания (волейбол, бадминтон, настольный теннис). Как влияет на зрительные функции игра с мячом? Перевод взгляда во время игры с дальнего объекта на близкий (при перемещении мяча) усиливает аккомодационную способность хрусталика и обеспечивает тренировку глазных мышц.

Интенсивные нагрузки, при которых пульс повышается до 150-180 ударов, людям с миопией противопоказаны. Акробатика и поднятие тяжестей могут привести к разрыву сетчатки. Данная патология, если лечение не начато вовремя, заканчивается полной и необратимой слепотой.

Очень осторожно нужно выполнять силовые упражнения при миопии. Сегодня многие молодые люди посещают тренажерные залы, чтобы увеличить мышечную массу. Зачастую они проводят тренировки самостоятельно, без помощи инструктора. Это может быть опасно, так как начинающие спортсмены склонны перегружать себя. Перед посещением фитнес-центра лучше проконсультироваться с офтальмологом. Если миопия на начальной стадии, то поднятие тяжестей не приведет к осложнениям. Но увеличивать нагрузки надо медленнее, чем это делает человек с хорошим зрением или опытный культурист.

Лечебная физкультура при близорукости

Людям с миопией на начальной и средней стадии для улучшения зрения рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • массаж задней поверхности шеи и затылка;
  • круговые движения головой;
  • круговые движения глазными яблоками (выполняются одну минуту сначала влево, а потом вправо);
  • массаж глаз;
  • быстрые моргания в течение 25-30 секунд.

Делать гимнастику, самомассаж шеи и глаз необходимо ежедневно. Все эти упражнения направлены на расслабление и укрепление цилиарной мышцы. Они не занимают много времени, а положительный эффект Вы заметите уже через несколько недель. Глаза станут меньше переутомляться, а острота зрения повысится.

Какие виды спорта хорошо влияют на зрение при дальнозоркости?

Людям с гиперметропией специалисты также советуют заниматься волейболом, теннисом (настольным), баскетболом. Они помогают укрепить глазные мышцы. Занятия должны проводиться несколько раз в неделю по полчаса. Однако эти рекомендации относятся к пациентам, у которых дальнозоркость первой степени.

На второй стадии заболевания во избежание осложнений придется отказаться от прыжков в высоту и длину, а также других дисциплин, при которых увеличивается нагрузка на мышцы. Интенсивные виды спорта (бег, гребля, плавание, футбол, фигурное катание, большой теннис) не противопоказаны, но нужно постоянно следить за частотой сердечных сокращений. Для этого есть специальные приборы, используемые во время тренировок. При тяжелой степени гиперметропии вышеперечисленными видами спорта заниматься нельзя. Сначала нужно восстановить зрение.

Итак, умеренные физические нагрузки при близорукости и дальнозоркости обеспечивают:

  • обогащение организма кислородом;
  • прилив крови к глазам;
  • нормальную циркуляцию внутриглазной жидкости;
  • укрепление мышц глаз.

Плохое зрение и спорт. Какие средства коррекции лучше использовать?

Есть два основных способа коррекции дефектов рефракции: очки и . Заниматься спортом в очках не очень удобно. Они запотевают, сползают с лица, что ухудшает видимость. Очковые линзы сужают поле зрения, а это опасно при занятиях, например, велоспортом. Кроме того, очки травмоопасны. Они могут разбиться и поранить лицо и глаза. В связи с этим спортсмену лучше носить контактные линзы. Оптимальными будут офтальмологические изделия одноразового использования. Во время тренировок на контактные линзы попадает пот со лба, что может навредить здоровью глаз и снизить их оптические свойства. Однодневные линзы обладают высокими показателями влагосодержания и кислородопропускаемости, что важно при большой физической активности. После занятия можно выбросить линзы.

Приобретая конкретную модель, необходимо учитывать вид спорта, которым Вы занимаетесь. Для автогонщиков больше подойдут линзы с асферическим дизайном. Они расширяют поле зрения и предотвращают появление бликов и ореолов (от асфальта и разных светящихся объектов). Средства коррекции подбираются вместе с окулистом, который подскажет, какой тип линз подойдет Вам лучше всего.

Занятия спортом после лазерной операции на глазах

Пациенты, которые решаются на лазерную операцию по восстановлению зрения, интересуются, можно ли заниматься спортом после процедуры. Практически любая операция на глазах сопровождается повреждением поверхностного слоя роговицы. Заживление происходит очень быстро, в течение одного-двух дней. В этот период запрещен не только спорт, но и любая нагрузка на глаза, даже чтение и работа за компьютером. В ближайшие две недели после коррекции пациент может вернуться к обычному образу жизни, однако надо избегать ситуаций, в которых может быть травмирован глаз. Попадание инородного тела или удар может привести к смещению роговичного лоскута, в результате чего вновь потребуется помощь врача. В период реабилитации прооперированный может делать зарядку, бегать на беговой дорожке или кататься на велосипеде. Бассейн и сауны в это время посещать нельзя, так как в глаза могут попасть микробы.

Адаптивный спорт для лиц с нарушением зрения

Что делать людям, имеющие инвалидность по зрению? Лишены ли они возможности заниматься спортом и физической культурой навсегда? Как показывает практика, даже полностью слепые могут ставить мировые рекорды и занимать призовые места на самых престижных соревнованиях. Для людей с ограниченными возможностями здоровья есть адаптивные виды спорта. Они разрабатываются специально для незрячих или людей с очень плохим зрением и помогают им адаптироваться и социализироваться. Адаптивный спорт для тех, у кого есть нарушения зрения, разделяется на классы (в зависимости от зрительной патологии и ее степени). В принципе, в пределах своего класса человек может заниматься любым видом спорта: футболом, легкой и тяжелой атлетикой, лыжами, плаванием и бегом. Спортсмены-профессионалы и любители занимаются под присмотром тренеров, инструкторов и регулярно наблюдаются у офтальмолога. Существуют даже нетрадиционные виды спорта для незрячих:

В сегодняшнее время есть много возможностей для полноценной адаптации инвалидов по зрению. Физкультура — одна из главных таких возможностей для ведения человеком полноценной жизни.

Если у Вас есть проблемы со зрением, то подходить к спорту надо более ответственно. Обязательно пообщайтесь с врачом, пройдите обследование. Оно покажет, есть ли у Вас противопоказания, являются ли они абсолютными или относительными, то есть временными. Узнайте, какой вид спорта подходит именно Вам. Помните, что даже обычные прогулки на свежем воздухе будут способствовать улучшению здоровья глаз. Малоподвижный образ жизни сопровождается замедлением кровоснабжения органов зрения, что приводит к снижению аккомодационных свойств хрусталика и, соответственно, падению остроты зрения. Влияние спорта на зрение очень сильное, однако при грамотном подходе к этому вопросу оно будет исключительно положительным.

Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения

В последнее время число детей с патологией зрения растет. Причина - неблагоприятные социальные, экономические, экологические, наследственные факторы. Проблема реабилитации таких детей, в том числе средствами физического воспитания, прежде всего плавания, достаточно актуальна. Для детей с физическими ограничениями плавание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной активности, но и фактор адаптации в обществе здоровых сверстников.

Обучение плаванию детей с нарушением зрения имеет особенности, основанные на закономерностях их физического и психического развития. Приступая к работе, мы ставим следующие задачи:

  • укрепление здоровья, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания и навыками ориентировки в водной среде;
  • активизация сохранных анализаторов;
  • коррекция зрительного и слухового восприятия;
  • развитие двигательной и познавательной деятельности;
  • коррекция вторичных отклонений в физическом развитии;
  • предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.

Нашу образовательную организацию посещают дети с разными зрительными патологиями - косоглазие, гиперметрия, миопия, астигматизм и т.д. В том числе есть дети-инвалиды с тяжелой патологией зрения. Мы организовали обучение плаванию детей всех возрастных групп.

Обобщение опыта работы позволяет выделить основные проблемы организации и проведения начального обучения плаванию.

Безопасность занятий.

Каждому ребенку должна быть обеспечена безопасность в течение всего времени его пребывания в бассейне с момента прихода и до выхода его из бассейна.

Инструктор по плаванию, медицинская сестра и воспитатель обеспечивают контроль и страховку за детьми.

Организация учебного процесса.

Основная форма проведения обучения - занятие, продолжительность которого зависит от программного материала для каждой возрастной группы. Оптимальная численность детей на занятии - пять человек.

Перед началом занятий инструктор по плаванию проводит беседы с детьми:

  • правила поведения детей в помещении бассейна;
  • правила поведения детей в бассейне
  • правила по использованию спортивного инвентаря в бассейне.

Инструктор знакомится с медицинскими показаниями на каждого ребенка
и наличием медицинской справки о допуске ребенка к занятиям по плаванию.

Водобоязнь.

Водобоязнь у детей с патологией зрения проявляется чаще, чем у нормально развивающихся. Страх перед водой обычно связан с тем, что дети не видят четко границы бассейна, не могут оценить глубину, плохо видят ориентиры на дне и вдоль бортика. Зачастую наряду с патологией зрения дети страдают задержкой умственного и физического развития. Поэтому подход к решению данной проблемы должен быть строго индивидуальным.

Особенности проявления в водной среде сопутствующих заболеваний.

Сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения также диктуют некоторые ограничения.

Например, при сколиозах противопоказаны прыжки в воду; при гидроцефалии чрезмерная нагрузка может вызвать повышение внутричерепного и внутриглазного давления и т.д. Все это должен учитывать инструктор по плаванию. У нас занимаются дети с ЗПР. Им необходима индивидуальная нагрузка.

Дидактические основы плавания ребенка со зрительной патологией.

К проблемам обучения плаванию относятся затруднение восприятия (осязательно-слуховое) учебного материала, отсутствие возможности подражания
и навыка пространственной ориентации в воде. Приходя на занятия, дети снимают очки и традиционные методические приемы показа такому ребенку недоступны. Поэтому для адаптации к непривычной водной среде необходимо применять дополнительно звуковые, осязательные и обонятельные ориентиры, например,
при обучении погружению под воду и доставании предметов со дна бассейна надо использовать крупные и ярко раскрашенные игрушки; для ориентации по краю бассейна можно ставить «ограничители», используя надувные шары или мячи; можно натянуть веревочку с флажками на высоте 2 м., чтобы дети могли ориентироваться по ним, плывя на спине.

Особенности подготовки инструктора по плаванию.

Инструктор по плаванию должен знать особенности физического
и психического развития детей с патологией зрения.

Он обязан владеть основами детской физиологии, анатомии, психологии слабовидящих детей.

Взаимоотношения инструктора с родителями.

Основная задача тренера - убедить родителей, что занятия плаванием
не навредят здоровью ребенка, а, наоборот, помогут ему быть физически сильным, крепким. Для этого проводятся консультации, открытые показы занятий. Главное - убедить родителей, что их дети в состоянии овладеть теми же умениями
и навыками, что и нормально развивающиеся дети. Можно использовать совместное занятие родителей с детьми. Родителям предлагается выполнить задания на бортике, а детям в воде. Это вызывает чувство совместной деятельности, радость, желание дальше обучаться плаванию. Родители понимают необходимость занятий
в бассейне.

Медицинский контроль.

Инструктор по плаванию обязан удостовериться в том, что ребенок прошел освидетельствование специалистов (ортопед, невролог, нефролог и т.д.) и имеет допуск к занятиям в бассейне (обязательны медицинская справка о наличии анализов, визуальное освидетельствование ребенка).

Оборудование и инвентарь.

Учитывая особенности зрительного анализатора у детей с глазной патологией (обострение восприятия желто-красного спектра цвета), необходимо приобретать инвентарь этой цветовой гаммы, предпочтительно с рельефной поверхностью. Дети уверенно чувствуют себя, если у них в руках функциональный инвентарь (доска
для плавания, мягкая палка, надувной мяч).

При близорукости (более 3,0 диоптрий) очки назначают для постоянного ношения. В бассейне дети их снимают. Исходя из этого, инвентарь должен быть крупным, ярким и контрастным, предпочтительно желто-оранжево-красного цвета.

При косоглазии . При этом состоянии практически отсутствует бинокулярное зрение. Детям трудно определить удаленность предмета, его объем, выполнить команду «Попади мячом в цель». Поэтому используются легкие надувные и ярко окрашенные мячи, обручи разных размеров.

Для ориентировки в пространстве используется яркая и контрастная разметка на бортиках и дне чаши бассейна, а также в пространстве, расположенном над чашей бассейна. Развешенные над чашей бассейна флажки, яркие игрушки помогут увидеть границы и определить правильное направление движения в воде, если ребенок выполняет упражнения в положении лежа на спине.

Занятия по обучению плаванию мы строим по «Программе от 2 до 7 лет», основанной на методике одновременного обучения, разработанной Т.А. Протченко.

Эта методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде, позволяет сократить время формирования плавательного навыка, знакомит детей со всеми спортивными способами плавания.

В предыдущей статье мы рассматривали причины возникновения и развития близорукости. А сейчас попробуем выяснить, какие ограничения накладывает данный вид заболевания глаз на нашу жизнедеятельность.

Цилиарная мышца - мышца, окольцовывающая хрусталик человеческого глаза.

Возникновение такого заболевания как миопия связано с наследственной предрасположенностью. В связи с тем, что данный тип наследования этого состояния до конца не изучен и не подтвержден, то может быть риск 50:50, что является противопоказанием к донорству.

Миопия слабой степени не требует исключения 2-го (потужного) периода родов. При высокой степени близорукости назначается плановая операция кесарева сечения. А при миопии средней степени, вопрос родоразрешения решается коллегиально в зависимости от ситуации . Здесь, первостепенное слово имеет врач окулист. Именно он заранее оценивает ситуацию и в письменной форме дает конкретный ответ гинекологам.

Миопия и спорт: Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

Если ранее людям с близорукостью настоятельно рекомендовали избегать занятий спортом и ограничиться лечебной физкультурой, т.е. миопия и спорт были несовместимы, то теперь умеренные занятия физкультурой рекомендованы в качестве эффективного средства для предупреждения прогрессирования заболевания. Как показали результаты проведенных исследований, достаточная и регулярная физическая активность способствует увеличению работоспособности всех органов и систем организма, в том числе цилиарной мышцы глаза, отвечающей за механизмы аккомодации. а также укреплению сосудов глаз.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Как свидетельствуют эксперименты по апробации новых методик физического воспитания детей с близорукостью средней степени, через год после внедрения новых подходов к физическим нагрузкам у плохо видящих детей улучшение зрения наблюдалось в 37,2% случаев, а ухудшение зрения зафиксировано в 9,3%. Результаты обследования детей в контрольной группе были иными: улучшение зрения наблюдалось у 2,4% детей, тогда как ухудшение остроты зрения отмечалось у 90,2% детей.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре

Занятия спортом при близорукости

Значение спорта в нашей жизни все время возрастает. Особенно большое внимание обращают к нему дети и подростки. Однако, не все могут заниматься с желаемым видом спорта, так как у многих состояние здоровья не позволяет этого.

Среди болезней очень распространенной является миопия (близорукость). Близорукость — это дефект глаз, при котором человек не может видеть отдаленные предметы. При миопии изображение формулируется перед сетчаткой глаз. Самой распространенной причиной является увеличение глазного яблока. За счет этого сетчатка находится за фокальной плоскостью. Очень редко преломляющая системы глаза может фокусировать лучи на много сильнее. В любом из случаев на сетчатке формулируются нечеткое изображение.

При миопии человек издалека видит плохо, а вблизи хорошо.

Поэтому может носить очки или контактные линзы с отрицательными значениями.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив­ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

Лечебная физкультура при близорукости

Комплекс лечебной физкультуры включает в себя общеразвивающие и особые упражнения для глаз. Зная, что у близоруких часто встречается нарушение осанки, искажения позвоночника из-за наклонения голову и туловище при зрительной работе на недалекой дистанции. Существенное значение нужно придавать дыхательным и корригирующим упражнениям. Дыхательные упражнения играют большую роль в углублении лёгочной вентиляции, укреплении дыхательных мышц. Кроме этого они являются средством циклического понижения нагрузок.

Заняться лечебной физкультурой можно и дома. Для этого больному нужно руководствоваться методическими указаниями.

Курс лечебной физкультуры для близоруких должен продолжаться минимум 5 месяцев. Для наилучшего результата курс нужно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный может продолжается 14-17 дней.

В этом периоде больной должен выполнить следующие задания:

А) привыкать к физической нагрузке;

Б) укрепить организм;

В) активизировать дыхательные и сосудистые системы;

Г) улучшить организм;

Д) укрепить мышечно-связочный аппарат;

Е) повысить эмоциональное состояние.

В этом периоде следует прежде всего выполнять корригирующие и дыхательные упражнения. В спортивных залах занятия можно проводить как утренняя гимнастика, но его нужно дополнять корригирующими, дыхательными упражнениями. Примерная длительность 20-30мин.

Занятия лечебной физкультурой

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Б) Круговые движения головой по 4 раза влево и 4 вправо.

В) Самомассаж мышц задней поверхности шеи и затылка в течение 60секунд.

Г) Круговые движения глазами. Выполнять медленно сначала влево, потом вправо около 1 минуты.

Д) Закрыв глаза, насильно надавливать пальцами на глазные яблоки около 35-45 секунд.

Е) Упражнение «метка на стекле». Необходимо выполнять около 1-2 минуты, тренируя мышцы глаза сначала левого, затем правого, а потом вместе.

Ж) Закрыв глаза, выполнять поглаживание век от наружных углов к носу, а потом обратно около 40-45 секунд.

З) Выполнять быстрые моргания около 25-30 секунд.

И) Посидеть, закрыв глаза около 60 секунд, выполнять брюшное дыхание.

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Психолого-педагогический факультет

Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация и проведение занятий

по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.....................


1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями

зрения………………………………………………………………………


1.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с

нарушениями зрения………………………………………………………


1.3.Плавание как коррекционно-оздоровительное средство в работе с детьми с депривацией зрения…………………………………………..


1.4.Методика проведения занятий по плаванию со школьниками с нарушением зрения……………………………………………………….


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ....................................................................................


2.1. Методы и организация исследования……………………………….

2.2. Оценка уровня развития физических способностей учащихся 8-

классов с депривацией зрения……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………............

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...........................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения , распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Роль зрительного анализатора в психическом велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими .

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен­ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы детей с депривацией зрения, поэтому занятия адаптивной физической культуры имеют коррекционную направленность.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию деприваций зрения.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса.

Особенностью занятий по плаванию для детей с нарушением зрения, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание одно из эффективных коррекционных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

Вопросы проведения занятий по плаванию для детей имеющих нарушение зрения рассматриваются в работах известных специалистов в области со слабовидящими детьми: ; ; ; ; ; .

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения»

Цель исследования. совершенствование методики проведения занятий по плаванию для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.

Объект исследования – учебный процесс по плаванию, детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию детей с нарушением зрения.

Гипотеза. Предполагаем, что занятия по плаванию повышают двигательные и функциональные способности детей, возникшие в результате дефекта зрения.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Разработать программу оздоровительного плавания для детей с депривацией зрения

3.Экспериментальная оценка эффективности занятий.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, функциональных проб, двигательных тестов и математической статистики

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ Муниципального Предгорного района. В исследовании приняли участие 4 школьника с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования рассмотрено: оздоровительное значение плавания на организм школьников; дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения; определена методика проведения занятий по плаванию для школьников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности студентов-практикантов, тренеров – преподавателей по адаптивной физической культуре.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Работа изложена на 47 страницах (текст работы на 44 страницах, приложения на 3 страницах). Работа содержит 2 таблицы и 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по проблеме исследования, из них 3 – интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом . Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Демирчогляна, и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с , нарушениями аккомодации.

Ростомашвили показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки .

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Цивилизация дала нашим глазам гигантские нагрузки. Примерно с трех лет дети начинают читать. Затем учеба в школе, институте… Едва ли можно найти занятие, где бы не требовалось зрение. Это в полной мере относится и к занятиям физкультурой и спортом.

При нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. Затрудняется пространственная ориентировка, задерживается формирование двигательных навыков, значительно снижается познавательная активность. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. Нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, нарушается координация и точность движений. В ряде исследований определена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. «Вышесказанное подтверждается низким процентом спортсменов с нарушением зрения, достигших спортивных высот. Так, среди кандидатов в мастера спорта всего 1,2 процента человек с нарушением зрения, а среди мастеров спорта всего 0,3 процента», - говорит заведующий лечебно-диагностическим отделением МУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» Татьяна Ващенко.

В настоящее время все больше ребят рано начинают заниматься спортом, а с ростом мастерства возрастают объемы и интенсивность нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований. В этих условиях детский организм, в том числе и орган зрения, должен адаптироваться к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, чтобы нормально расти, развиваться и физически совершенствоваться. Иначе можно вызвать и перегрузки организма в целом, и расстройства зрения.

«Очень часто дети и их родители при выборе вида спорта не учитывают состояние зрения, хотя спортивные достижения имеют прямую зависимость от его функций. Например, занятия борьбой, тяжелой атлетикой, конькобежным спортом, фигурным катанием, плаванием, греблей, туризмом при небольшом понижении зрения возможны. Но есть виды спорта, где понижение это опасно, к примеру, конный, парусный спорт, прыжки в воду. Занятия художественной гимнастикой, акробатикой, отдельными видами легкой атлетики, фигурным катанием, фехтованием, стрельбой, теннисом, волейболом, баскетболом допустимы с применением корригирующих очков. А бокс, футбол, все виды борьбы, хоккей, водное поло, альпинизм не совместимы с применением очковой коррекции», - предупреждает врач-офтальмолог МУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер» Елизавета Попова.

С другой стороны, дозированная физическая нагрузка часто способствует развитию глаза, предупреждает заболевание.

В каждом конкретном случае правильно определить уровень зрения и посоветовать вид спорта может только врач-офтальмолог. Важно, чтобы юные спортсмены пришли на консультацию к врачу с родителями или тренером. Врач более полно узнает о характере нагрузок, режиме дня и т.д. и после этого сможет дать правильные советы и рекомендации.

Учеными доказано, что циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 ударов в минуту) оказывают благоприятное воздействие на способности глаз, вызывая реактивное усиление кровотока в глазах через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности глазной мышцы.

Динамические физические нагрузки способствуют снижению внутриглазного давления в среднем на 4,5 мм рт. ст. независимо от его исходного уровня и степени тренированности. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 175 ударов в минуту), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Учитывая значительное влияние физических нагрузок на показатели глазного кровотока и степень кровоснабжения различных отделов глаза, здоровым лицам показаны физические нагрузки, при которых частота сердечных сокращений не превышает 175 ударов в минуту. Противопоказанием являются любые физические нагрузки при частоте сердечных сокращений выше 175 ударов в минуту, так как приводят к ухудшению кровоснабжения тканей глаза.

Справка "НГ"

Уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от трех до пяти процентов), в росте (от пяти до 13 см). Заметное отставание от нормы отмечается и в жизненной емкости легких. Исследования, проведенные спортивными медиками, показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения жизненная емкость легких - 1600 куб. см, а у нормально видящих - 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита: в возрасте восемь-девять лет снижена на 28 процентов, к 16 годам - на 52 процента.